КИЕВ (QHA) -

Аэропорт «Борисполь» отказался выполнить прописанные в договоре конкретные параметры сотрудничества с ирландским лоукостером, а также выдвинул ему новые условия. Поэтому представители Ryanair заявили, что не будут осуществлять полеты из Украины.

Особую пикантность ситуации придала цифра, озвученная коммерческим директором Ryanair Дэвидом О'Брайеном. Он уверен, что в результате отсутствия компромисса Украина потеряла более чем полмиллиона  клиентов и 400 рабочих мест в аэропорту только за первый год работы компании в «Борисполе».

Коррупция и отсутствие конкуренции отпугнули инвесторов

Пользователи социальных сетей, не обремененные необходимостью озвучивать месседжи, подготовленные спикерами и пресс-секретарями, достаточно откровенны в своих оценках ситуации. «Сколько же можно падать?» — недоумевает брокер Максим Богославский. «Показательно и отвратительно. В который раз стыдно за непреодолимую коррупцию, которую давно пора смыть кровью», считает Мария Каминская.

Директор по развитию компании Work.ua Сергей Марченко аргументирует:

Знаете, в моей жизни был такой момент, когда ездить в маршрутке за 50 копеек было для меня дорого, и я ездил автобусом за 20 копеек. Сейчас это выглядит глупо, но да, я экономил 30 копеек. Наверное, если бы я рассказал эту историю успешному юристу, директору аэропорта Борисполь Павлу Рябикину, он просто не понял бы той моей давнишней проблемы. Так же, как не понимает этой проблемы сейчас и закрывает для целой страны ворота в мир ради заработка людей, которые никогда эти 30 копеек не экономили.

По мнению работника «Запорожсвязи» Гарри Шабетника, «Ryanair устраивает 192 аэропорта мира, а Борисполь не устраивает. Украинское жулье хочет быть монополистом».

— Если коротко, то директор государственного (то есть нашего с вами) аэропорта «Борисполь» украл у сотен тысяч украинцев право на дешевые авиаперелеты в угоду интересам частной авиакомпании МАУ. Официальный релиз авиакомпании это диагноз государству. По сути, коммерческий директор авиакомпании прямо говорит: «Уважаемые украинцы, поскольку в вашем дурдоме привыкли крышевать интересы и платить дань одному конкретному олигарху, поэтому мы, пожалуй, инвестируем наши средства в какое-нибудь другое, более цивилизованное государство», отметил народный депутат Мустафа Найем.

Для понимания ситуации с точки зрения новой деолигархизации Найем отправляет нас к оригиналу новости на сайте авиакомпании:

К сожалению, Киевский аэропорт выбрал защиту авиакомпаний с высокими тарифами (включая Международные авиалинии Украины) и лишает украинских потребителей доступа к самым низким тарифам в Европе и самой широкой сети маршрутов. Мы сожалеем, однако Киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не созрела и не является надежным местом для инвестиций Ryanair,  так попрощался с несостоявшимися украинскими авиапассажирами ирландский лоукост.

Далее в своем сообщении Ryanair сообщает, что в связи с этим вынужден вложить средства в конкурирующие рынки Германии, Израиля и Польши. Менеджмент компании информирует, что до 2024 года Ryanair увеличит свои перевозки со 130 миллионов до 200 миллионов пассажиров и надеется, что когда-нибудь в будущем Украина тоже сможет принять участие в этом росте.

Категоричный Омелян, медлительный Гройсман

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в оценке ситуации с Ryanair на своей странице в соцсети Фейсбук был достаточно категоричен.

Я подаю Рябикина (директор аэропорта «Борисполь».  Ред.) на увольнение. За свое кресло не держусь. Но и уходить не собираюсь. Идти надо, когда стыдно, что что-то не сделал. Я в этой ситуации сделал максимум, подчеркнул он.

По мнению Омеляна, «Ryanair это как большая рыба, которая живет только в чистой воде. Будет Ryanair будут и другие мировые гиганты в Украине. Не будет надо признать, что наша среда это скорее болото, в котором можно плескаться, но нельзя жить».

Министр также сообщил, что премьер-министр Украины провел совещание правительства, на котором обозначил, что переговоры с Ryanair необходимо восстановить, а Мининфраструктуры обратилось в НАБУ для оценки хода переговоров и причин их срыва.

Со своей стороны готовы дать показания по давлению частной компании на госслужащих и угрозам преследования в Украине, пообещал Омелян.

В свою очередь Владимир Гройсман, проводя совещание в КМУ с руководством Минифрастурктуры, Минюста, аэропорта «Борисполь», Ассоциации аэропортов Украины, Офиса привлечения и поддержки инвестиций, запоздало акцентировал внимание участников на том, что ситуация с изменением планов ирландской авиакомпании Ryanair получила широкую огласку и даже политическую окраску.

Пока политики выясняют, кто виноват, страдает наш пассажир, поэтому принято совместное решение обратиться в НАБУ и Антимонопольный комитет Украины касательно оценки всего хода переговорного процесса с участием Мининфраструктуры и Международного аэропорта «Борисполь» по соблюдению законодательства и условий конкуренции, отметил премьер.

К слову, в своем прошлогоднем отчете о проблематике рынков транспорта заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины государственный уполномоченный Андрей Вовк отмечал, что в 2016 году в нашей стране объем перевозок пассажиров авиационным транспортом составил менее 1%.

Сегментами рынка, которые находятся в состоянии естественных монополий, есть специализированные услуги, предоставляемые аэропортами и управлениями воздушным движением. При этом смежные с естественной монополии рынки являются конкурентными (в частности, рынки услуг по наземному обслуживанию в аэропортах), сообщил Вовк.

В отчете АМКУ также отмечено, что в 2013-20116 годах государственным органом, отвественным за защиту конкуренции, было открыто три дела в отношении неправомерных действий руководства международных аэропортов «Борисполь», «Жуляны» и «Львов». Речь идет о злоупотреблениях при обслуживании воздушных судов и пассажиров и  действиях, которые могли привести к нарушению правил конкуренции и ее ограничению на территории аэропортов.

Дьявол кроется в деталях, или Чего хотел лоукост Ryanair?

Категоричность Владимира Гройсмана, пригласившего на специальное заседание правительства по Ryanair директора UkraineInvest Ukraine Investment Promotion Office Даниэля Билака, понятна. Ибо из экономической проблемы противостояние с ирландским лоукостером все больше приобретает имиджевый и политический акцент.

Все наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы наши граждане имели все условия для свободного передвижения. Поэтому необходимо восстановить переговорный процесс с Ryanair вместе с Министерством инфраструктуры Украины и аэропортом «Борисполь», отметил премьер.

Он также поручил Мининфраструктуры ускорить разработку Стратегии развития транспортной отрасли в авиасегменте, включая разработку стратегии развития украинских аэропортов, в том числе с привлечением лоукостов.

Тем не менее, изучив официальную позицию Государственного предприятия «Международный аэропорт Борисполь» относительно одностороннего выхода авиакомпании Ryanair из переговорного процесса, корреспондент QHA сделал вывод о том, что позиция менеджмента крупнейшего государственного коммерческого предприятия имеет определенные основания.

Напомним, что из аэропорта «Борисполь» осуществляют полеты более 50 авиакомпаний. По результатам 2016 года, аэропорт перевез 8,65 млн пассажиров, получил чистую прибыль в размере около 1,5 млрд грн и перечислил в госбюджет Украины дивиденды и налоги в размере 1,5 млрд грн.

Итак, каковы же были условия сотрудничества Ryanair с аэропортом «Борисполь»? Среди требований — бесплатные аэронавигация, стойки регистрации, стоянки для такси, площади для рекламы, аренда площадей в терминале, система приема багажа, офисы для продажи авиабилетов, земля для строительства гостиницы, офисы для службы аренды автомобилей. Все эти требования в аэропорту назвали противозаконными.

Кроме того, руководство «Борисполя» заявило о незаконности требований единой ставки аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере $7,5 и выплаты аэропортом 35% с доходов магазинов duty-free. Ryanair также заявил о необходимости закрепления мест стоянок для самолетов в «Борисполе» и потребовал 60-дневного кредитования со стороны аэропорта. Оба требования, как говорится, за гранью.

Как видим, в истории в дешевым лоукостом Ryanair не все так однозначно. И дело тут совсем не в том, что директор этого аэропорта Павел Рябикин лоббирует интересы каких-то других авиаперевозчиков. Просто условия, которые менеджмент авиаперевозчика предъявил аэропорту «Борисполь», действительно являются неприемлемыми.

Что же касается министра инфраструктуры Владимир Омеляна и премьер-министра Владимира Гройсмана, то они подходят к рассмотрению ситуации с политической точки зрения, а менеджмент украинского аэропорта отстаивает экономические интересы нашего государства. Поэтому иностранные авиаперевозчики в Украину, в этом можно даже не сомневаться, со временем придут. И пусть между ними будет здоровая конкуренция, как между Ryanair и Wizz Air, например.

В то же время экономические интересы нашей страны необходимо защищать перед всеми иностранными компаниями, которые хотят работать на нашей земле, полноправным хозяином которой является только народ Украины.

Эдуард Солодовник

ФОТО: QHA, интернет

QHA