СЕВАСТОПОЛЬ/АКЪ-ЯР (QHA) -

Когда два года назад российские войска оккупировали Крым, власти Украины приняли решение запретить торговлю через все коммерческие порты полуострова. Этот шаг позднее поддержали страны Евросоюза, США и другие государства, оформив это решение в виде соответствующих санкций.

16 июня 2014 года, спустя несколько месяцев после аннексии Крыма Россией, Украина закрыла полуостров для международной морской навигации.

Однако за прошедшие два года в крымские порты вошло более 600 судов. Исследование Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) показало, что как западные, так и ближневосточные бизнесмены продолжают торговать с Крымом в нарушение официальной линии своих правительств.

Так, за два прошедших года здесь появлялись 24 судна под флагами стран ЕС, 43 судна, зарегистрированные в ЕС, и 22 судна, чьи собственники находятся в ЕС.

Чтобы обойти санкции, компании идут на различные уловки. Одни предприятия используют на своих судах флаги других государств, другие — прибегают к услугам сторонних фирм, а третьи по прибытии в российский порт просто отключают систему определения местоположения.

В начале декабря 2015 года корабль под названием General под сине-желтым флагом Республики Палау прошел Босфорский пролив. По официальному маршруту судно шло в Украину: из турецкого порта Немрут, что близ города Измир на Эгейском море, в Херсон.

Однако 4 декабря судно встало на якорь неподалеку от входа в севастопольскую бухту на юго-западном побережье Крыма. На 10 дней General исчез с радаров международной системы слежения за судоходством, после чего 14 декабря его навигационное оборудование вновь заработало. Очевидно, в Херсон судно так и не зашло.

По словам экспертов, команда, судя по всему, отключила «навигатор» системы AIS, что возможно, если только обесточить судно.

С 9 по 11 декабря по просьбе журналистов OCCRP жители Севастополя сделали фото того, как на General грузят металлолом в бухте Севастополя, у причала «Инкерман».

Снимки доказывают, что, несмотря на международные запреты, это судно провело не менее пяти дней в порту Севастополя, принимая на борт груз.

До сегодняшнего дня Украина не привлекла к ответственности ни одного судовладельца или капитана, что существенно влияет на продолжение незаконной торговли.

ФОТО: OCCRP, REUTERS

QHA