КИЕВ (QHA) -

Первый заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и перемещенных лиц Юсуф Куркчи рассказал журналистам Эдуарду Солодовнику и Александру Воронину в эфире Радио Hayat о проблеме вынужденных переселенцев в Украине.

Радио Hayat: Накопичилося багато питань до вашого Міністерства, але я пропоную почати з законопроекту про колаборантів. В чому потреба його введення, в чому його небезпека та яка перспектива прийняття?

Юсуф Куркчи: Наше Министерство делегировало одного человека в рабочую группу, которая работает над альтернативным законопроектом о коллаборационизме. В состав этой рабочей группы входят и общественные деятели, и Омбудсмен, и представители Минюста.

Причиной создания этой рабочей группы стало то, что депутатом Лапиным был подготовлен законопроект, который общественность сильно критиковала. Депутат Лапин тоже входит в эту группу, и, по его словам, он сказал, что готов отозвать свой законопроект, если будет разработан альтернативный.

Позиция нашего Министерства такова: сегодня спектр вопросов, которые связаны с Крымом, если определить приоритетность тех проблем, которые нужно решить в отношении граждан, проживающих на оккупированной территории, вынужденных переселенцев, чрезвычайно широк, но даже в топ-10 закон о коллаборационизме не входит. Закон имеет силу, если государство может добиться вины за совершенное преступление. Сегодня принимать закон, определяя людей, которые вынужденно оказались на оккупированной территории, по каким-то косвенным признакам колаборантами или нет, несколько рано.

Радио Hayat: Ви говорите про топ-10 проблем людей, які постраждали від конфлікту, але вони стосуються законодавства в цілому, чи тільки вашого Міністерства?

Юсуф Куркчи: Нет законодательства, которое касается только одного министерства, законодательство распространяется на территорию, на субъектов и объектов правоотношения. Я говорил о проблемах, которые касаются наших граждан, что проживают на временно оккупированных территориях. Я считаю, что номером один является законопроект о политзаключенных, который еще в июне был презентован общественности совместно с народным депутатом Мустафой Джемилевым. Он зарегистрирован в Верховной Раде, но рассмотрен только на одной комиссии, которая признала факт, что закон можно выносить на голосование. И средства на реализацию этого закона заложены в бюджете нашим Министерством.

Радио Hayat: Мене вражає, що ваше Міністерство, в тому числі, намагається надавати приміщення тимчасово переміщеним особам, а також співпрацює з міжнародними організаціями, щоб зокрема домовитися про виділення 500 мільйонів доларів на фінансування державного лізингового житла в Україні.

Юсуф Куркчи: У нас есть несколько инициатив, которые отрабатываются Министерством. Первая – это государственная программа по социальному жилью. По результатам этого года нам удалось в Мариуполе и Покровске добиться субвенции, которая предполагает участие бюджета этих городов в приобретении жилья для вынужденных переселенцев. Если говорить про Мариуполь, то суммы, выделяемые там, это порядка 17 миллионов. То есть, город Мариуполь добавляет также 17 миллионов, и на 34 миллиона выкупает на рынке социальное жилье, и предоставляет его переселенцам. Там бальная система определения этой льготной категории, и эти люди получают жилье не в собственность, но у них будет возможность использовать это помещение.

Радио Hayat: Чи буде контролювати громадськість цей процес розподілення житла?

Юсуф Куркчи: Мы вообще настроены на то, чтобы в той или иной общине был контроль общественности. Министерство само жилье не выделяет, оно само не занимается очередями, потому что это прерогатива местных властей.

А то, что касается другой категории денег, то есть программа, которая реализуется Министерством регионального строительства (в этом году 100 миллионов выделено на эту программу), то в ней государство участвует на 50%. То есть, если у человека есть собственные средства на приобретение жилья, то эта программа поможет компенсировать стоимость жилья на 50%. Но что такое 100 миллионов? В эту сумму входит помощь не только вынужденным переселенцам, а также участникам АТО и другим категориям граждан. По нашей информации, в этом году уже более 30 семей смогли воспользоваться этой программой из числа вынужденных переселенцев. В следующем году, благодаря этим 100 миллионам, ею смогут воспользоваться около 200 семей. В то же время, у нас зарегистрированы около 1,5 миллиона переселенцев, то есть, мы сможем решить проблему жилья только для небольшой части внутренне перемещенных лиц. Как видим, проблема трудоемкая, дорогостоящая, но мы будем искать другие выходы, чтобы ее решить.

Радио Hayat: Чи повністю засвоєний бюджет 2017-го року?

Юсуф Куркчи: В бюджете 2017-го года с самого начала были предусмотрены деньги только на покрытие расходов самого Министерства – коммунальные расходы и зарплату работникам. После последних изменений в бюджет, нам была выделена субвенция в размере 17 миллионов гривен, и эти деньги уже в Мариуполе и Покровске. И эти деньги должны быть до конца года реализованы, так как договора все подписаны.

Радио Hayat: Чи в бюджеті на 2018-й рік ситуація покращилася?

Юсуф Куркчи: Ситуация в 2018-м году отличается от нынешнего года, но сказать, что мы удовлетворены, нельзя. Потому что выделены 97 миллионов на поддержку политзаключенных, около 34 миллионов субвенций - общинам на приобретение социального жилья, и на деятельность Министерства выделены дополнительные деньги. Но из-за того, что объем проблем, который мы пытаемся решить, не сопоставим с теми ресурсами, которые выделяются на этот объем, говорить о том, что нам удастся решить какую-то из этих проблем до конца, не представляется возможным.

Радио Hayat: З юридичної точки зору, внутрішньо переміщенні особи знаходяться в одному реєстрі з переселенцями з Донбасу, чи є різні підходи?

Юсуф Куркчи: Что касается социальной защиты этих людей, то они на одном уровне. Но то, что касается определенного статуса в банковской сфере, то на разных. Потому переселенцы из Крыма, в соответствии с законом о свободной экономической зоне "Крым", который нам так и не удалось отменить, являются нерезидентами на свободной территории, тогда как статус резидента у жителей Донецкой и Луганской областей есть.

Радио Hayat: В позаминулому році ми спостерігали за громадянською блокадою кримського півострову, в цьому році – за блокадою окремих районів Донбасу, припинивши торгівлю з ОРДЛО, зокрема і з тими підприємствами, які були фактично українськими і поповнювали наш бюджет. Те, що ми були вимушені відмовитися, якимось чином позначилося на пенсійному забезпеченні донбасівців, які приїжджають сюди?

Юсуф Куркчи: Вы сравниваете два разных события. В тот момент, когда началась общественная блокада торговли с Крымом, существовал закон о свободной экономической зоне «Крым». И этот закон в тот момент давал осуществлять разные экономические операции с оккупированной территорией. Вы правильно заметили, что в ОРДЛО были предприятия, которые работали под юрисдикцией Украины, люди получали зарплату в гривне, и продукция уходила на экспорт. Именно в этом отличие.

Что касается пенсионного обеспечения, то никто не пострадал. Но по разным оценкам от 300 до 500 тысяч сотрудников потеряли работу. Мы потеряли предприятия, мы их теперь не контролируем, их контролируют через подставных лиц различные деятели времен Януковича, продукцию мы не видим, а представьте, что договора у этих предприятий не имеют срока в два-три месяца, это очень долгосрочные договора, по которым так или иначе сейчас собственники будут отвечать перед своими потребителями. Это урон не только перед экономикой, но и урон репутации всему украинскому бизнесу, потому как мы, как государство, не смогли контролировать деятельность контролируемых нами предприятий, мы не смогли защитить людей, которые работали на этих предприятиях. То есть, урон от этой блокады премьер-министр оценил в 1% от ВВП. Это огромная сумма.

Радио Hayat: Я подивився на сайті Міністерства, що включають в себе завдання відомства. Подолання наслідків конфлікту – зрозуміло, а в чому полягає гуманітарне співробітництво?

Юсуф Куркчи: Если мы говорим о том, что эта территория – наша, то мы должны понимать ответственность, которую несет государство перед своими гражданами. А первая ответственность в гуманитарной сфере лежит в том, чтобы у людей была возможность иметь достаточно воды, еды, работу, инфраструктуру, все условия для жизни, которые говорят о некой безопасности: не отравиться, не умереть от жажды или от голода, получать медицинские препараты. Это и есть та сфера, о которой мы говорим. К ней, кстати, относится и безопасность окружающей среды, в том числе, и разминирование.

Радио Hayat: Наскільки ці завдання вдалося виконати?

Юсуф Куркчи: Мы не можем сказать, что мы довольны тем, что нам удалось сделать, в том числе, и из-за недостатка ресурсов.  К сожалению, надо признать, что добиться такого же понимания у других коллег, какое есть у нашего Министерства, нам не удалось.

Радио Hayat: В скільки раз треба збільшити фінансування вашого Міністерства, щоб виконати ті завдання, про які ви кажете?

Юсуф Куркчи: Я вам сейчас скажу только об одном вопросе – обустройство и строительство КПВВ «Чонгар» и «Каланчак». Цена вопроса – 100 миллионов, но мы не можем найти денег. Этих денег не может найти правительство, потому что те приоритеты, которые сегодня выстроены, настолько ресурсоемкие, что этот вопрос встает на второй план. Если говорить о резервном фонде, то он ушел на покрытие неприятностей на складах. А для того, чтобы решить проблему жилья для переселенцев, сумма, которую необходимо найти, приближается к годовому бюджету Украины. И это только одна проблема. Ведь для строительства такого количества жилья необходимо улучшение инфраструктуры, социальной сферы, то есть, строительство жилья не является конечным результатом.

Радио Hayat: В минулу неділю відбулися чергові вибори в об’єднаних територіальних громадах. Чи ваше відомство веде якусь співпрацю з громадами задля роз’яснення необхідності розуміння інтеграції внутрішньо переміщених осіб?

Юсуф Куркчи: Я вам скажу другое. С одной стороны, эти наши граждане не имеют полных политических прав, то есть, не имеют возможности участвовать в местных выборах. А значит, эти люди меньше всего интересуют тех людей, которые баллотируются, так как они не являются электоратом. Поэтому одна из задач нашего Министерства в том, чтобы мы восстановили полные политические права наших граждан.

С другой стороны, Министерство разработало программы, которые говорят об усилении способностей общин, когда реализация того или иного проекта будет предполагать решение проблем с трудоустройством, обеспечением жильем вынужденных переселенцев. Это позволит определенным образом интегрировать их в общину. Кроме того, это позволит использовать тот капитал, которым сейчас являются вынужденные переселенцы. А я скажу, что это, в основном, очень образованные люди, очень мобильные и очень активные.

Радио Hayat: Які ще закони потрібно ухвалити нашим законодавцям щодо подолання наслідків військового конфлікту та російської агресії?

Юсуф Куркчи: За время аннексии оккупационная власть приняла более 2500 законов и других нормативно-правовых актов по отношению к оккупированной территории и к проживающим на ней гражданам. Если мы с вами сможем насчитать 10, которые приняла Украина, то мы еще сможем собой гордиться. Вы чувствуете разницу – 2500 и 10?

Радио Hayat: Не завжди кількість свідчить про якість.

Юсуф Куркчи: Если мы говорим о комплексе проблем, то количество тоже является определяющим критерием. Не может быть так, что в 10-ти законах можно было отрегулировать все взаимоотношения в данных проблемах.

Радио Hayat: Влітку вирували пристрасті навколо законопроекту Оксани Сироїд щодо реінтеграції окупованих територій. Він не пройшов комітети, але були альтернативні законопроекти, правда, вони переважно стосувалися Донбасу. Були пропозиції, щоб додали і питання Криму, але здається, що поступка буде суто ритуальною. Чи планують розробити наші можновладці законопроекти про реінтеграцію окупованих територій, куди був би включений Крим?

Юсуф Куркчи: Тяжело комментировать тот или иной законопроект, который я не видел, не участвовал в его разработке, да и пока его нет на повестке дня. Другой вопрос в том, что сейчас популизм заразил не только общество, но и политические силы, когда, услышав популярное слово, мы пытаемся повесить на все знамена и ордена, чтобы это сделать своим достижением. Кто просчитывал, насколько принятие этого закона не толкнет территории ОРДЛО в юридическое поле РФ? Мы, делая шаг сегодня, не задумываемся о том, что будет завтра или послезавтра. А лозунги о том, что Россия будет нести ответственность… и так понятно, что Россия будет нести ответственность, даже с принятием десяти законов эта ответственность ни увеличится, ни уменьшится. Так или иначе, Россия будет нести ответственность и за аннексию Крыма, и за оккупацию отдельных районов Донбасса. Поэтому сегодня говорить, что принятие этих законов решит проблему граждан или бизнеса на этих территориях, не приходится.

Радио Hayat: Громадськість часто висуває докори владі не тільки через те, що відсутній той або інший закон, а й через те, що відсутня будь-яка стратегія повернення окупованих територій.

Юсуф Куркчи: Представьте себе, что у Украины была стратегия относительно тех предприятий, которые работали на неподконтрольных территориях, приносили экономическую прибыль в бюджет страны, и эта стратегия не была известна всем. И эта блокада, которую провели два необразованных депутата, не имеющих никакого образования, привела к тому, что они добились перекрытия связи с этими территориями. Это пошло в пользу той стратегии? Стратегия появится только в консолидированном обществе, где люди видят одну цель. И если эта цель – деоккупация, восстановление территориальной целостности, тогда можно говорить о стратегии. Кто из вас сегодня слышал о стратегии Путина по захвату Крыма? А вы думаете, ее не было? Или она обсуждалась с общественниками в России? Есть рамки для того, что должно выноситься на публику. И не стоит сегодня говорить о том, что если что-то не обсуждается в обществе, то его нет.

Радио Hayat: А як досягти цієї консолідованості в суспільстві? Що може об’єднати українців, щоб був прогрес і не було банального популізму?

Юсуф Куркчи: Все эти проблемы, которые возникли и в Крыму, и на Донбассе, напрямую связаны с тем, что у государства отсутствовала внутренняя государственная политика. Если мы сегодня сможем назвать хотя бы пять ценностей, которые будут важны для всего общества одинаково, то мы, наверное, назовемся счастливыми.

Источник: Радио Hayat

QHA