КИЕВ (QHA) -

Продолжаем наше интервью с заместителем мэра Днепра Яникой Мерило, которое она дала корреспонденту QHA. С первой частью интервью можно ознакомиться здесь.  

- Пару лет назад, общаясь с вами, Вы говорили о высоком уровне коррупции и кумовства в Украине. За это время вам довелось поработать на разных должностях в органах власти и госучреждениях. По Вашим ощущениям, что-то сдвинулось с мертвой точки в создании условий для цивилизованного кадрового обеспечения, решения регуляторных вопросов?

- Наверное, нельзя сказать, что я работала на разных должностях. Советник - это не совсем должность и я продолжаю работать там, где и начинала.

Коррупция и кумовство не умирают за день, за два, даже за год при крайне стремительной борьбе, которой я сегодня полномасштабно и усиленно не вижу. Но такая борьба занимает время, и мне понравилась мысль Фукуямы, что систематические реформы, а борьба с коррупцией как раз таковой реформой и является, проходят с поколением, а не в течение пары лет.

Я не верю, что мир можно сразу поменять сверху вниз, я верю, что можно поменять систему, которая сама убивает коррупцию. Например, если можно заказать электронную услугу, то чиновников, как посредников, уже нет. Если я вхожу в компьютер, заказываю справку и получаю ее через компьютер, то мне уже не надо за что-то платить или что-нибудь ускорять.

Например, мы в Днепре запустили электронную очередь в поликлинику. Спустя два месяца уже треть людей записывается через интернет, а потом дают обратную связь о врачах, то есть, какое было общение - хорошее или плохое, какие замечания. Возможно, они написали бы, если бы кто-то просил деньги. Я думаю, что постоянные пошаговые изменения в самой системе – это и есть борьба с коррупцией на деле.

Также крайне важно, чтобы были показательные результаты борьбы с коррупцией. Это продемонстрирует, что не просто ведется борьба, а есть и какие-то успехи. Реформы и борьба должны давать результаты, а не только быть постоянным процессом. Хотя по реформам некоторые успехи есть уже сегодня.

- Вы неоднократно высказывали свою неудовлетворенность работой депутатского корпуса, а парламент назвали высшим органом безнаказанного цинизма. Особенно Вас расстроил провал голосования законопроекта № 3719, который предписывает запрет изъятия электронных информационных систем, а также мобильных терминалов систем связи. Почему, по вашему мнению, среди депутатов царит инертность и безынициативность?

- Мне кажется, опять наступает волна популизма, а популизма я боюсь больше всего. Некоторые хорошие законы проваливаются только из-за того, что ведется политическая борьба, которая иногда убивает сегодняшние результаты, оправдывая это благими намерениями.

Крайне трудно работать, когда люди просто не приходят на работу. Представьте себе, что у вас предприятие, а к концу рабочего дня у вас уже нет 2/3 сотрудников. Что бы вы сделали? Наверное, вы даже не думали бы, а начали их увольнять. Однако, сегодня невозможно увольнять депутатов, которые не делают свою работу.

Если некоторые законопроекты, как именно № 3719, которые проваливаются просто потому, что нет явки, то это для меня высший уровень цинизма. Просто люди не ходят на работу, а от их работы зависит жизнь и благополучие государства. Это и есть самый высокий уровень безответственности без механизма что-либо поменять раньше, чем на следующих выборах. А ведь у нас нет столько времени ожидать от выборов до выборов.

Люди, которые являются высшими носителями власти, должны понимать, что от них зависит судьба Украины. Но при этом они также должны понимать и быть готовыми нести ответственность. А ответственность парламента – это работа с законодательными проектами, а не работа где-то на других линиях и фронтах.

Если нет времени проводить эту работу, так скажите: «Я не успеваю, у меня другие приоритеты», и уступите свое место тем, кто хочет, может и будет.  Думаю, что реальная явка и присутствие народных избранников у нас в сравнении с большинством европейских стран грустно низкая. И если нет критической массы, то двигаться дальше непросто.

- Стали ли для Украины IТ-стартапы привычным и легко окупаемым бизнесом, и если нет, то что этому мешает? О чем книга «История стартапов», которую Вы недавно презентовали?

- Стартапы никогда не станут легко окупаемым бизнесом, ни в Украине, ни в мире. Стартап уже по своей сути - это высоко рискованная, но потенциально высоко прибыльная инвестиция. Но не многим удается достигнуть этой самой высокой прибыли.

За последние годы стартапов появляется все больше. При этом, крайне важно создать экосистему, и как раз книга «Город стартапов», написанная израильскими авторами, и говорит о том, что государство также может помочь создать экосистему для развития и создания успешных стартапов.

Я очень верю в эту модель, что есть многое, что государство должно сделать. Потому что частному бизнесу это невыгодно или слишком долгосрочно - начиная, конечно, от инфраструктуры, заканчивая сферой образования, разными грантами и инвестициями, акселераторами, инкубаторами.  

То есть, у страны может быть, на примере Эстонии или Израиля, долгосрочный план как поддержать новые стартапы, создать успешные предприятия и выйти на международные рынки.

Например, в Эстонии после того, как появился в начале 2000-х годов Skype, государство проанализировало, что нужно для того, чтобы Skype был не случайностью. Изучали условия, в которых проекты, подобные Skype могли бы появиться, и постоянно создавали новые программы для поддержки предпринимательства, смотрели, чего на рынке еще нет, и какие можно было бы запустить.

- Ощущается ли в полной мере космополитизм (международный характер) продвижения IТ-проектов в Украине?

- Вы знаете, отвечу так - в Эстонии я работала при создании правительственного венчурного фонда. Так как на рынке не было достаточно венчурного капитала, государство создало фонд, который стал соинвестировать с частными инвесторами. То есть, государство инвестировало половину нужной суммы, при условии, что частный инвестор также доинвестирует половину. Для частного инвестора это снижало риски, для государства давало уверенность, что и более компетентный частный рынок верит в этот проект.

По моему мнению, государство может позитивно дополнять те маленькие частички, которые нужны, но рынку не выгодны. В качестве примера приведу США, в которых 95% инкубаторов, где обучают молодые команды и дают им инфраструктуру, имеют именно государственное финансирование, а не частное.

Мне кажется, что в Украине не ощущается полноценно глобальность мышления стартапов. В Эстонии, Израиле, из-за того, что нет большого внутреннего рынка, стартапы делаются с глобальным видением. Сразу решаются задачи выхода на международные рынки, изучается, что на них актуально, то есть, стараются решить не местные проблемы, которых, может, в мире и нет, а сразу смотрят на большую мировую картину, чего нет и почему именно они могут решить проблему.

- На Вашей ФБ страничке репортаж о выставке электроавтомобилей. Это новое увлечение или «вклад в обеспечение энергонезависимости» Украины от нашего географического соседа - России?

- Я очень поддерживаю инновации по разным направлениям, и считаю, что энергетика и стратегический подход к вопросам окружающей среды – это проблема сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Скажу больше - была уже вчерашняя.

Энергоэффективность в разных видах крайне важна для того, чтобы сохранить Украину для наших детей и также не говорить постоянно о зависимости в энергетике, не делая, по сути, ничего. Может, если бы мы начали 20 лет назад думать структурированно и стратегически в направлении энергонезависимости, то сегодня у нас могла бы быть немного другая ситуация.

Я не могу сказать, что я «максимальный энергоэффективщик», но, например, наш дом в Эстонии уже абсолютно не использует электричество. Мы живем за счет солнечных панелей на крыше и на насосе воздух-вода. Также мы заказали аккумуляторы Tesla Powerwall, которые ждм и, хотя у нас пока еще нет электрокара, но мы об этом размышляем. Недавно в Днепре проходила «Зеленая экспедиция» (инициатива, призванная привлечь внимание правительства к ресурсам и преимуществам «Альтернативной энергетики» - ред.), в рамках которой было очень интересно показать жителям, что такое электрокар.

Спасибо за интервью!

QHA