КИЕВ (QHA) -

Спровоцированная новым витком паспортных скандалов, связанных с экс-главой ГФС Романом Насировым и бывшим нардепом Андреем Артеменко, в нашем обществе снова активизировалась дискуссия относительно гражданства Украины и требований к нему. Националисты яростно связывают понятие гражданина с патриотизмом, средний класс и бизнесмены хотят спокойно вести бизнес за границей, оставаясь украинцами. Что касается госчиновников, то большинство депутатов, готовящих соответствующие законопроекты, не стремятся регламентировать количество гражданств, ограничивая круг лиц теми, кто непосредственно отвечает за национальную безопасность страны.   

Учитывая важность темы гражданства, корреспондент QHA обговорил различные аспекты законотворчества и совершенствования правового поля Украины в части гражданства с адвокатом, кандидатом юридических наук, докторантом кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко, членом Общественного совета при Государственной миграционной службе Украины Ольгой Поединок.

Ольга, на сегодня дискуссия о двойном (и более) гражданстве с подачи президента Украины обрела статус законопроекта, который называют эмоциональным, поданным окружением Гаранта не вовремя. На какие аспекты законотворчества в сфере гражданства сегодня Вы бы обратили главное внимание?

Что касается законопроекта № 6175 от 13.03.2017 и несвоевременностью его подачи, то мне кажется, что это был скорее вынужденный ответ Порошенко на то огромное количество электронных петиций на сайте АПУ, на которые он должен был ответить. Однако, шансы на поддержку данного проекта ЗУ парламента невелики, учитывая то количество альтернативных проектов по проблематике гражданства, которое появилась с марта по июнь этого года.

Как Вы относитесь к конкуренции законопроектов по данной проблематике?

Перечень этих законопроектов довольно обширный – около двадцати. Их можно условно разделить на несколько групп: от таких, где за гражданство Украины и против возможности наших соотечественников иметь иностранное гражданство борются сильно и непримиримо - до тех, где авторство принадлежит Вадиму Рабиновичу (фракция «Оппозиционного блока» в парламенте), который предлагает отпустить этот вопрос и не бороться с двойным  и множественным гражданством.

Где-то посередине находятся законопроекты, которые регламентируют ограничения для госслужащих и лояльно относятся к стремлению увеличить количество гражданств обычных людей, поскольку данная процедура не влияет на ослабление национальной безопасности нашей страны.

Нардепы также пытаются законодательно упростить процесс получения украинского гражданства иностранцами, которые воюют на территории нашей страны. В отношении этой категории граждан приняты изменения, которые касаются иностранцев и лиц без гражданства, если последние заключают контракт с ВСУ. Однако, будет ли расширяться круг данных лиц, и будут ли распространяться на них указанные требования на добровольческие батальоны, пока никто не знает.

Особняком стоит законопроект от 19 февраля 2016 года № 4113 (один из авторов – член депутатской фракции «Народный фронт» Георгий Логвинский), который предлагает ввести ограничения по отношению к лицам, которые имеют гражданство государства-агрессора. 

Граждане Крыма изначально являются гражданами двух стран, поскольку имеют два паспорта - Украины и России. Ситуация с безвизом и биометрическими паспортами увеличивает количество крымчан, больше ощущающих себя украинцами?

— У нас есть отдельная норма, которая касается такого случая. Украина не признает приобретенное крымчанами гражданство РФ как насильно навязанное в контексте вооружённого конфликта. Для Украины и всего цивилизованного мира жители аннексированного полуострова до сих пор остаются украинцами.

Что касается безвиза и его роли в усилении желания крымчан позиционировать себя украинцами, то это очень позитивная тенденция. Украине и дальше нужно предпринимать подобные шаги, чтобы делать украинское гражданство привлекательней, чем гражданство, к примеру, Польши или Венгрии.

Латвия предложила своим гражданам брать любые гражданства стран ЕС, исключив только российское. Почему Украине не пойти по подобному пути?

Действующий Закон Украины «О гражданстве Украины» является самым реалистичным. Он закрепляет отсутствие гражданства административно-территориальных единиц - то есть, предусматривает единое гражданство в рамках унитарного государства, а также неприятие правовых последствий иностранного гражданства.

Например, если украинец имеет российское гражданство, израильское, канадское, то на территории нашей страны он признается исключительно гражданином Украины. Такой подход абсолютно нормальный, и он соответствует международной практике.

Только 26% государств Азии и Африки имеют ограничения в количестве гражданств, 55% абсолютно не имеют. Как Вы считаете, Украина вынуждена идти на ограничения, потому что у нее сложная демографическая обстановка и идет война, или существуют еще какие-то важные причины?

Можно ли добиться того, чтобы в современном глобальном мире украинцы имели только одно гражданство? Наверное, да. Но это потребует колоссальных усилий. Для этого всю территорию нашей страны нужно обнести бетонной стеной, накрыть каким-то саркофагом, или вернуть "железный занавес". Нужна изоляция, запрет международных браков и прочие препятствия. Цена вопроса будет слишком велика – внутренняя и внешняя изоляция.

При этом, даже перечисленные усилия не гарантируют, что некое имперское государство не захочет своими внутренними документами сделать граждан Украины своими гражданами. Такое действие в современном международном праве будет квалифицироваться как недружественный акт, что даже не является международным правонарушением. Таким образом, двойное гражданство невозможно запретить, точно так же, как и побороть данное явление.

Говоря о гражданстве, многие политики аппелируют тем, что ужесточения в этом вопросе лишит нас инвестиций от выехавших на работу за границу, которые в 2012 году составили 4% ВВП Украины. Вы разделяете такие опасения?

Законопроект Порошенко № 6175 от 13.03.2017 содержит довольно жесткую норму, которая предусматривает необходимость в течение 6 месяцев принять меры по прекращению иностранного гражданства и подать свои паспортные документы иностранных государств для осуществления КМУ мероприятий по возврату паспортных документов иностранных государств в соответствующие уполномоченные органы этих стран.

Однако, граждане Украины, выехавшие на заработки за границу (Венгрию, Румынию) в своем большинстве могут выбрать иностранное государство, где они работают. Таким образом, в Украине, на Закарпатье, например, могут освободиться или будут заселены иностранцами целые территории. Неизбежно возникнет вопрос - что с ними делать?

Хотя, мне кажется, что гражданство - это, в первую очередь, политическая категория, поскольку дает широкие возможности влиять на политическое будущее – право голосовать, быть избранным. И если рассмотреть политику Польши, Венгрии, РФ, то, при всех наших претензиях к ним, они, прежде всего, пытаются увеличить количество граждан, пусть даже те живут за границей.

Что касается Украины, то в своих попытках ввести некоторые ограничения в естественный, объективно существующий процесс за счет нормативно-правовых ограничений, нашей власти нужно понимать, что вместе с этим очень важно постепенно изменять тарифы, создавать рабочие места, повышать социальные стандарты, строить жилье, давать ипотечные кредиты, проявлять заботу об украинцах. Только такой подход увеличит привлекательность нашего гражданства для самих украинцев, а может, со временем, и для иностранцев. 

Вел интервью Эдуард Солодовник

QHA