КИЕВ (QHA) -

С 1 июля 2017 года в Украине отменяется регулирование цен на социально значимые товары — хлеб, макароны, муку, крупы, колбасу, мясо, молоко, творог, подсолнечное масло, сметану, масло, яйца, сахар, детское питание. Кроме того, за аренду места на рынках хозяева теперь будут требовать от продавцов любую цену. Так что для пенсионеров обычный визит в продуктовый магазин рискует превратиться в достаточно серьезный стресс. 

Журналист QHA разбирался, почему парламентский Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения снова ратует за возврат госрегулирования цен, а Министерство экономического развития и торговли Украины  цинично заявляет, что приостановка госрегулирования не влияет на рост цен, видя в этом элемент дерегуляции и путь повышения конкуренции.

Покупательная способность упала на 80%

Победные реляции власти о повышении минимальной зарплаты и пенсии, безвиз и обещание очередного повышения, теперь уже средней зарплаты украинцев, до 7-10 тысяч гривен не могут скрыть тот факт, что страна все еще испытывает глубочайший экономический кризис. В частности, в среду 21 июня на заседании парламентского Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспеения, где рассаматривали пути возврата госрегулирования цен на социально значимые товары, были озвучены следующие цифры.

Эксперимент со свободными ценами на продукты питания в Украине проходил с 1 октября по 31 декабря 2016 года. Он привел к тому, что за январь-май цены на мясо повысились на 11%, на хлеб — на 18%, на молоко — почти на 26%, на масло — на 30%. В нашей стране нет рынка, потому что покупательная способность людей сократилась практически на 80%, — проинформировала глава комитета Людмила Денисова.

Ее предложение поддержать идею проекта постановления правительства, предусматривающего установление контроля за ценами на товары социальной группы, было единогласно поддержано членами комитета.

Не остались в стороне от решения насущного вопроса и представители украинских профсоюзов, которые категорически поддержали предложение ввести ценовое регулирование на социально значимые товары.

— Мы также призываем возобновить мониторинг этих цен, поскольку Министерство экономического развития и торговли Украины этим сегодня не занимается. Кроме того, нужно учесть, что отмена госрегулирования произошла  по требованию Американской торгово-промышленной палаты, Европейской бизнес-ассоциации, а также объединения ритейлеров, которые представляют, скорее всего, не производителей, а импортеров этой продукции, — подчеркнул представитель профсоюзной организации Украины.

Замминистра соцполитики Украины Николай Шамбир заявил, что на сегодняшний день, несмотря на рост цен на потребительские товары, никто не занимается вопросами ценового регулирования.

Минсоцполитики также наблюдает за этой ситуацией и готовит информацию о том, что госконтроль за ценами не сильно влияет на процессы ценообразования. Кроме того, Минсоцполитики и МЭРТ отрабатывают законопроект по госрегулированию цен на социально значимые продукты в части вопросов, которые непосредственно входят в компетенцию Министерства социальной политики, — пояснил он.

МЭРТ за рыночные цены без полномочий?

При рассмотрении вопроса о возврате госрегулирования цен на социально значимые товары был зачитан ответ исполняющего обязанности министра экономики Украины Максима Нефедова на предложение подготовить проект постановления КМУ, предусматривающее установление госконтроля за ценами на товары социальной группы. 

Применение практики державного регулирования цен на продукты питания не достигнет цели сдерживания роста цен в Украине, — ответил высокопоставленный чиновник, проигнорировавший заседание парламентского комитета.

Цинизм этой бюрократической отписки поражает воображение. Немного прояснил ситуацию комментарий генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко:

— Государственное регулирование на сегодняшний день практически себя исчерпало. И через год-два необходимости в нем уже просто не будет. Отмечу, что сейчас основной риск заключается в возможных спекуляциях, и на сегодняшний день единственная актуальная функция госрегулирования — это снижение амплитуд при колебаниях цен на продукты питания. Хотя это существенно не влияет на изменение цен на продукты питания — они не снижаются.

Дорошенко рассказал, что на протяжении двух с половиной лет это регулирование по факту не работает, потому что в Госпродпотребслужбе нет людей, которые могут этим заниматься:

Ну, например, в некоторых областях Украины на сегодня только сформированы штаты отделов по контролю за ценами. Однако эти подразделениях в большинстве своем не укомплектованы персоналом. А если бы люди и были, то в данный момент у них нет соответствующих полномочий.

По его словам, ранее, если крупное предприятие, имеющее значительную долю на рынке, пыталось завысить цену, работа контролеров была достаточно эффективным сдерживающим фактором. Подтверждением данного факта является тенденция повышения цен на продукты питания в моменты, когда поднимался вопрос об отмене данного регулирования.

Первое повышение цен произошло в августе прошлого года, второе имело место в октябре. Определенную динамику цены на продукты демонстрируют и в июне: на 4 грн выросла цена свинины, а морковь подорожала на 30%, что является ненормальным колебанием.

Виноваты лоббисты, поможет опыт стран ЕС

Кто разрушил систему государственного регулирования цен на продукты питания и что сделать, чтобы не довести Украину до голодного бунта? Ответ на эти вопросы гендиректор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко сформулировал так:

В Украине отбросили в сторону систему госрегулирования в пользу крупнейших лоббистов и ничего не поставили в качестве противовеса. Хотя европейский опыт показывает, что везде есть какие-то аналогичные системы. Когда в Украине убираем госрегулирование и фактически ничего взамен на этом месте не производим, то возникает вакуум. Нет ни одной страны мира, где ничего не происходит.

По информации Дорошенко, в большинстве стран мира существуют системы, аналогичные госрегулированию в Украине. Они называются по-другому, но работают. Однако в Украине кадровый кризис, имитация борьбы с коррупцией, конкуренция полномочий и другие факторы в той или иной мере поспособствовали тому, что в правовом поле все чаще соперничают интересы бизнеса и государства. Поэтому в филигранную бюрократическую формулировку МЭРТ о том, что «госрегулирование цен на продукты питания не достигнет цели сдерживания роста цен в Украине», нужно добавить реальные цели и методы их достижения.

Могу предложить несколько способов решения проблем с госрегулированием. Первый — отмена регулирования и параллельное решение вопроса на уровне производителя. Причем для того, чтобы не увеличивались цены, предлагаю сделать это через субсидии. Второй — на уровне торговли — предполагает снижение НДС на продукты питания. Для сравнения: средний НДС на продукты питания в Европе — 5%, а в Украине — около 20%, — говорит Алексей Дорошенко.

По его мнению, именно поэтому польские продукты питания сегодня, гораздо дешевле украинских аналогов. А в некоторых странах, например в Англии, налогообложение продуктов питания равно 0%, что, как вы понимаете, снимает остроту социальной проблемы.

Если мы не доверяем производителям и знаем, что они передадут эту скидку, то дайте ее конечному покупателю. Если мы не верим торговле, то давайте тогда пойдем по американскому пути субсидирования продуктов питания. На сегодня система, разработанная в США, является самой эффективной, причем ее уже взяли на вооружение европейцы, и она теперь работает в той же Франции, — сообщил Дорошенко.

Контроль за ценами на продукты во Франции осуществляет министерство статистики, которое в масштабах страны имеет штат в несколько тысяч человек. Они мониторят 4-5 тысяч наименований продуктов питания и собирают статистику. Путем опроса выявляются причины колебания цен. Если же причину невозможно устранить и она связана с производителем или продавцом, то на виновных накладывается штраф. Проверено — этот метод работает.

Подводя итоги, можно сделать вывод: проблема госрегулирования цен на социально значимые продукты носит скорее не экономический, а организационно-управленческий характер. На пути к Европе стереотипы наших менеджеров проходят испытание цивилизацией — спекуляции и недобросовестная конкуренция должны остаться в прошлом. А для эффективного реформирования системы имеет смысл поинтересоваться, как она работает в странах ЕС.

Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA