КИЕВ (QHA) -

Украина должна обеспечить для детей из Донбасса и Крыма равный доступ к качественному образованию. Именно поэтому Фонд «Открытая политика» совместно с МОН и ЮНИСЕФ в этом году провели мощную информационную кампанию по упрощенной процедуре вступления в украинские вузы, а также создали сеть колл-центров "горячей линии" в регионах. И главное - создали систему дистанционного образования в сочетании с возможностью получения качественного офф-лайн образования. Об этом рассказала в интервью корреспонденту QHA генеральный директор Фонда «Открытая политика» Ирина Жданова.

QHA: В этом году произошли какие-то существенные изменения в работе образовательных центров «Донбасс-Украина» и «Крым-Украина»?

Ирина Жданова: Да, например, как я уже говорила, все фамилии абитуриентов будут шифроваться.

Через Образовательные центры (ОЦ) в этом году могут поступить и те, кто имеет сертификат ВНО (Внешнее независимое оценивание) за 2016-2017 годы. Почему это важно - потому что бывают случаи, когда школьники одиннадцатых классов пошли на обычную процедуру сдачи ВНО. Они проучились на экстернате и здали ВНО, но они прекрасно видят, что их сертификаты с ВНО не конкурентоспособные из-за маленьких баллов по сравнению с другими выпускниками.

Нужно осознавать, что эти квоты для крымчан - 20%, есть только в Образовательных центрах. То есть, во всех этих 12 университетах и ​​техникумах понимают, что абитуриенты с малыми баллами не проходят на бюджет, поэтому они могут по этим сертификатам прийти в те университеты, которые относятся к ОЦ. И людям, у которых больше ста баллов не нужно ничего сдавать, а их сертификаты засчитываются как уже сданные экзамены.

В этом году информационная кампания в ОЦ стартовала гораздо раньше, чем в прошлом.

Украина как не признавала документы, выданные на оккупированных и неконтролируемых территориях, так и не признает их, поэтому все оценки в аттестатах выпускники собственноручно выписывают в образовательную декларацию, которую нужно заполнить в ОЦ. Эти оценки никто не проверяет, и они нигде не учитываются. Это скорее некая формальная процедура. Благодаря этому можно сдать за 2-3 дня ГИА (Государственная итоговая аттестация) по двум предметам (украинский язык и история Украины), которую сдавать гораздо легче, чем ВНО. Все вопросы по ГИА есть на сайте «Доступное образование».

На сайте также есть бесплатные видеоуроки, которые можно смотреть без регистрации.

Кроме того, нужно сдать еще один профильный экзамен по специализации выбранного университета, который уже прописан в ОЦ по каждой специальности.

QHA: Что это дает крымским и донбасским абитуриентам?

Ирина Жданова: Эта средняя оценка по ГИА засчитывается абитуриентам как средний балл аттестата, а профильный экзамен засчитывается как балл вступительного экзамена. После чего крымчане конкурируют между собой в Образовательных центрах в конкурсе на бюджет. А в случае Донбасса - они конкурируют на общем конкурсе, где для них выделены места по госзаказу.

Преподаватели прекрасно понимают, что это дети войны, и они не учатся в надлежащих условиях, по сравнению с другими детьми. Даже в Краматорске, который не входит в эту систему упрощенной процедуры, молодежь не учится в надлежащих условиях. Особенно когда их постоянно окружают плакаты с надписью «Осторожно, мины» и они постоянно слышат взрывы, которые доносятся из других городов.

Нужно учитывать, что они имеют равные права на образование, но они не имеют равного доступа к образованию из-за военного положения.

QHA: Я помню, что в прошлом году МОН вело переговоры с медуниверситетом Богомольца относительно приема абитуриентов из Крыма и Донбасса, так как медицинской специальности в предложенных учебных заведениях по упрощенной системе не было. В этом году ситуация изменилась?

Ирина Жданова: Это зависит от желания самого университета. Образовательный центр требует определенного администрирования, ведь это дополнительная большая работа.

Тем более, мы не должны забывать, что согласно закону «О высшем образовании» в университетах есть своя автономия, поэтому решение должен принимать ректорат и коллектив университета. В данном случае университеты Министерства культуры и Министерства здравоохранения не подчиняются МОН, они подчиняются другим профильным министерствам.

Общественными организациями и Министерством образования и науки Украины была проведена дополнительная работа по упрощенной процедуре вступления крымских и донбасских абитуриентов в украинские вузы. Вы же знаете, что закон был принят в мае, а в июне уже были подготовлены все необходимые документы и нормативно-правовая база. Да, это было поздно, но эти вопросы необходимо решать всем ветвям власти, ведь уже прошло три года.

В 2015 году убедить общество и власть в том, что нужно делать в разгар боевых действий "зеленые коридоры" для детей с оккупированных территорий, было очень сложно.

Мне кажется, что все больше людей приходит к мысли, что нам нужно налаживать диалог с людьми, которые проживают в Крыму и на Донбассе, для того, чтобы услышать друг друга.

Относительно медицинской специальности, то действительно, в списке украинских вузов для поступающих с оккупированных территорий нет медицинских специализированных учреждений. Но, в то же время, в списке ОЦ есть Черноморский государственный университет, в котором есть медицинский факультет.

Конечно, в идеале должно быть отдельное учебное заведение, но решение об этом должно приниматься министерствами коллегиально.

Списки университетов, куда могут поступать выпускники с оккупированных территорий могут пополняться, как это делается по Донбассу. Ни в одном приказе нет четкого перечня университетов, входящих в Образовательные центры «Донбасс-Украина» и «Крым-Украина», потому что он может меняться.

QHA: А как насчет профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев, колледжей - они могут принимать эту группу абитуриентов?

Ирина Жданова: Это высшие учебные заведения 1-2 уровня аккредитации. Поэтому выпускники, которые уверены, что они не пройдут по конкурсу в университет, смогут 7 августа, после объявления результатов конкурса на обучение по бюджету, пойти учиться в лицеи, техникумы, училища.

Также у них есть время поступить на контракт, но начиная с прошлого года всех, кто поступал на платное обучение, перевели на бюджет. В частности, университеты обращались в МОН по переводу студентов с оккупированных территорий с контракта на бюджетное обучение, и Министерство образования и науки в октябре-ноябре выделило дополнительные бюджетные места на технические и физическо-математические специальности. Скажем, на юридические специальности не было выделено квот, так как не осталось мест для госзаказов, но иногда были исключения. Например, студентка Алие поступила на юридический факультет в университет Шевченко за счет дополнительных мест на госбюджет.

В этом отношении очень активно работали сами университеты и областные администрации МОН.

Мы только что вернулись из Краматорска и Северодонецка под большим приятным впечатлением от того, что там работают отдельно с каждым ребенком. Они борются за каждого человека.

В этом году МОН выделило для Образовательных центров «Крым-Украина» около 870 квотных мест на госбюджет для крымчан.

QHA: По Вашему мнению, сколько в этом году выпускников из Крыма поступят в украинские вузы?

Ирина Жданова: Это очень сложный вопрос, ведь этих данных нигде нет. Неизвестно, сколько людей зарегистрировалось на ВНО, потому что на экстернат в Донецких и Луганских областях было зарегистрировано около 600 детей.

В прошлом году из Крыма очень мало абитуриентов поступало через Образовательные центры. Всего в украинские вузы через «Крым-Украина» поступило 160 человек. Конечно, через ВНО поступило больше выпускников из Крыма, но статистики мы, к сожалению, не имеем.

Главными барьерами для поступления в украинском вузы оказались информационные и материальные факторы, ведь в Крыму очень много фейковой информации.

Мы в своих условиях проигрываем России, так как у них гарантированы государственные квоты без ЕГЭ, которые работают с 2015 года.

Существует термин «вступительный туризм» - это когда в Крым приезжают россияне и прописываются на полуострове, чтобы попасть в универ без госэкзаменов.

Мы это сделали только в прошлом году, но это поздно, потому что информационно мы туда ничего донести не можем. А там рассказывают, что как только выпускники пересекают КПВВ, то их сразу забирают в армию, или что государственных мест уже нет ...

Очень большой минус в том, что Украина поздно начинает такие кампании.

Условия пересечения - это тоже большая проблема. Для того, чтобы пересечь КПВВ в Луганской области, надо простоять 8 часов в очереди. Да, для ВНО действуют льготы для детей, но не в случае с Образовательными центрами, хотя здесь должна быть упрощена процедура пересечения КПВВ.

QHA: Все преференции по обучению на госбюджете для детей из Крыма и Донбасса порождают негативное отношение к ним среди выпускников других городов, потому что у них отнимают возможность учиться за государственный счет?

Ирина Жданова: Они граждане Украины и они имеют конституционное право на обязательное среднее образование. Почему у них должны быть равные шансы с киевскими детьми на вступление в высшие учебные заведения, ведь они изначально находятся в неравных условиях. Это все равно, что выставить на боксерский ринг тяжеловеса в 100 килограммов против 60 кг человека. Потому что качество образовательных услуг для наших граждан в Симферополе или в Луганске, по сравнению с Киевом - разное. Они не изучают там в таком объеме украинские предметы. В Донецкой и Луганской областях не хватает учителей математики, физики, химии, биологии. И там эти предметы для детей преподают лаборанты, пенсионеры и неизвестно кто без образования.

Разве это был выбор этих детей? Они не голосовали за «русский мир».

QHA: Как именно Вы проводите информационную кампанию, и где Вы размещаете рекламу, чтобы абитуриенты с оккупированных территорий узнали об упрощенной процедуре вступительной кампании в этом году?

Ирина Жданова: Мы сотрудничаем с Министерством информполитики, МинТОТ, МОН относительно информационной политики с учетом прошлогоднего опыта. Поэтому в этом году мы делаем коммуникационную стратегию очень разновекторной, то есть, мы определили политически нейтральные месседжи, которые мотивируют. Например, «Образование каждому», «Всего пять шагов к цели», «Образование в Украине-2017».

Мы размещаем рекламу на общенациональных телеканалах и радио, работающих на этих территориях. А также это направлено на сарафанное радио, ведь переселенцы так или иначе общаются с людьми, проживающими на оккупированных территориях, и смогут им рассказать об упрощенной процедуре поступления в украинские вузы.

Мы размещаем наши листовки о высшем образовании в Украине в поездах, следующих на восток или юг, где живут переселенцы, а также на вокзалах. В «Интерсити» мы разместили видеоролики, постеры, открытки.

В Краматорске постеры А1 размещают в филиалах Сбербанка, Пенсионном фонде, управлениях соцзащиты, Центре трудоустройства. Ведь этот постер может прочитать бабушка, у которой есть внук, и она понимает, что ему нужен украинский диплом или аттестат, поэтому она передаст эту информацию своим родным.

Эти же постеры размещались перед Пасхой, потому что многие люди пересекали КПВВ, и они могли их сфотографировать или прочитать. Но мы там не только указали телефоны горячей линии, но и контакты всех университетов, и описали все процедуры поступления в украинские вузы.

В прошлом году в Киеве мы запустили вместе с МОН "горячую линию" по образовательным вопросам, которая будет действовать и в этом году во время вступительной кампании. Также, в этом году ЮНИСЕФ поддержал открытие "горячей линии" в Краматорске, Северодонецке и Херсоне, проведя обучение, вебинары, тренинги. Разработали методические пособия и собрали все законы, постановления и приказы об образовании, чтобы у людей все было под рукой.

Вся рекламная продукция размещена на нашем сайте, на сайте МОН, «Доступного образования» и МИП.

Кроме того, аудиоролики и видеоролики на русском и украинском языках покрывают и неконтролируемые территории. Например, «Голос Донбасса» вещает на Донецк.

Местное телевидение в Донецкой, Луганской, Херсонской, Николаевской областях делают свои ролики. В интернете люди смотрят телеканалы «Черноморский» и «АTR», где тоже крутят образовательные ролики и программы.

Самое главное на сегодняшний день - это соцсети, поэтому мы сделали отдельные продукты в виде короткой рекламы для Фейсбука, Контакта, Одноклассников, Инстаграма.

В этом году мы действительно развернули более системную и масштабную рекламную компанию.

Продолжение следует...

Элина Сулима

QHA