ВИННИЦА (QHA) -

Винница уже несколько лет является муниципальной «звездой» и примером для подражания. Перенимать опыт проведения энергоэффективных мероприятий, транспортной реформы и успешного взаимодействия горожан с местной властью сюда приезжают делегации со всей Украины. Преобразования в городе начались еще в 2006-м, с избранием мэром 28-летнего Владимира Гройсмана и нового состава горсовета. Продолжаются они и сегодня, после того как в 2014-м Гройсман согласился работать в Кабмине, а его преемником стал Сергей Моргунов.

Мэр рассказал корреспонденту QHA о том, как винницкой команде Гройсмана-Моргунова удалось сломить сопротивление бюрократов и ментально переориентировать постсоветский чиновничий аппарат, превратив его в муниципальную службу европейского образца.

Сергей Анатольевич, практически все отечественные СМИ позиционируют Винницу как лидера децентрализации – реформы, которая даст местным общинам больше полномочий, в том числе право распоряжаться местным бюджетом. Что позволило Виннице опередить другие города Украины в этом направлении? И чего, по-вашему, не хватает руководителям других городов и областей нашей страны для реализации потенциала децентрализации на местах?

– С начала независимости Украины и до недавнего времени разговоры о децентрализации оставались лишь разговорами. Более того, вопрос децентрализации был одним из первых пунктов программы каждого президента и руководителя правительства. Но, несмотря на это, органы местного самоуправления были обделены полномочиями и финансовыми ресурсами. Когда после Революции Достоинства в 2014 году мэру Винницы Владимиру Гройсману предложили должность вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и ЖКХ, главной задачей, с которой Гройсман шел в правительство, была возможность внедрять реформу децентрализации. Фактически с 2014 года началась работа в этом направлении: на местах появились полномочия и материальный ресурс. За два года финансовая децентрализация дала ощутимые результаты.

С самого начала мы хорошо понимали, что для реализации всех планов нужно сформировать мощную команду. Ведь если представительная ветвь власти и исполнительные органы не имеют между собой согласия и перетягивают одеяло каждый на себя, то о продуктивной работе и говорить нечего. Такой негативный опыт у нас был во время четвертого созыва городского совета с 2002 по 2006 год. Сессии длились по три-четыре дня, депутаты занимались своими меркантильными интересами, красовались перед телекамерами, а вопросы территорий и избирателей были далеко на заднем плане.

В 2006 году в городской совет была избрана наша команда во главе с мэром Владимиром Гройсманом. А я стал секретарем горсовета. Мы начали заниматься не политикой, а ведением хозяйства, если можно так сказать. У нас было видение того, что власть в целом является органом, предоставляющим услуги, а избиратель – клиентом, который должен получать их в качественном виде. Ментально нужно было переориентировать представительные и исполнительные органы власти именно на такой подход к делу. Это было непросто, но за четыре года нам удалось перестроить все структурные подразделения под эту идеологию.

Многие наши специалисты ездили по разным городам Европы и изучали опыт предоставления услуг в других муниципалитетах. Исходя из накопленного опыта, мы создали собственный программный продукт, который дал  возможность сформировать четкую задачу по организации работы Прозрачного офиса.

Кроме того, раньше для получения различных разрешений и документов человеку необходимо было обращаться во всевозможные  организации, не подчиненные городскому совету. Поэтому, чтобы предотвратить любые неправомерные действия со стороны должностных лиц, региональные представительства центральных органов власти должны были находиться в одном месте и предоставлять услуги по единому алгоритму.

В 2008 году Центральный прозрачный офис начал свою работу в пилотном режиме. Это сразу минимизировало любые коррупционные проявления. Клиент центра регистрировался в электронной очереди, получал услугу у специалиста и имел возможность отслеживать статус своего документа на сайте городского совета.

Также стоит упомянуть, что в 2010 году, когда Владимир Гройсман во второй раз был избран мэром, а я – секретарем горсовета, мы сделали полную перезагрузку исполнительных органов местного самоуправления. Около 20% сотрудников были сокращены, все работники прошли через конкурс на соответствие занимаемым должностям.

В 2015 году в Винницу приезжал Михеил Саакашвили и был удивлен, что дома юстиции в Грузии открылись в 2010 году, а у нас первый Прозрачный офис раньше, в 2008-м. Это наша гордость и большая ответственность, ведь работу Прозрачного офиса нужно поддерживать на высоком уровне. Более того, для максимальной продуктивности мы применили внешнюю систему контроля над процессами в городском совете: привлекли к сотрудничеству британскую аудиторскую компанию ВSI Group. Раз в полгода их представительство в Польше проводит аудит деятельности всех исполнительных органов горсовета и предоставляет ряд рекомендаций, которых мы придерживаемся.

В 2011 году мы начали строить еще три административных Центра по оказанию социальных услуг. Если говорить о результатах в части назначения субсидий, то на сегодняшний день мы охватили большое количество желающих получить компенсацию от государства. Причем переназначения субсидий происходят автоматически. В Виннице насчитывается 132 тысячи домовладений. В прошлом году 66 880 семей получили субсидию в среднем по 1200 гривен в месяц. Думаю, что это существенная помощь каждой семье. В нынешнем осенне-зимнем периоде мы предполагаем увеличение количества таких семей на 20-25 тысяч. Поэтому фактически две трети винничан будут получать возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Такой показатель в Украине уникален.

 

Мы продолжаем работать в направлении расширения спектра услуг. Сегодня в наших Прозрачных офисах можно регистрировать акты гражданского состояния (заключать браки, получать свидетельства о рождении ребенка и т. д.). Также в этом месяце мы открыли сервисный центр по регистрации автомобилей и получению водительских удостоверений.

В этом году в Виннице – бум благоустройства: реконструирована центральная в городе площадь Гагарина, идут ремонтные работы в районе проспекта Космонавтов, расширяются дороги, ремонтируются учреждения образования. Что дало возможность проводить столь масштабные преобразования, каковы акценты в этой работе?

– В начале работы нашей команды, в 2006 году, мы были вынуждены в авральном порядке решать злободневные вопросы по жизнедеятельности Винницы, до этого не было целостного видения, в каком направлении должен двигаться город.

Совместными усилиями мы приняли Стратегию развития города «Винница-2020», где определили пять приоритетов, в рамках которых мы работаем каждый год. Благодаря стратегии мы имеем общую картину проблем и недостатков и можем своевременно реагировать на них.

Если правильно распределять средства и системно заниматься проблемными вопросами, то даже при том ресурсе, который был в 2010 году, а именно 900 миллионов гривен, можно многое сделать. Правда, это займет больше времени.

В 2015 году финансовая децентрализация позволила получить свыше 280 миллионов гривен дополнительного ресурса в бюджет города. По нашим оптимистичным прогнозам, в этом году эта сумма будет близка к 400 миллионам гривен.

В текущем году нам удалось направить существенные средства на социальную сферу, а именно на капитальный ремонт и техническое оборудование учреждений здравоохранения и образования.

Децентрализация это одна и из самых действенных реформ, которая дала реальный результат за столь короткое время. И что немаловажно, последствия реформы видны винничанам.

Для нас очень важно развивать инфраструктуру и благоустраивать город. В предыдущие годы мы сделали капитальный ремонт центральных дорог, а сейчас обустраиваем второстепенные улицы, перешли на переулки и частный сектор. Также важным вопросом для Винницы остается канализирование частного сектора, ведь из года в год выгребные ямы наносят существенный вред подземным водам. Чтобы предотвратить экологическую проблему, в городе действуют программы софинансирования: большую часть расходов на канализирование покрывают деньги из бюджета. С каждым годом процент домовладений с централизованной канализацией увеличивается, и на сегодняшний день составляет около 20%.

Первый в Украине Прозрачный офис был открыт в Виннице еще в 2008-м. Сейчас их четыре. Винницкие власти в 2016 году на базе Прозрачных офисов продолжают внедрять новые сервисы и услуги, становясь ближе к бизнесу и гражданам. Спустя восемь лет работы центров можно ли утверждать, что это действенный метод на пути предотвращения любых коррупционных действий со стороны должностных лиц?

– В каждом Прозрачном офисе установлены камеры видеонаблюдения, также работает система тайного клиента. К сожалению, у нас бывали случаи неподобающего поведения работников Прозрачных офисов, после служебных проверок этих людей уволили. Если наши сотрудники не понимают, что людей нужно уважать (я уж не говорю о каких-либо коррупционных проявлениях), то нам с ними не по пути. В начале этого года в одном из административных центров заместитель руководителя офиса пытался решить вопрос за дополнительное вознаграждение. Мы оперативно отреагировали и сотрудничали с правоохранительными органами. Это был наглядный пример для всех, кто не разделяет наших прозрачных принципов работы. Очень важно, чтобы руководство понимало всю ответственность, которая на него возложена, и должным образом выполняло свои обязанности.

Винница лидер по внедрению энергоэффективных мероприятий в Украине. В прошлом году Винница стала первым городом на территории стран постсоветского пространства, который получил «Европейскую энергетическую награду» – сертификат, подтверждающий системную работу в этом направлении. В Виннице при финансовой поддержке Швейцарской Конфедерации с 2012 года модернизируются системы теплоснабжения. Каковы масштабы проделанной работы и что планируется в направлении энергосбережения на 2017-2018 годы?

– В Виннице преобладает централизованная система отопления. Понятно, что эту систему нужно модернизировать, ведь ей более 40 лет. Мы начали работать со Швейцарской Конфедерацией в 2011 году на условиях софинансирования 80/20, где 20 процентов это средства городского бюджета и теплоснабжающей организации. Модернизация началась на отдельных территориях: обновлялись котельные, менялись трубопроводы и устанавливались индивидуальные тепловые пункты. На сегодняшний день размер этого сотрудничества со стороны Швейцарской Конфедерации составляет 20,6 миллиона швейцарских франков. За период с 2011 по 2015 годы нам удалось установить сто ИТП, модернизировать одну газовую котельную и построить еще одну твердотопливную котельную, заменить около десяти километров трубопроводов. Благодаря проведенной работе и комплексу мер нам удалось сэкономить часть средств, что позволило продлить меморандум о сотрудничестве и получить 8,5 миллиона швейцарских франков на модернизацию системы теплообеспечения еще одного микрорайона города.

Нам есть над чем работать, ведь многие годы системой теплоснабжения никто не занимался.

Если говорить о Европейской энергетической награде, то Винница первой в постсоветском пространстве прошла соответствующую сертификацию. Для получения награды город должен соответствовать 50 регламентным пунктам, среди которых экономия электроэнергии, надлежащая работа общественного транспорта, хорошие дороги и многое другое. Ежегодно офис Европейской энергетической награды мониторит ситуацию в городе и раз в четыре года делает полную проверку выполнения мероприятий, направленных на энергоэффективность. У Винницы – серебряная награда, для того, чтобы получить золотую, город должен соответствовать 75 пунктам. Мы стабильно придерживаемся намеченных мероприятий и стремимся получить золотую энергетическую награду до 2020 года.

Винницу также часто ставят в пример успешного развития системы муниципального транспорта в стране. Планируете ли продолжать реорганизацию сети общественного транспорта и обновления парка Винницкой транспортной компании?

– Мы систематически обновляем подвижной состав общественного транспорта, модернизируем путевое хозяйство и тяговые подстанции. Если говорить о реформе общественного транспорта, то начали мы ее в 2012 году. В первую очередь мы изменили баланс маршрутных такси и общественного транспорта. Ситуация выглядела так, что тот, кто мог заплатить деньги, ехал на маршрутке, частные перевозчики забирали всех платежеспособных людей. А в общественном транспорте ездили преимущественно льготники. Ежегодно все меньше подвижного муниципального состава выходило на маршруты, давая возможность частному перевозчику быть монополистом на рынке. Частный перевозчик диктовал цену на проезд, создавал аварийность на дорогах и не соблюдал стандартов пассажирских перевозок. Поэтому было принято решение изменить баланс транспорта в сторону муниципального.

 

За пять лет мы провели капитально-восстановительный ремонт 117 троллейбусов, кроме того, в Виннице ездят 40 новых троллейбусов и 30 автобусов. На сегодняшний день мы сделали третий трамвай VinWay и до конца года сделаем еще один. Ежедневно на маршрут выходит 131 троллейбус, из которых 40 – новые, все остальные капитально отремонтированы, 74 швейцарских трамвая и 49 автобусов. Также у нас есть 30 старых чешских вагонов КТ-4UА, которые транспортная компания переделает в новые VinWay.

На проекты, поданные в рамках городской программы «Бюджет общественных инициатив», выделено более 6 миллионов гривен. Достаточно ли этих средств на реализацию инициатив?

– В этом году на идеи винничан из городского бюджета выделили пять миллионов гривен. Проекты-победители были очень разными, начиная с благоустройства прилегающих территорий и заканчивая организацией класса сенсорной интеграции для детей с аутизмом. Было много хороших идей, которые мы приняли во внимание и будем внедрять уже и вне рамок бюджета общественных инициатив.

 

Все представленные проекты проходят комиссию, которая оценивает их на соответствие условиям и положению конкурса. Не доходят до голосования проекты с коммерческой составляющей и те, что противоречат действующему законодательству.

 

На реализацию проектов в 2017 году предусмотрено 6,5 миллиона гривен. После экспертизы положительную оценку получила большая часть из присланных предложений: 59 из 97 проектов. Они были представлены на всеобщее голосование. Подавляющее большинство предложений касалось улучшения инфраструктуры в винницких школах и детсадах.

Представители отечественных турфирм отмечают, что туристический потенциал Винницы еще не раскрыт. Традиционно иностранцы едут посмотреть только на фонтан «Рошен». Что нужно сделать, чтобы образ Винницы стал уникальным в глазах приезжих?

– Винница – уникальный город по критериям чистоты и благоустройства. С точки зрения архитектурных локаций, мы уступаем Черновцам или Львову, но это обусловлено историческими факторами.

 

 

Я не могу согласиться, что Винница славится одним только фонтаном «Рошен». Гости города охотно посещают Национальный музей-усадьбу хирурга Пирогова. Более того, количество посетителей таково, что автобусам негде стать, поэтому для комфорта туристов сейчас мы обустраиваем специальную парковку. Также под Винницей, в Стрижавке находится ставка Гитлера «Вервольф», которая пользуется большой популярностью среди иностранцев.

Есть и частные инициативы создания в городе музея ретроавтомобилей и единственного в Украине музея коллекционных мини-моделей транспорта. Месяц назад мы открыли первый в Украине музей украинской марки. Кроме того, в Виннице есть архитектурные памятники, связанные с историей УНР.

Не менее важным фактором повышения туристической привлекательности региона является развитие инфраструктуры. Также нужно обустраивать места для активного отдыха и формировать бренд города. Сегодня мы сотрудничаем с проектом «Промис» Федерации канадских муниципалитетов, который помогает нам сформировать брендинг города. Это даст результат для туристического представления Винницы не только в Украине, но и в Европе.

Галина Панкратьева

ФОТО: пресс-служба Горсовета

QHA