Киев (QHA) -

Говорить с замом мэра Днепра (в недавнем прошлом город Днепропетровск) Яникой Мерило всегда очень интересно. Прежде всего, потому, что она мыслит нешаблонно и стратегически, по-западному раскладывая по полочкам свое видение проблем, которые существуют в Украине, и свои предложения по их решению.

Касается ли это работы госчиновников, внедрения электронного правительства, организации централизованных тендерных закупок для госучреждений через систему ProZorro или презентации во Львове книги «Місто стартапів». Ее цепкий ум всегда найдет оптимальное решение проблемы, которая для Украины превратилась в стереотипную. 

  

- Вам довелось поработать в Киеве, Львове, сегодня вы заместитель мэра Днепра. В чем особенность работы в каждом из перечисленных городов? Есть ли отличие в том, как  воспринимают те перспективы, которые вы продвигаете в городах-миллионниках?

- Уточню, что непосредственно в Киеве я не работала. Последние два года я была советником мэра Львова, год — советником министра инфраструктуры Владимира Омеляна, и основная работа, конечно, это заместитель мэра Днепра.

Все перечисленные города разные, поэтому в каждом своя особенность работы. Но я работаю именно с этими мэрами потому, что они разделяют мои мысли, подход и устремлённость к максимальной автоматизации и прозрачности. По-другому я бы и не могла работать.

В своё время я выбрала города, в которых и с которыми хочу работать, и сегодня очень рада своему выбору. Проще и результативней работать с теми, кто хочет, и показывать пример тем, которые пока сопротивляются.

- Недавно прочитал, что в Эстонии каждый пятнадцатилетний гражданин получает ID-карточку, которая дает ему ряд преимуществ. В частности, право пользоваться электронной подписью. Как вы считаете, почему Украина до сих пор буксует в плане создания электронного общества?

- В Эстонии практически все имеют ИД-карточку. 97% жителей пользуются электронными услугам, и треть даже голосуют с помощью интернета, то есть через мобильные телефоны или ID-карточку. Но ни в коем случае не надо сравнивать сегодняшнюю Эстонию и сегодняшнюю Украину.

В Эстонии к полноценному электронному правительству шли в прямом смысле 25 лет. Для этого потребовалось провести объемную и  целенаправленную, фундаментальную работу. Первые ИД-карточки выдали еще в 2002 году, а первые реестры, которых в Украине даже сегодня нет, создали уже в конце 1990-х. Да и вообще в Киеве целеустремлённо строить электронное правительство, по сути, начали только после Майдана.

Причем в этой сфере мы очень многого достигли. За два года мы запустили BankID, которым пользуются уже реально миллионы людей и более миллиона людей воспользовалось услугами Минюст через BankID. У нас сегодня выдаётся ID-карточка, на которой скоро заработает полноценно и электронная цифровая подпись. Эту ID-карточку имеют уже более 800 тысяч жителей.

Мы запустили полноценные электронные услуги, и в мировом рейтинге электронного правительства мы за последние два года поднялись на более чем 25 позиций. Это считается реальным рывком. Также есть много достижений по открытости и участию, начиная, конечно, от Прозорро, продолжая порталом открытых данных, петициями, бюджетами участия.

Я считаю, что в Украине за последние два года в этой сфере сделано очень много. И если мы продолжим в том же темпе, то понятно, что через несколько лет еще не догоним Эстонию. Но еще через несколько лет каждый человек уже сможет ощутить позитивные сдвиги, связанные с реализацией проекта электронного государства.

- Что такое бюджет участия, и каких успехов в Днепре вам удалось достичь?

- Я думаю, что Днепр – довольно успешный пилот электронного правительства. По сути, у нас на сегодня самое большое количество электронных услуг. Мы провели электронный подсчёт протоколов на выборах прошлым летом, и практически каждую неделю запускаем новую электронную услугу. Кроме того, есть большое количество разных проектов, направленных на открытость, начиная с петиций до бюджета участия.

Сейчас мы запускаем электронную карточку жителя — электронный билет, начиная с оплатой через QR-коды, заканчивая в классическом смысле пластиком, через который можно заплатить во всех видах транспорта от метро до трамвая.

За последний год мы еще пилотировали много стартапов и программ начиная, от Navizor до проактивного участия в Waze, но важно то, что мы делаем это систематично, с целью сократить количество справок, очередей и делаем наше общение и мир всё более электронным.

В этом году горсовет выделил 10 миллионов гривен на Бюджет Участия или на проекты, которые будут предложены горожанами и за которые проголосуют наши жители. Подали почти 300 проектов, что мы считаем очень хорошим показателем, в т.ч. 270 проектов подали через BankID, что свидетельствует о повышении доверия к электронным технологиям. Но важно, что эти успехи были бы не точечные, один или два, а стали бы масштабно используемыми.

- Вы возглавляли  Украинскую ассоциацию венчурного капитала и, безусловно, знаете на какие отрасли экономики, в первую очередь, обращают внимание внешние инвесторы. За те два года, что вы находитесь в Украине, спектр таких отраслей расширился с IT, энергии и связи или по-прежнему находится в этих сегментах? 

- В Украине в сфере инвестиций я активно работала с 2007 года. Два года назад была создана ассоциация инвесторов – UVCA, но с прошлого года я уже не занимаюсь ассоциацией. Невозможно совмещать работу в ассоциации и в исполнительной власти. Но, конечно, постоянно общаюсь с инвесторами, поскольку наша цель и моя, в частности, как представителя исполнительной власти, создать благоприятную экосистему для инвесторов.

Сферы остаются теми-же – агро и ИТ. ИТ это, с одной стороны, хорошо, но с другой — очень нужны и долгосрочные стратегические инвесторы, которые инвестируют не только в мозги и идеи, но и в крупные капиталоемкие проекты от инфраструктуры до фабрик.

Но крупные инвесторы реагируют на то, что Украина находится в нижней части списка рейтингов экономической свободы и простоты ведения бизнеса. Нет у инвесторов доверия и к украинским судам. Поэтому трудно делать капиталоемкие инвестиции в страну, где система правосудия нормально не работает. В крайнем случае стартап или мозги можно перевести, а вот  фабрику или дорогу так просто не перевезешь.

Я очень жду того времени, когда Украина перейдет от декларации защиты инвесторов к реальной реформе судебной системы и уменьшению наездов на бизнес. К слову, за последний год наблюдается реальная тенденция уменьшению давления на бизнесменов.   

Хотелось бы видеть, чтобы быстрее принимались актуальные для бизнеса законопроекты и были созданы условия для ведения бизнеса в Европе. Начиная от договора инвесторов, заканчивая структуризацией инвестиций. Чтобы реально и не надо было структурировать свой бизнес через кипры и другие оффшоры. Для этого нужно привести в движение те механизмы, которые необходимы для работы  с инвесторами.

- Появился ли центр принятия решений в реализации проекта электронного правительства?

- Центра принятия решений так и не появилось. Я несколько последних лет говорю, насколько важно, чтобы был один орган с нужными полномочиями и стратегия электронного правительства.

Это значит, что было бы однозначно понятно, какие цели, какие сроки, какие шаги, кто отвечает, какой бюджет. Как мы постоянно говорим: деньги для развития электронного правительства можно привлечь от наших доноров и партнёров, но в том случае, если есть понятный план действий.

Многое, что мы сегодня делаем, хаотично и делается на нескольких фронтах. Работа ведется не системно, то есть мы запускаем много крутых пилотов, но нет сознательной — шаг за шагом деятельности правительства на запуск электронного правительства. А фундамент можно скопировать с Эстонии – ИД-код человека, электронная идентификация и авторизация, состыковка реестров и другие компоненты основы.

(Конец первой части интервью)

Беседовал Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA