КИЕВ (QHA) -

Нестабильность национальной экономики, ослабленной гибридной войной с РФ на востоке нашей страны, разрыв полномасштабных экономических связей с некоторыми областями и Крымом вынуждают правительство считать каждую копейку, которая тратится из госбюджета.

А тем временем накапливается дефицит Пенсионного фонда, а транши МВФ сопровождаются требованиями активизировать борьбу с коррупцией. Демографические показатели падают, а рабочая сила уезжает на заработки за границу. Все эти факторы делают достаточно острым для Украины не только вопрос верификации временных переселенцев и получателей субсидий, но и проблему монетизации льгот и оценки благосостояния населения.

 

В информационном агентстве «Укринформ» в понедельник прошел так называемый Smart Talk на тему «Льготы, выплаты, субсидии». Инициатором обсуждения и автором формата стала команда экспертов Института общественно-экономических исследований (ИСЕД).

КАКАЯ ЧАСТЬ УКРАИНЫ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЬГОТАМИ?

Сегодня в Украине льготами пользуются более 10 миллионов человек. В то же время Минсополитики учитывает около 18 миллионов 710 тысяч льготников, поскольку некоторые украинцы получают не одну, а сразу несколько льгот. По информации за январь 2017 года, 40,7% (по данным Госкомстата Украины) домохозяйств получили от государства субсидии. А есть еще миллионы внутренне перемещенных лиц и семьи с детьми, инвалидами, многодетные семьи. По разным подсчетам, на всех льготников государство ежегодно выделяет сотни миллиардов гривен, сообщила руководитель общественных программ ИСЕД Марианна Онуфрик.

Министерство финансов в 2016 году проинформировало о том, что всего по Украине было осуществлено 48,4 млн социальных выплат. По мнению Онуфрик, многие риски (в том числе коррупционные), которые существуют при распределении и определении объемов и конкретизации формы льгот, можно убрать за счет их монетизации.  

 

Необходимо совершенно четко разграничить вопросы, касающиеся льгот, субсидий и других выплат. Если мы говорим о льготах, то правильно было сказано, что у нас в Украине каждый четвертый имеет право на льготы. Когда мы говорим о монетизации, то мы должны то, что сегодня люди получают в натуральном виде  а это скидка на оплату коммунальных услуг, проезд в городском, междугородном, пригородном транспорте – заменить эквивалентным размером выплат, пояснил директор Департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Виталий Музыченко.

Он уточнил, что монетизация соответствующих гарантий связана с выходом на довольно значительные финансовые ресурсы.

С 1 ИЮЛЯ ПРОЦЕСС МОНЕТИЗАЦИИ СТАНЕТ ПРОЩЕ

На сегодняшний день соответствующие льготы финансируются за счет различных источников. И сказать, что все льготы оплачивают только за счет госбюджета, невозможно. Часть льгот, например жилищно-коммунальные услуги – это прямая субвенция из государственного местным бюджетам, и выплачивается на счет предприятия, но зачисляется на лицевой счет работника, проинформировал Музыченко.

Он сообщил, что льготный проезд уже второй год финансируется за счет местных бюджетов. Также есть льготы, финансируемые за счет учреждений, организаций, предприятий.

То есть сказать, что все льготы финансируются за счет одного источника, было бы неправильно. Когда мы говорим о монетизации льгот, мы переходим к единому критерию монетизации. На сегодняшний день существует ЗУ №1764 от 6.12.2016 года, который дает возможность КМУ предоставлять определенным категориям в денежном виде некоторые виды льгот. То есть на сегодняшний день уже идет вопрос в плоскости технической реализации для того, чтобы определить порядок монетизации, размера и категории, которые будут монетизировать, подчеркнул чиновник.

По его информации, при подготовке соответствующего решения особое внимание было уделено финансовому ресурсу, поскольку речь идет о миллиардах гривен, которые на сегодняшний день найти в госбюджете непросто.

 Порядок реализации соответствующей нормы ЗУ, порядок монетизации и определения размеров монетизированной выплаты вместо льготы, предоставляемой на сегодняшний день в натуральном виде, мы планируем уточнить к 1 июля 2017 года. Но вместе с тем мы должны понимать, что часть льгот предусмотрена не законами Украины, а решениями КМУ. И это значительная часть льготников, допустим, пенсионеры по возрасту, которые на основании правительственных решений пользуются бесплатным проездом в городском и пригородном транспорте. С этими категориями тоже нужно что-то решать, подчеркнул Музыченко.         

 

ВЕРИФИКАЦИЯ – ЭТО РАБОТА СКАЛЬПЕЛЕМ, А НЕ ТОПОРОМ

Трудно назвать точное количество людей, которые пользуются льготами. Так произошло потому, что сегодня не существует единой централизованной базы данных. В Минсоцполитики она уже много лет создается. Отсутствие такой системы приводит к тому, что наши граждане, а также органы госвласти дают неверную информацию для внесения в соответствующие реестры и неправомерно пользуются льготами, отметила Марианна Онуфрик.

Для изменения ситуации, по ее мнению, нужно создать соответствующий реестр.

Тем более что МВФ включил такое требование в свой меморандум. То есть будут такие структурные маяки, которые нужно будет выполнить. Преимущество такой централизованной базы данных состоит в том, что государство и Минсоцполитики получат достоверную информацию и смогут принимать реальные государственные решения на основе этой базы данных, подчеркнула она.

Проблему создания единой базы прокомментировал и директор департамента обмена информацией и верификации выплат Министерства финансов Украины Анатолий Клименко.

 На сегодня у нас действительно нет единой базы. Насколько нам известно, Минсоцполитики ведет работу по созданию единого реестра получателей социальных выплат, сказал Клименко.

Он сообщил, что сегодня, учитывая наибольшую долю в государственном сводном бюджете социальных выплат, это является первоочередной задачей, решение которой поможет навести порядок.

Конечно, по большинству соцвыплат ведутся отдельные реестры, базы, но они не взаимосвязаны между собой. Однако мы сравнительно молодой проект, нам около года, и мы уверены, что мы верно движемся. Например, в части законодательного регулирования мы уже имеем в девяти законах Украины право Министерства финансов на определенные проверки, доступ к определенным базам. Но мы не можем двигаться быстрее, поскольку это связано с работой с персональными данными. Ведь, как говорят, верификация – это не работа топором, резюмировал чиновник.

Народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталья Веселова остановилась на других аспектах процесса верификации.

К процессу верификации я отношусь положительно, считаю, что ее нужно вводить и максимально автоматизировать. Цель верификации – создать «серый, черный и белый» списки на этапе до назначения помощи или субсидии, отметила нардеп.

Она считает верификацию необходимой.

Проблема социальных инспекторов в том, что сегодня на них возложили большую социальную нагрузку, в частности, проверку внутренне перемещенных лиц. Также мы очень много дискутировали с Минсоцполитики относительного того, что не нужно внутренне перемещенных лиц проверять под одну гребенку. В частности, мы просили не проверять хотя бы тех переселенцев, которые работают. Ведь это само по себе характеризует человека, который не ждет помощи от государства, отметила Наталья Веселова.

Обмен мнениями чиновников, экспертов, предпринимателей и представителей общественности оказался очень продуктивным. Хотя, безусловно, после окончания встречи вопросов у ее участников стало гораздо больше, чем было вначале. Но при этом у всех укрепилось понимание того, что проблемы социальной защиты украинцев нужно решать в режиме реального времени, чтобы даже с минимумом финсредств и несовершенным национальным правовым полем комплексно подходить к разрешению актуальных для нашего социума задач.

Поскольку именно так можно построить сильное и единое государство с европейской экономикой и мировым будущим.

Эдуард Солодовник

ФОТО: QHA, интернет

QHA