КИЕВ (QHA) -

QHA продолжает знакомить своих читателей с интервью, которое журналисту агентства дал руководитель Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков.

Первую часть материала можно прочитать здесьВо второй части будет рассказано о том, как восстановить промышленное производство, потерянное на Донбассе, какие товары могут уверенно поставлять на еврорынок украинские предприниматели, и чего не хватает отечественным бизнесменам.

МАШИНОСТРОИТЕЛИ С ДОНБАССА НАХОДЯТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

- Геннадий Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, что такое система субконтрактации и в чем заключаются ее возможности на современном этапе развития украинской экономики?

- Многие наши машиностроительные предприятия потеряли заказы на Востоке Украины и им надо искать новые. Мы им рекомендуем участвовать в выставках, участвовать в субконтрактинге, который распространен в Европе. То есть, выполняя пока разовые заказы на отдельные изделия, обучаясь технологиям и высоким требованиям наших европейских партнеров по качеству, постепенно выходить с этой же продукцией на более высокий уровень.

Речь идет об учебе, в том числе, в нашей стране.  Например,  в ТППУ с нашими партнерами мы проводим множество обучающих программ о том, как выходить на рынок ЕС, как подготовить свою продукцию. Мы настраиваем своих коллег, что не нужно бояться ездить на выставки, различные мероприятия, смотреть, как это происходит и шаг за шагом двигаться вперед. Для этого нужно, в том числе, прибегать и к помощи своих партнеров, которые могут представить продукцию, в частности, выходить на представителей диаспоры.

- Скажите, а вообще удачно ли сегодня конкурируют наши производители с европейскими?

- Говоря о сложностях вхождения на рынок ЕС, хочу отметить, что европейские коллеги признаются, что порой сами не до конца понимают особенности функционирования своего рынка. Однако, это не мешает украинцам постоянно двигаться вперед – работать, совершенствоваться и развиваться.

Хочу подчеркнуть, что украинцы достаточно конкурентоспособны и имеют достаточно крепкую базу знаний. Ведь, изучая вопрос вхождения на рынок ЕС, мы должны четко понимать, что наш крупный бизнес уже давно и успешно работал на европейском рынке. Представители крупного бизнеса имеют подготовленных менеджеров и знают, куда и как сбывать свою продукцию.

Поэтому сегодня вопрос помощи в продвижении стоит, прежде всего, для представителей среднего и малого бизнеса, которые составляют костяк национальной экономики. Недавно, общаясь со своими коллегами из ЕС, я открыл для себя удивительную статистику. В Украине внешнеэкономической деятельностью, по моим подсчетам, занимается от 2 до 5% владельцев малого бизнеса. Для сравнения, в ЕС этот показатель достигает 38%.

Причем, отечественные предприниматели из числа представителей малого бизнеса в основном торгуют сырьем - зерном, кукурузой, медом, орехами. А в ЕС сырье среди товаров, продаваемых на экспорт, занимает у малого бизнеса всего 9%. То есть, оставшуюся часть внешнеторгового оборота европейский бизнес наполняет не сырьем, а товарами с добавленной стоимостью. 

В этом вопросе мы должны брать пример с европейцев и постепенно создавать новые украинские продукты и выходить с ними на внешний рынок – в том числе, и в ЕС.

ИСТОРИИ УСПЕХА НАШИХ БИЗНЕСМЕНОВ В ЕС УДИВИТЕЛЬНЫ

- Есть ли у нас примеры достаточно активного вхождения украинского бизнеса на рынок ЕС?

- Расскажу историю успеха украинского предпринимателя из Винницкой области. Он решил использовать отходы древесины для производства клюшек и поставлять их в Ирландию. Спустя некоторое время оказалось, что чуть ли не вся страна играет в знаменитый ирландский гольф украинскими клюшками. Причем, этот винницкий предприниматель, прежде чем стать успешным на рынке ЕС, прошел сложный путь выхода на рынок - долгих 5 лет.

Другой предприниматель из Славянска успешно делал тандыры на внутренний рынок Украины. К нему часто приезжали иностранцы, и они все время удивлялись, почему он с таким продуктом не  выходит на внешний рынок. Сегодня он вышел на польский, итальянский рынки. Такие примеры говорят о том, что не нужно бояться и ждать чего-то сверхъестественного.

- Украина всегда славилась хорошим качеством своих продуктов, их экологичностью, безопасностью. Как входят на европейский рынок отечественные предприниматели, которые продвигают на рынок ЕС, например, отечественные продукты питания?

- Мне очень приятно, что на европейский рынок выходит все больше предпринимателей с продуктами питания. Качество украинских продуктов питания достаточно высокое, и мы можем их продвигать. Единственное, что им часто не хватает, так это привлекательной упаковки и правильной стратегии продвижения.

Предпринимателям нужно изучать и понимать тот или иной рынок. Например, даже итальянцы признаются, что можно зайти с макаронами на их рынок, но при определенных условиях. Они рекомендуют сначала открыть свой собственный бренд в Италии, после чего уже наладить поставки украинских товаров через итальянское предприятие.

Поэтому еще раз повторюсь, что европейский рынок не очень простой, но условия для вывода украинских товаров на рынок ЕС есть.

УКРАИНСКОМУ БИЗНЕСУ НЕ ХВАТАЕТ КОММУНИКАЦИИ

- Геннадий Дмитриевич, ТППУ сегодня становится важной платформой для коммуникаций. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

- ТППУ сегодня действительно становится широкой платформой для международных и внутренних коммуникаций. И речь идет  не только о встречах украинских предпринимателей из других стран, но и о генерации различных идей, и проработке новых концепций.

Уже третий год мы два раза в году проводим экспортные форумы. На них обсуждаются глобальные, стратегические вопросы развития экспорта.

Необходимость такого обсуждения обусловлена тем, что в условиях спроса с низкой платежеспособностью, именно экспорт и спасает Украину, давая возможность нашу продукцию продавать за границу и получать за это деньги. Эта та самая валютная выручка экспортеров, которая обеспечивает стабильность и прогнозированность национального валютного рынка.

В Украине постепенно создается благоприятный инвестиционный климат. Еще есть над чем работать в этом направлении. Так, если в Польше, Чехии, Словакии производитель вывозит свою продукцию, то государство обеспечивает ему режим наибольшего благоприятствования. Это проявляется в очень лояльной кредитной политике государства, когда бизнесмен может пойти и получить поддержку кредитных агентств.

В Украине о подобных условиях пока остается только мечтать. Мы уже 25 лет говорим о поддержке национального производителя, но наш предприниматель пока может получить в банке кредит только под 15-25% годовых, а не как во Франции, например, где банки берут всего 12%, а в некоторых странах и того меньше.

Такие разные подходы к поддержке отечественного производителя существуют потому, что на западе четко понимают необходимость создать все условия производителю и торговцу. Ведь влияние низких кредитов на решение проблемы занятости населения, борьбу с безработицей, а также на обеспечение стабильных фискальных поступлений и сохранение валютной стабильности в мире уже давно просчитано.

 Данный подход намного лучше, чем разработка очередной национальной программы по созданию рабочих мест и социальной поддержке. Мы просто должны понимать, что это на первый взгляд кажется дорогим удовольствием, но с точки зрения аккумулятивного эффекта подобный подход будет намного эффективней.

21 июня 2017 года мы планируем провести «Европейский экономический форум», на котором мы вместе с нашими партнерами из европейских торговых палат сосредоточимся на возможностях развития сотрудничества стран восточного партнерства. К ним, в частности, относятся Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия и Украина.

И вообще мы видим, что украинскому бизнесу не хватает постоянной коммуникации, обмена мнениями и поддержки. Поэтому, встречаясь с представителями малого и среднего бизнеса, я всегда приглашаю их приходить на наши мероприятия для расширения кругозора и деловых связей.

В процессе общения с коллегами по бизнесу в ТППУ у них неизбежно рождаются новые идеи. Причем, когда человек все-таки находит в себе смелость прийти к нам, то за 2 часа он знакомится как минимум с 40-50 новыми бизнес-проектами. И за короткое время  у него обязательно появляются свежие идеи, а также абсолютная уверенность в собственных силах и возможностях.

Экономике нашего государства сегодня очень нужны позитивные люди, которые абсолютно уверены, что все, что они делают для Украины, идет на благо их семьи, бизнеса, общины.

Спасибо за интересную беседу!

QHA