КИЕВ (QHA) -

Ощущения, которые выражают эмоции украинцев в связи с ожиданием прихода нового руководителя финансового регулятора страны, после 15 мая 2017 года, когда его пост покинула Валерия Гонтарева, многие до сих пор связывают с неопределенностью.

Хотя, безусловно, к чести Гонтаревой можно отнести ту неблагодарную, очистительную работу, которую она, словно "Терминатор" из одноименного фильма, провела в отношении национальной банковской системы. В результате из 176 банков в правовом и финансовом поле Украины, которые функционировали в 2014 году, к концу этого года останется всего 75.  

В результате в Украине лишены лицензий на деятельность наиболее одиозные банковские учреждения, которые занимались отмыванием денег и реализацией различного рода мошеннических схем с деньгами украинцев. Правда, по подсчетам аналитиков, в результате безработными оказались около 45 тысяч представителей банковской сферы. С другой стороны - требования к оставшимся финучреждениям возросли, что автоматически добавило им стабильности и прогнозированности.

Поможет ли Нацбанк вернуть крымские долги?

Глава правления одного из трех наибольших системных банков Украины «Ощадбанка» Андрей Пышный наверняка связывает появление нового руководителя регулятора с возможностью вернуться к вопросу возвращения активов, потерянных в оккупированном Крыму в размере около 12 млрд грн.

- Ощадбанк делал очень громкие заявления насчет судебных претензий к РФ, за счет которых намеревался компенсировать эти потери. Есть факт: вследствие оккупации и аннексии Крыма Российской Федерацией полностью потерян бизнес "Ощадбанка" в Крыму. Нами этот ущерб оценен, доказан и защищен во время судебных слушаний в Международном коммерческом трибунале. Сумма оценки — от $ 1,1–1,45 млрд, - проинформировал Пышный.

Эти деньги в 2014 году пришлось компенсировать государству как акционеру, поскольку руководство банка было вынуждено в полном объеме сформировать под потерянные на полуострове активы резервы.

Отягчающим для РФ обстоятельством является и то, что связанные с Крымом убытки приходится покрывать и сегодня, потому что большая часть крымских активов «Ощадбанка» сохранялась в иностранной валюте. В итоге возникающая при девальвации курсовая разница приводит к необходимости нового доформирования резервов.

Таким образом, юридическая и представительская помощь НБУ, связанная с необходимостью отстаивания интересов главного системного банка Украины на сегодня становится просто неоценимой. В том числе потому, что именно на это финансово-кредитное учреждение завязаны все социальные проекты, реализуемые государством, что делает развитие и укрепление «Ощадбанка» непременным условием обеспечения стабильности нашего гражданского общества.

Дешевые кредиты и ужесточение требований к должникам

Возвращение полноценного банковского кредитования с долгосрочными кредитами и низкими процентами, по мнению всех опрошенных экспертов, должно стать ключевым направлением деятельности нового председателя НБУ.

При этом, экс-член правления НБУ, в феврале 2017 года ставший новым заместителем исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован обращает внимание на нерешенность вопроса проблемных кредитов. По его мнению, вопрос токсичных активов банков системно не решается с 2008 года.

Хотя решение этой проблемы достаточно принципиально. Те заемщики, которые понабирали кредитов и сегодня, используя собственный статус (зачастую статус народного депутата – ред.) и не платят банкам или их правоприемникам миллионы гривен или сотни тысяч в инвалюте должны понести ответственность. Однако, законы о защите прав кредиторов до сих пор мертвым грузом лежат в парламенте, потому что нардепы больше беспокоятся о своем имидже борца за права бедных, а не о стабильной работе банковского сектора страны.

В условиях дефицита добросовестных заемщиков и «льготных» условий для кредитования олигархов, остановки приватизации и увеличения численности безработных, ситуация требует точной, практически "хирургической" операции для наведения порядка на национальном рынке кредитования.

Ибо без этого так и останутся несбывшейся мечтой зарубежные кредиты, необходимые для переоборудования отечественных производств, которые сегодня безнадежно отстали от европейских коллег, активно осваивающих мировые новинки в конкурентной борьбе в условиях глобализации.

При этом, Рошкован признает, что сегодня точечно отрегулировать правовое поле, касающееся кредитной сферы, в первую очередь, должны в министерствах финансов, юстиции и в парламенте Украины, хотя главным лоббистом интересов банков должен оставаться НБУ и его председатель.

В свою очередь, в комментарии QHA главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг», кандидат экономических наук Виталий Шапран отметил и насущную необходимость пополнения золотовалютных резервов (ЗВР).

- Чистые ЗВР на сегодня достаточно скромные, а без них Украине будет тяжело. Кроме того, нужно продолжить реформирование банковского надзора и решить проблемы малых банков, - отметил он.

Олигархи должны ответить по банковским счетам

По мнению исполнительного директора Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, основная задача, которую доведется решать новому главе НБУ – это сохранение независимости Нацбанка в выработке денежно-кредитной, валютной политики, а также в банковском надзоре.

Фактически, это закрепление тех достижений, которые были – инфляционное таргетирование (контроль над инфляцией – ред.), отказ от удержания стабильного валютного курса административными методами, что приводило к постоянным кризисам в Украине.

- Что касается банковского надзора, то это, прежде всего, пресечение попыток олигархов продолжать использовать банки как пылесосы для сбора денег граждан. Банки потом падают, а за финансирование бизнесов олигархов через эти финучреждения, в результате расплачиваются все граждане Украины, - отметил Вышлинский.

По мнению исполнительного директора Центра экономической стратегии, для НБУ принципиально важно сохранять жесткость позиции в этих двух направлениях. Необходимо продолжать политику валютной либерализации по внешнеэкономическим операциям, обеспечить свободное движение капиталов, в том числе инвестирование за границу, а также лоббировать решения ВРУ относительно прав кредиторов, что позволит существенно удешевить кредиты.

Как видим,  вызовы для нового главы регулятора достаточно серьезные. Однако, европейский выбор Украины обязывает представителей всего финансового сегмента нашей страны именно сейчас сосредоточить свои системные действия для создания условий экономического роста, что повлечет за собой создание новых рабочих мест и повышение занятости населения.

Банковская система также должна быть готова аккумулировать ресурсы для повышения оплаты труда и пенсий до среднеевропейского уровня. А защита банковских учреждений от недобросовестных заемщиков, параллельно с борьбой против коррупции, позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность нашей страны.

Эдуард Солодовник

QHA