КИЕВ (QHA) -

Потребность китайского рынка в качественных и экологических продуктах постоянно растет в связи с ростом населения страны, и Украина готова обеспечить продовольственную безопасность Китая. Об этом заявила советник министра аграрной политики и продовольствия Украины Владислава Рутицкая в ходе конференции «Накормить миллиард: потенциал и стратегия выхода украинских продуктов питания на китайский рынок», которая была организована компанией «Укр-Китай Комьюникейшн» при поддержке МИД и Минагрополитики.

Как передает корреспондент QHA, Владислава Рутицкая отметила, что Китай фактически не знаком с украинскими продуктами питания, поскольку основу продовольственного экспорта Украины туда составляют зерновые, то есть, сырье. И хотя в дальнейшем прогнозируется рост экспорта зерновых, Украина должна активнее продвигать и продукцию переработки, готовые пищевые продукты.

По ее словам, сегодня на китайском рынке неплохо зарекомендовали себя некоторые кондитерские изделия, а с прошлого года - молочные. Владислава Рутицкая также выразила надежду на то, что в ближайшее время удастся "открыть рынок» фруктов и ягод, чего давно ожидают украинские производители, а также рынок подсолнечного шрота.

Среди проблем, которые сдерживают продвижение украинских продуктов в Китай, советник министра агрополитики назвала, в частности, логистические: ожидаемый срок перевозок в 8-10 дней, который должен обеспечить маршрут «Шелковый путь», пока не может быть реализован, и срок перевозок того же зерна в Китай составляет в среднем 28-30 дней.

Заместитель министра агрополитики Ольга Трофимцовым отметила, что Китай является одним из крупнейших наших партнеров в агросекторе, хотя украинский агроэкспорт в Китай составляет лишь 1% от того, что Китай импортирует в агросфере.

- Можно сказать, что мы еще и не начинали выход на рынок Китая. Поэтому наша задача - открытие этого рынка, ведь это - рынок гигантских возможностей.

По словам Ольги Трофимцевой, Украина должна стимулировать не только взаимную торговлю, но и развивать совместные проекты в агросекторе.

Заместитель председателя Совета экспортеров и инвесторов при Министерстве иностранных дел Украины Александр Данилейко отметил, что за последний год динамика товарооборота с Китаем неутешительная, хотя в 2015 году украинский сельскохозяйственный экспорт в Китай составил 1,3 млрд долларов, что почти вдвое больше показателей 2014 года.

По его словам, Украину не устраивает «абсолютно сырьевая» структура нашего экспорта в Китай, а также то, что сейчас на экспорт идет лишь несколько категорий товаров. В частности, в товарной структуре экспорта в январе-сентябре этого года зерновые составляют 30%, руды, шлаки, зола - 32%, жиры и масла - 24%, остальное - 12%, необработанный лес-кругляк - 2%. При том, что Украина импортирует из Китая преимущественно товары высокотехнологичные (телефоны, гаджеты и др.)

Как одно из направлений перспективного сотрудничества Данилейко назвал создание в Украине предприятий с китайскими инвестициями по переработке украинского сырья, чтобы в Китай экспортировался уже готовый продукт. Кроме того, близость Украины к очень емкому рынку ЕС и хорошее транзитное положение Украины может способствовать реализации украинско-китайских проектов по выходу с продажами продукции на рынки третьих стран.

Александр Данилейко также акцентировал внимание на том, что китайский рынок открыт для украинских продуктов питания, спрос и на продукты, и на другие товары из Украины постоянно растет, однако в условиях конкуренции нашим производителям надо активнее заниматься промоушеном.

- Конкуренция на китайском рынке серьезная, поэтому украинские экспортеры должны больше заниматься презентацией своих возможностей, а мы будем помогать им всеми мерами, особенно представителям малого и среднего бизнеса.

В частности, Александр Данилейко рассказал, что сейчас прорабатывается создание украинских торговых представительств в различных странах, которые будут организованы по новой модели, и которые смогут стать реальными помощниками в продвижении товаров на иностранные рынки, особенно для малого и среднего бизнеса.

- Мы стараемся, чтобы эти торговые представительства могли предоставить бизнесу, в первую очередь, МСБ, всю первичную информацию и помощь по возможному сотрудничеству в той или иной стране.

Президент компании «Укр-Китай Коммуникейшн» Вячеслав Лысенко отметил, что в 2011 году Китай вышел на первое место в мире по потреблению продуктов питания, вытеснив США.

- Китайский внутренний рынок с населением 1,374 млрд людей и тенденцией к росту нуждается в огромном количестве продуктов питания. Учитывая, что в Китае разрешили иметь второго ребенка, ближайшие годы численность населения страны увеличится на то количество населения, которое сейчас имеет Украина. Импорт продуктов в Китае с каждым годом растет на 15%. Западные компании уже ведут активную борьбу за благосклонность и кошельки китайских потребителей.

По словам Вячеслава Лысенко, в китайском обществе сформированы определенные стереотипы, которые можно использовать для увеличения нашего экспорта. Скажем, надо учитывать, что у китайцев образ изобилия асоциируется с едой, и мясо ассоциируется с достатком. И чем богаче становится китайская семья - тем больше мяса она потребляет (сейчас цифра потребления составляет 63 кг в год). Также показательна тенденция, что все больше китайских семей становятся богаче, а значит, пытаются повысить качество своей жизни.

- Чем богаче становится китайское население - тем более качественный экологичный продукт оно хочет потреблять. Объем рынка продуктов здорового питания в Китае составляет 76 млрд долларов и к 2023 году эта цифра удвоится.

Кроме того, у китайцев понятие качественной экологической пищи ассоциируется не с китайским продуктом, а с импортом.

Вячеслав Лысенко рассказал, что в Китае в последние годы получила распространение подделка продуктов питания, которая стимулирует недоверие китайцев к еде собственного производства. Так, в 2007 году в Пекине появились «вареники», изготовленные из картона, вымоченного в каустической соде с добавлением ароматизаторов свинины. Подделываются даже куриные яйца: белок и желток формируют из желатина и альгината кальция, а скорлупу - из гипса, кальция и парафина. Также китайские «умельцы» научились фальсифицировать грецкие орехи: из орехов удаляют сердцевину, а в скорлупу аккуратно заливают бетонную смесь и продают на вес вперемешку с настоящими орехами. Для наглядности на конференции были продемонстрированы китайские документальные фильмы о подобном фальсификате.

Лысенко также отметил, что, исходя из всего вышесказанного, доверие к качеству украинской пищевой продукции является достаточно высоким, и она будет востребована. Поэтому у Украины есть шанс выйти на китайский рынок не только как поставщик сырья, но и как производитель продуктов, только надо развивать собственное производство и расширять линейки товаров, подходящих для экспорта.

Среди экологических продуктов питания, которые китайцы могли бы импортировать из Украины, называют молоко, телятину, курятину, свинину, растительное масло - именно так выглядит пятерка самых популярных среди китайцев эко-продуктов.

Кроме того, Китай активно импортирует овощи, тропические фрукты, сахар, сухофрукты, орехи, специи, и по некоторым из этих позиций Украина могла бы занять свою нишу.

Участники конференции «Накормить миллиард» также акцентировали важность активного выхода украинских товаропроизводителей на китайский рынок в связи с тем, что из-за российской агрессии Украина фактически потеряла рынок России.

Для выхода на рынок Китая украинские производители могут выбрать несколько путей. Или самостоятельно организовывать поставки, что является достаточно сложным и ресурсозатратным процессом. Или, в частности, представить свои продовольственные товары на Всемирной продовольственной торговой выставке (World Food City) в Шэньчжэне.

World Food City - это специализированный комплекс, построенный для демонстрации в Китае высококачественных импортных продуктов питания со всего мира.

QHA