КИЕВ (QHA) -

Заместитель министра инфраструктуры Украины Евгений Кравцов во вторник 25 апреля проинформировал участников международного форума перевозчиков о новом законе о железнодорожном транспорте, переходе «Укрзализныци» в конкурентное правовое поле и презентации в правительстве пятилетнего плана ее дальнейшей работы.

Открывая представительный логистический форум, Кравцов сообщил, что, согласно индексу влиятельного Мирового банка, который ведет учет эффективности логистики государств, за последние годы Украина опустилась в рейтинге с 61-го на 80-е место. По мнению чиновника, это объективный показатель украинской логистики, в частности транспортной системы.

Первое — это состояние транспортной инфраструктуры государства в целом и падение качества дорожной, портовой и железнодорожной инфраструктуры. Это вопрос, связанный с эффективностью таможенных процедур и оформления грузов. Мы видим, что есть негативные проявления эффективности транспортной системы Украины в целом. Поэтому нужно смотреть в более долгосрочную перспективу, отметил он.

Кравцов считает, что для реализации отечественной стратегии развития транспорта железнодорожная и морская отрасли, если говорить о тяжелой логистике, являются ключевыми. Он рассказал, что на сегодня в Украине 65% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом, для которого украинская территория  одно из лучших географических мест в мире. Кроме того, на сегодняшний день наша железная дорога занимает восьмое место в мире по объему перевозок и по длине развития транспортной сети. Однако в течение 20 лет в отношении железной дороги применялась неправильная инвестиционная политика.

Для меня стало удивлением то, что среди 40 млрд грн кредитов, которые привлекались для «Укразализныци», не было ни одного, который бы привлекался под целевые программы. Таким образом, можно составить представление о том, для чего эти финансовые средства выделялись и как контролировался их расход...  отметил чиновник.

Кравцов пообещал, что в ближайшие 15 лет в железнодорожной отрасли страны произойдут значительные изменения. В частности, на финальной стадии согласования в парламенте находится проект закона о железнодорожном транспорте. Его принятие ожидается в течение ближайших шести месяцев.

По мнению чиновника, реформа железнодорожного транспорта необходима, потому что украинская транспортная система сегодня функционирует по постсоветскому образцу. То есть крупный железнодорожный монополист является еще и хозяйствующим субъектом, который имеет огромное влияние на установление собственных тарифов, что само по себе неправильно.

Есть ряд положений, связанных с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, которые являются обязательными. В частности, железнодорожный рынок перевозок должен стать конкурентным. Это основной постулат реформы. Что значит конкурентным? Это значит, что в монополии государства остается только ж/д полотно и инфраструктура. Пассажирская сфера и грузоперевозки должны быть конкурентными. Должна быть у частных операторов возможность заходить на рынок, предоставлять эти услуги третьим лицам и тем самым, благодаря нормальной конкуренции, повышать эффективность рынка в целом, — убежден Кравцов.

В то же время замминистра обратил внимание на серьезные риски, связанные с особенностями украинской экономики. В частности, на тот факт, что 60% грузов «Укрзализныци» (УЗ) перевозятся клиентами, которые могут диктовать свои условия. А нерешительность АМКУ создает условия для того, чтобы эти клиенты имели очень серьезные рычаги влияния на УЗ, в том числе в части обеспечения допуска на транспортный рынок других железнодорожных операторов.

Для того, чтобы убрать монополию, до конца мая 2017 года общественности и КМУ будет представлен план работы «Укрзализныци» на ближайшие пять лет.. Мы даем переходной период для допуска частных операторов, чтобы УЗ подтянула свой производственный, операционный, логистический потенциал, сообщил Евгений Кравцов.

Среди анонсированных заместителем министра инфраструктуры реформ — изменение структуры «Укрзализныци», связанное с тем, что развитие разрозненной сети железных дорог в Украине на сегодня априори невозможно. Этот шаг также позволит ликвидировать монопольное положение УЗ.

Кроме того, будет меняться структура формирования железнодорожного тарифа и устаняться скрытое субсидирование при осуществлении грузоперевозок. Как утверждает представитель Мининфраструктуры, это позволит избавиться от несправедливой конкуренции между различными отраслями экономики Украины.

Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA