КИЕВ (QHA) -

Все действия России, направленные на создание транзитных препятствий для Украины, являются политически мотивированными и не содержат под собой экономической основы, поэтому правительство не видит смысла проводить переговоры на уровне экономических ведомств. Так ответила заместитель министра экономического развития и торговли - торговый представитель Украины Наталья Микольская в интервью корреспонденту QHA на вопрос: существует ли возможность разблокировать в следующем году заблокированный РФ транзит товаров из Украины в страны Средней Азии и ведутся ли об этом переговоры?

- Надо понимать, что все действия Российской Федерации, связанные с торговой агрессией, политически мотивированные, они не содержат под собой экономической основы, поэтому вести дискуссию в контексте разговора двух органов, отвечающих за экономическую политику или международную торговлю объективно, наверное, нет смысла. И в этом смысла также не видит правительство.

По словам заместителя министра экономического развития и торговли, ограничение транзита является частью плана РФ по фактической агрессии в отношении Украины, включая военную, торговую, а также транспортную, «транзитную» агрессию.

Наталья Микольская также акцентировала внимание на том, что, прибегая к транспортным ограничениям, Россия пытается уничтожить транспортный потенциал Украины, поскольку транспортные ограничения применяются не только к украинским товарам, но и ко всем товарам, которые перевозились транзитом через территорию Украины.

- Со стороны России также наблюдаются попытки уничтожить транспортный потенциал Украины и перевести все транспортные потоки в другое русло.

По словам Натальи Микольской, Украина предпринимает попытки обжаловать дискриминационные действия РФ в рамках международных организаций, в частности, ВТО, а также влиять на РФ с помощью санкций, которые применяют наши партнеры. По ее словам, консультации с РФ об отмене транзитных ограничений не дали ожидаемого результата, поскольку позиция РФ состоит в том, что они формально отвечают на вопросы, но при этом не готовы обсуждать упразднение своих ограничений как таковых.

Как один из методов нейтрализации вреда от ограничительных действий России Микольская назвала необходимость увеличивать эффективность использования уже имеющихся транспортных коридоров.

Справка: Россия уже больше года ведет «транзитную» войну против Украины, запрещая грузовые автомобильные и железнодорожные перевозки через свою территорию в третьи страны. В связи со вступлением в силу соглашения о ЗСТ Украины с ЕС, в начале 2016 года Россия запретила транзит по своей территории украинских большегрузных грузовиков. В конце февраля Украина и РФ возобновили этот транзит, но в начале апреля транзит украинских товаров был снова приостановлен, а с апреля возобновлен с установлением дополнительных пломб.

В 2015 году Россия ввела ограничения на транзит через свою территорию товаров из Украины в Казахстан. А в июле 2016 - расширила эти ограничения и на транзит в Кыргызстан.

В сентябре 2016 года Украина в рамках ВТО начала процедуру обжалования запрета России на транзит украинских товаров через территорию РФ в Казахстан и Кыргызстан.

По данным Украины, введение Россией запрета транзита в эти страны привело в первом полугодии т.г. к общему сокращению экспорта украинских товаров на рынки стран Центральной, Средней Азии и Кавказа на 35,1% (в частности, в Казахстан на 45,5%). По оценке Минэкономразвития, потери Украины только в Казахстане и Кыргызстане составляют около 400 млн долларов.

QHA