ВИННИЦА (QHA) -

Возродить проект строительства моста, соединяющего две страны, взялся председатель Винницкого областного Совета Анатолий Олейник.

Всерьез о необходимости такого объекта винничане заговорили лет десять назад. В 2010 году Харьковский научно-исследовательский институт разработал проект, согласно которому общая смета на постройку моста вместе с подъездными путями составила 190 млн гривен. По ценам того года это было более 20 млн долларов.

В 2014 году была создана специальная межведомственная комиссия, которая взялась искать средства на реализацию проекта. В дальнейшем вопрос отложили на неопределенный срок.

Интерес к теме вновь возник после парламентских слушаний по трансграничному сотрудничеству 8 июня, где выступал А.Олейник. Также он предложил добавить в пункт 2.15 рекомендаций парламентских слушаний предложение обязать Кабинет министров Украины восстановить украинский состав межправительственной комиссии «Украина-Молдова» по строительству моста «Ямполь-Косэуць» и принять все необходимые меры по строительству этого мостового перехода.

- Убежден, что строительство моста «Ямполь-Косэуць» может быть теми воротами в Европу, которые обеспечат быстрое и свободное перемещение людей, товаров и капиталов через границу и станут еще одним весомым механизмом сближения Украины с Европейским Союзом, так сказать, дополнительным интеграционным мостиком в Евросоюз, - об этом на пресс-конференции 21 июня сообщил журналистам А.Олейник.

В настоящий момент ни молдавская, ни украинские сторона проектных разработок не возобновляли. Как считает Олейник, чтобы процесс пошел, необходимо возродить работу межправительственной комиссии «Украина-Молдова». Одним из весомых аргументов, способным пролоббировать проект, является его экономическая выгода.

- Товарооборот Винницкой области с соседней Польшей составляет 90,7 млн долл, с Румынией — 33,7 млн долл, со Словакией - 2,5 млн долл, с Венгрией - 6,03 млн долл, с Молдовой - 23,69 млн долл. Но неожиданно в прошлом году товарооборот с Индией вышел на первое место. Если по Украине он составляет 102,7 млн долл, то практически весь товарооборот, а именно 101,8 млн долл - это экспорт из Винницкой области. Учитывая перспективы развития индийского рынка, мы рассматриваем кратчайший вариант выхода на Индию и в целом на Азию через этот мост, который будет оборудован под грузовой транспорт, - убеждает Анатолий Дмитриевич.

Для финансирования проекта бюждетные средства важны, но не критичны, поскольку можно расчитывать на софинансирование. Но чтобы претендовать на европейские гранты, правительство должно внести в Верховную Раду Украины программу трансграничного сотрудничества, что позволит привлекать средства Евросоюза. К примеру, Украина могла бы претендовать на 33 млрд евро по программе ЕС «Инструмент расширения Европы», принятой 5 декабря 2013 года. Как уверяет глава депутатов Виннитчины, эти средства можно привлекать через Еврорегионы, в частности, Еврорегион Днестр, главный офис которого находится в Виннице.

- Окупаемость автомобильного моста - 2 года 8 месяцев, железнодорожного - 6 лет, - заявил А.Олейник.

Бизнес не нужно убеждать в привлекательности проекта. Глава облсовета говорит, что ранее поступали предложения от коммерческих структур построить мост, взять его в аренду на определенное время и потом передать украинско-молдовской стороне. Подобный интерес проявляли чешская и итальянские фирмы. И этот вариант финансирования проекта также стоит рассматривать.

- Это стратегический шаг в развитии Украины, который позволит сформировать короткий путь (экономия 400 км) от центральных и восточных областей Украины в страны Европы и Азии, ведь от Ямполя до румынских Ясс всего 90 км, - говорит А.Олейник.

Сейчас связь между Украиной и Молдовой через реку Днестр в пределах Винницкой области обеспечивается мостом, который находится в зоне пункта пропуска «Могилев-Подольский - Отач», но его техническое состояние крайне неудовлетворительное. Перевозка граждан и транспорта через реку Днестр осуществляются еще и через пункт пропуска «Сорока-Цекиновка» - также с помощью паромов. Кроме того, что эксплуатируется этот транспорт более 20 лет, так еще и работает только в светлое время суток, теплое время года и при условии стабильного уровня воды в Днестре.

Так что винничанам есть резон проявлять активность. 

ФОТО: интернет

QHA