КИЕВ (QHA) -

Для того, чтобы приватизация в Украине сдвинулось с «мертвой точки», необходима success story (история успеха), для реализации даже позитивного приватизационного закона необходима политическая воля.

Такое мнение высказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, комментируя на брифинге принятие в первом чтении законопроекта «О приватизации в Украине», передает корреспондент QHA.

По мнению эксперта, под критерий «история успеха» подпадает стратегический актив в интересных для инвесторов отраслях — энергетике или транспортной сфере.

— Мне кажется, что «Укрзализныця» могла бы быть таким вариантом, не вся, но отдельные подразделения вполне стоило бы выставить на приватизацию. Следует сохранить в госсобственности пути и шпалы, а относительно подвижного состава, то, учитывая конкуренцию на этом рынке, выставление его на продажу было бы более чем целесообразным. Кроме того, я считаю, что претендовать на эту «историю успеха» в плане проведения приватизации может «Центрэнерго».

Олег Устенко отмечает, что успешная продажа крупного актива эффективному собственнику может дать стране в целом дополнительные дивиденды: как в виде имиджевого позитива — такая продажа будет свидетельствовать о реальных сдвигах в экономической жизни страны, так и в виде роста ВВП в результате привлечения значительных инвестиций.

— Речь может идти о большой истории успеха, потому что имеются в виду  первичные инвестиции, которые могут нагнетать ажиотаж по поводу рынка: большое предприятие приватизировано, страна будет двигаться путем реформ, это может давать возможность привлечь дополнительные инвестиции в страну. Стоит отметить, что привлечение 1 млрд долларов инвестиций в страну может давать прирост украинского ВВП около 0,5%. То есть если удалось привлечь 10 млрд долларов  это было бы еще плюс 5% к тем 3% экономического роста, который прогнозируется на следующий год.

В то же время некоторые крупные известные предприятия по разным причинам вряд ли могут претендовать на «историю успеха» — или вследствие противоречивого предприватизационного бэкграунда, или потому, что вряд ли будут в ближайшее время выставлены на приватизацию. Например, по его мнению, Одесский припортовый завод вряд ли может стать такой историей успеха, НАК «Нафтогаз», который мог бы стать двигателем приватизации, вряд ли выставят на продажу, по крайней мере в ближайшем временном промежутке.

Олег Устенко также отметил, что приватизация — это насущная необходимость в стране, где она фактически никогда не проводилась на должном уровне. Огромный государственный сектор  около 3500 предприятий — сопровождается высоким уровнем коррупции, и это сдерживает экономическое развитие. Кроме того, если не проводить приватизацию сейчас, то надо быть готовым к тому, что стоимость активов будет на нисходящем тренде, добавил Устенко.

— Украина является исключительной страной в мире и Европе, которая продолжает удерживать такой огромный сектор государственной экономики на фоне высококоррумпированой экономической модели, которая работает в стране. Собственно, непроведение приватизации является одним из объяснений — почему Украина так и не дошла до уровня 1991 года. Сейчас говорят, что мы находимся на уровне 70% от уровня 1991 года, тогда как мировая экономика, мировой ВВП вырос более чем вдвое. Это именно потому, что не создавалось реальных механизмов для развития экономики. Эксплуатировалась старая модель, в которой мы жили раньше и продолжаем жить сейчас, мы экспортно ориентированная страна, да еще и экспорт у нас сырьевой — 65% составляют металлы, химия, зерно.

Эксперт заявил, что, несмотря на высокий уровень коррупции, Украину не стоит сравнивать с другими странами, в которых так же высока доля государственной собственности. Например, Китай, у которого тоже большой государственный сектор, занимает 70-е место из 176 стран по уровню коррупции в рейтинге Transparency International, а Швеция  на 30-м месте этого рейтинга, в отличие от Украины, которая имеет большой государственный сектор и занимает 131-е место. И хотя, по его словам, большой государственный сектор подпитывает коррупцию, одна только приватизация не решит проблем и не сможет искоренить коррупцию. Необходимо развивать параллельно демократические институты, а также органы власти, которые будут предотвращать коррупцию.

В тех скандинавских странах, где есть большой государственный сектор, параллельно эффективно работают другие институты, которые предотвращают коррупцию, поэтому Швеция и занимает 30-е место этого рейтинга. Не развивая демократические институты, которые сдерживают коррупцию, преодолеть ее только за счет проведения приватизации невозможно. Разве что снижать уровень участия государства в бизнесе, параллельно открывая, например, антикоррупционные суды.

Положительно оценивая принятый в первом чтении приватизационный законопроект с точки зрения внедрения прозрачных и привлекательных для инвестора процедур, эксперт отмечает, что многое будет зависеть от того, удастся ли реализовать положения закона на практике.

— Закон можно принять, но, как показывает украинская практика, для того, чтобы любой закон был реализован, необходима политическая воля. А вот именно наличие этой политической воли, насколько это будет реализовано, увидим после того, как этот закон будет полностью проголосован.

Как сообщало QHA, 9 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект "О приватизации государственного имущества" (№7066), разработанный Министерством экономического развития и торговли. Он вносит изменения в процедуру продажи государственных предприятий и способствует повышению прозрачности приватизации. После принятия во втором чтении и подписания Президентом, этот законопроект сможет заменить семь действующих отдельных законов о приватизации.

В МЭРТе считают, что принятие законопроекта поможет расширить круг потенциальных инвесторов, поскольку усилит защиту их прав. Увеличение количества участников аукционов одновременно будет способствовать росту конкуренции и финальной цены продажи объектов государственной собственности. При этом законопроект запрещает участвовать в торгах компаниям и лицам, связанным со страной-агрессором. Новый законопроект также позволит перейти к рыночному ценообразованию на объекты государственной собственности. Законопроект устанавливает единый прозрачный алгоритм продажи крупных государственных объектов и единую процедуру продажи малых.

 

QHA