КИЕВ (QHA) -

Если вернуться к истории написания конституции АРК, то тогда предлагались несколько вариантов органов государственного управления на полуострове, один из которых предполагал двухпалатный парламент. В этом парламенте должна была быть палата национальностей, представляющая  интересы трех больших этнических групп, проживающих в Крыму  - русских, украинцев и крымских татар.

- Тогда предоставлялась бы  квота национальным меньшинствам, которые представляют меньшее количество населения в Крыму. И если нарушаются права одной из этнических групп, то она могла бы наложить вето на решение палаты представителей. Это было одно из предложений. Возможно, этот момент нужно взять к сведению в дальнейшей работе, - сказал председатель правления Крымскотатарского Ресурсного Центра Эскендер Бариев.

Бариев также выделил несколько основных моментов, которые должны учитываться при принятии законопроекта о коренных народах Украины:

- Мое субъективное мнение относительно того, что мы имеем на сегодняшний день:

1) Конституцию Автономной республики Крым может менять только Верховный совет Автономной республики Крым, которого нет, поскольку согласно решению конституционного суда он был распущен.

2) В рамках проведения конституционной реформы в конституцию Украины необходимо внести изменения, в которых было бы прописано, какой именно должна быть республика в Крыму. Можно оставить такое же название (АРК), но с учетом прав коренных народов Украины и, в первую очередь, крымскотатарского народа.

3) Верховная Рада все же принимает - а уже есть распоряжение ВР - закон о коренных народах. И в разработанном законопроекте о коренных народах мы прописали, что в правовом поле должны присутствовать институты и представительства коренных народов, - подытожил Эскендер Бариев.

Член Меджлиса крымскотатарского народа напомнил, что хотя ВР Украины и признала Курултай и Меджлис официальными органами, приняв соответствующее постановление 20 марта 2014 года, дальше этого процесс не пошел. То есть вроде бы и есть представительские органы, защищающие крымских татар, но в то же время  никто не знает, что это такое.

-  Ведь Меджлис не общественная организация и не государственный орган. Поэтому мы прописали все эти моменты в данном  законопроекте. Они должны занимать определенное место в правовом поле Украины и, соответственно, могут иметь определенные функции и определенное влияние, - добавил Эскендер Бариев.

 По его мнению, украинские власти должны выделить квоты для представителей коренных народов в Совмине АРК, гарантируя права крымским татарам - независимо от того, будет ли это двухпалатный или одноплатный парламент.

- Вот как раз таки коренной народ Крыма имел бы право вето на те решения, которые несут угрозу государству и коренным народам Крыма. И это нужно учитывать. Все должно быть прописано в законодательстве Украины. И как раз таки в этом законопроекте мы это предусматриваем. И в том числе предусматриваем, если говорить о демократическом и правовом государстве, чтобы коренные народы Крыма были представлены и в высшем законодательном органе Украины. То есть в Верховной Раде, - отметил Эскендер Бариев.

Бариев отметил, что за всю историю независимой Украины интересы крымских татар в парламенте  всегда представляли один или два депутата (Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров). Согласно решению Курултая они делегировались в ВР и были включены в партийные списки.

- Это было сделано не правовым образом, а представляло собой политическое решение. Когда ряд политических партий предлагали место по квоте в своем проходном списке. И таким образом способствовало тому, чтобы коренные народы крымскотатарского народа были представлены. В том числе там были политические интересы, потому что крымские татары всегда были единой, монолитной политической силой, которая могла и которая активно голосовала. Поэтому это было выгодно политическим партиям, - отметил Эскендер Бариев.

Подводя итоги, председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра сказал , что коренные народы имеют право принимать участие в политическом процессе страны. Коренные народы должны иметь своих представителей, чтобы быть услышанными на наивысшем уровне, в том числе при принятии законов посредством делегирования ряда полномочий представителям коренных народов.

QHA