НИКОЛАЕВ (QHA) -

В среду 24 мая на николаевском судостроительном заводе «Нибулон» прошли торжественные мероприятия при участии руководителей Николаевской и Херсонской областей, мэра Николаева, послов стран ЕС, представителей ЕБРР, ЕИБ и других европейских финансовых институций, руководства АМПУ и тысяч жителей города.

Флагман отечественного судостроения завод «Нибулон» встречал гостей, демонстрируя самую масштабную за последнее десятилетие выставку достижений и инноваций в области судостроения. Свои разработки здесь представили более 40 отечественных и международных компаний.

— Эта выставка — крупнейшая за последние годы. Ведь центр судостроения в Украине — это Николаев, потому что в каждом николаевце течет кровь судостроителя, — с гордостью заявил гендиректор «Нибулона», Герой Украины Алексей Вадатурский.

Открывая круглый стол, посвященный обсуждению проблем создания современной системы регулирования морской индустрии для выхода отрасли из кризисной ситуации, губернатор Николаевщины Алексей Савченко отметил, что завод «Нибулон» служит примером работы в новых условиях хозяйствования.

Он напомнил, что «Нибулон» выкупил старое запущенное производство и за короткое время превратил его в современное предприятие, оснащенное по последнему слову техники:

 — «Нибулон» является мощным партнером государства в процессе создания новых рабочих мест. Со своей стороны мы будем поддерживать этот процесс. Областная администрация очень благодарна за то, что мы сегодня имеем такое количество трудоустроенных лиц. Мы также благодарим банкиров, которые поверили, что инвестиции, вложенные в судостроение, окупятся и будут развивать экономику Украины.

Алексей Вадатурский рассказал, что сегодня на «Нибулоне» работают 800 человек. Кроме того, в кадровом резерве для назначения на должности числятся 9 тысяч украинских специалистов, многие из которых в данное время работают за границей, но ждут, когда рабочие места появятся в Николаеве. Для повышения уровня денежного обеспечения и социальной защищенности руководство вкладывает средства в оборудование и создание максимально комфортных условий работы, чтобы все наши граждане возвращались и работали в Украине.

Мэра Николаева Александра Сенкевича больше волнуют процессы децентрализации, которые на периферии буксуют. Из-за этого главное богатство столицы судостроения Николаева, которое заключается в 132 километрах береговой линии, используется нерационально. Стремление центральных органов власти замкнуть на себя управление, попытка создания администрации внутренних водных путей, введение дополнительного речного сбора — все это мешает развитию отрасли и местной экономики.

То же самое касается и методов определения границ города и области. Они устанавливаются без обсуждения с общественностью, со спутника. Дошло до смешного: при определении границ спецпорта Ольвия в Киеве решили, что в его территорию входит местный картинг-центр. 

Много вопросов возникает у городской и областной властей относительно несовершенства правового поля, а также налогового давления, что снижает конкурентоспособность портов Николаева и области по сравнению с другими портами Украины. Для решения этих проблем было решено наладить эффективную коммуникацию с профильным транспортным комитетом ВРУ и Администрацией морских портов Украины.

Отметим, что город Николаев расположен в устье реки Ингул, где она впадает в Северный Буг, за 65 км от Черного моря. Кроме того, на территории Николаевской и Херсонской областей находится открытый пресноводный лиман. Таким образом, вопрос загрузки рек, а также полноценного использования морского потенциала Украины для столицы корабелов (как часто называют Николаев) является очень актуальным. Во время круглого стола эта тема была одной из ключевых и активно обсуждалась президентом ассоциации «Укрсудпром» Виктором Лисицким. 

Заместитель генерального директора завода «Нибулон» по взаимодействию с органами власти Владимир Клименко, выступая перед участниками круглого стола, отметил:

— Десять лет назад никто не верил, что Украина удвоит производство зерна, но это произошло. Больше того, сегодня Украина на третьем месте по экспорту зерна. Однако 65% украинского зерна перевозится железнодорожным транспортом, треть — автомобильным и только 2% — речным транспортом.

По его словам, такой дисбаланс обусловлен наличием лоббистских организаций, которые на всех уровнях власти, в том числе в парламенте и КМУ, мешают речному и морскому транспорту Украины в полной мере реализовать свой потенциал.

Обращения в Министерство транспортной инфраструктуры в 2016-2017 годах с просьбами «разблокировать реку» успехом не увенчались. Единственное, что сделало Минтранспорта, — ограничило загрузку автозерновозов с 40 до 20 тонн.

В результате с 1 июля 2016 года можно было наблюдать коллапс на реках: заявки экспортеров зерна, которое, к слову, является и одним из наших немногих источников валютной выручки, выполнялись на 7-50% в месяц. К сожалению, в этом году тенденция сохраняется. 

— Транспортный комитет ВРУ в ответ на обращения с просьбой решить проблемы судоходства обвиняет судовладельцев в получении какой-то сумасшедшей выгоды. Хотя тот же «Нибулон» в 2017 году уже перевез 5 млн тонн зерна и принес государству 4 млрд грн прибыли, учитывая, что экономия при перевозке 1 млн тонн составляет 790 млн грн, — подчернкул Клименко.

По его мнению, государственные чиновники не желают замечать, что завод берет у партнеров кредиты и строит корабли и инфраструктуру, продолжая продвигать вредные для судостроительной и судоходной отрасли законопроекты.

Владимир Клименко предложил на государственном уровне принять решение по дноуглублению Днепра, отменить плату за разводку мостов и прохождение шлюзов, срочно переработать законопроект №2475а «О внутреннем водном транспорте» от 21.02.2017 г. и принять соответствующие постановления в Кабмине, подчеркнув, что решение этих вопросов критично для отрасли.

В свою очередь генеральный директор «Нибулона» Алексей Вадатурский, подводя итоги круглого стола, посвященного проблемам судостроительной и судоходной отраслей, заверил:

— Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестбанк на сегодня сформировали определенный бюджет, а также рабочую группу специалистов-финансистов из разных стран мира, чтобы помочь Украине возродить судостроительную отрасль и раскрыть потенциал судоходства. Для этого будут сформированы законы, которые будут соответствовать лучшим международным практикам, чтобы наши реки были трудоустроены!

По его мнению, международные эксперты помогут Украине выработать дорожную карту для защиты речного транспорта и повышения инвестиционной привлекательности речных и морских артерий нашей страны.

— И это тем более важно, что в Украине есть люди, которые лоббируют интересы других транспортных отраслей, — отметил Вадатурский.

По его словам, около 50 депутатов, озабоченных критическим состоянием сферы, уже обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой о разблокировке вопроса дноуглубления Днепра, ремонтов шлюзов, разведения мостов и снятия платы за прохождения шлюзов по примеру всех цивилизованных стран мира.

Эдуард Солодовник

QHA