КИЕВ (QHA) -

Вести разговор с главным лоббистом промышленности и, как его называют, экономическим патриотом Украины очень интересно и полезно. Он открыт для СМИ и доступно излагает сложные вещи, которые касаются тарифов для бизнеса на электричество, газ, грузоперевозки по железной дороге.

Кроме того, нардеп уверен в необходимости развития индустриальных парков и 10-летнего запрета экспорта леса-кругляка, как предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны, уровня занятости населения и обеспечения непрерывного экономического роста.

На круглом столе Комитета промышленной политики и предпринимательства 

Эти, весьма злободневные для бизнеса темы, председатель Комитета ВРУ по вопросам промполитики и предпринимательства Виктор Галасюк ракрыл во время эксклюзивного интервью для QHA.

- НКРЭ ввел искусственный налог для новой промышленности, строительства и "зеленой энергетики", подняв практически в шесть раз стоимость нестандартного подключения к электросетям. Кроме того, тарифы на газ для промышленности подорожали на 22%, а стоимость грузовых перевозок по железной дороге повышают на 25%. Чем грозят Украине такие безответственные и деструктивные шаги?

- Это очень негативно повлияет, поскольку это означает построение "стены" от инвестора в реальный сектор экономики - в частности, для альтернативной генерации. Вместо того, чтобы произвести подключение к электросетям для новых потребителей и электростанций, работающих на ветре и солнце вообще бесплатным, власть, по сути, в разы поднимает стоимость присоединения.

Правильно было бы сделать эту сферу максимально открытой, чтобы люди создавали новые производства, новые объекты генерации, а уже потом, когда возрастет потребление электроэнергии, использовать содержащуюся в тарифе инвестиционную составляющую, за счет которой покрываются все расходы.

Но так называемый независимый регулятор, во главе с г-ном Дмитрием Вовком (глава НКРЭ, - ред.), делает наоборот, то есть, строит огромный инвестиционный барьер. Это приводит к тому, что существующие инвестиционные программы замораживаются.

Инвесторы сворачивают проекты, которые планировали, и формирование нового производства становится значительно дороже. А создание новых объектов зеленой энергетики, которые присоединяются к электросетям, вообще дорожает на 20-30%. Это те незапланированные капитальные расходы, которые инвесторы способны понести, но вместо этого они просто сворачивают проекты.

Это очень плохо - вместо того, чтобы строить для инвесторов мостик, чтобы они приходили в Украину, вместо того, чтобы расстилать перед ними красную дорожку, чтобы они шли к вам - НКРЭ осуществляет эти драконовские искусственные регуляции, против которых выступает рынок, отраслевые ассоциации. По сути, создаются искусственные препятствия для иностранных инвесторов, у которых пропадает мотивация вкладывать деньги в Украину.

Поэтому, когда премьер-министр Владимир Гройсман говорит о реформе децентрализации, поддержке малого и среднего бизнеса, возрождении промышленности, я всегда предлагаю смотреть на факты. Ведь решение НКРЭ наносит жестокий удар по той самой децентрализации, о которой говорил премьер. Так как присоединение в депрессивных регионах Украины будет значительно дороже, чем в Киеве. Это означает, что там никогда не будет строиться новое производство.

- Как повышение тарифов отразилось на малом и среднем бизнесе?

- Если взять малый и средний бизнес - это увеличение в 6 раз, по оценкам отраслевых ассоциаций, стоимости присоединения к электросетям. Все эти повышения касаются объектов мощностью до 5 мегаватт. То есть речь идет об ухудшении условий развития малого и среднего бизнеса, а также небольших электростанций.

Это искусственная монополизация рынка, чтобы была только старая генерация, которая сегодня монополизирована - чтобы ее втридорога платили потребители - промышленные и бытовые. Таким образом, создаются предпосылки для последующего, неуправляемого роста тарифов.

При этом, 6-кратное повышение тарифов на электричество не является фактором развития промышленности. Это еще один удар по промышленности. То есть, одно декларируется, а когда идет реализация на практике, то это происходит совсем иначе.

Поэтому я обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману, чтобы он заблокировал обнародование печати этого постановления НКРЭ в газете "Урядовий кур’єр", для того, чтобы это решение не вступило в силу.

- Во всем виноват непрофессионализм чиновника Дмитрия Вовка, о чем уже более года говорят общественники и представители власти?

- Если еще вчера я думал, что это решение НКРЭ вызвано непрофессионализмом и безответственностью господина Вовка и НКРЭ, то сегодня у меня есть все основания считать, что это масштабная махинация, которая осуществлена ими сознательно.

Глава НКРЭ Дмитрий Вовк

Почему? Когда произошло это драконовское повышение платы за присоединение, я дал соответствующие запросы в НКРЭ и они предоставили не только ту методику, в соответствии с которой они считали, но и те отчеты об оценке, на основании которых они подставили параметры в эту методику.

Представители так называемой "Большой четверки" оценили активы облэнерго, и господин Вовк ссылается на эти оценки, утверждая, что это очень авторитетно, поэтому тарифы якобы являются правильными, обоснованными. При этом, я уже 10 дней жду ответа от НКРЭ – и параллельно напрямую обратился в «Делойт и Туш", которая, по данным регулятора, осуществляла оценку ряда облэнерго.

Недавно я получил от них абсолютно конкретный и четкий ответ, что они не совершали оценку, которая позволяет считать НКРЭ тарифы по тем облэнерго, на которые ссылается Национальная комиссия. То есть, регулятор при расчете повышения стоимости за подключение воспользовался данными, которые не были для этого предназначены. Оценщики не делали эту оценку, соврали обществу.

- Какую опасность для бизнеса Украины несут подобные действия НКРЭ?

- Огромную. Тем более, что стоимость расчетов напрямую зависит от целей оценки, исходных условий, которые предоставляет заказчик. В данном смысле речь идет о подмене или сознательном неправомерном использование этих данных. Поэтому я обратился в Национальное антикоррупционное бюро, чтобы его сотрудники расследовали действия и господина Вовка, и НКРЭ.

Это совершенно недопустимо, когда наносится такой болезненный удар по украинской промышленности, национальной экономике, малому и среднему бизнесу и зеленой энергетике. Подобные действия не могут остаться без реакции, поэтому нужно заблокировать это постановление, расследовать махинации, в результате которых она появилась, чтобы предотвратить подобные действия в будущем.

Надо не строить «стену» от инвестора и новые барьеры на вход, а делать все, чтобы способствовать украинскому производителю, работодателю, инвестору. Это принципиальная позиция фракции Радикальной партии, Комитета промполитики и предпринимательства, который я возглавляю.

- Зачем Украине индустриальные парки, какую пользу они принесут Украине в денежном выражении? Почему индустриальные парки и экспортно-кредитное агентство, по вашему мнению, являются механизмами промышленного развития и стимулирования инноваций?

- На самом деле, индустриальные парки - это лекарство от бедности, эмиграции, оффшоров, это механизм развития производства в собственной стране. Например, поляки и турки, которых мы в 90-х годах опережали - сегодня обгоняют нас в 2-3 раза.

Они создали сеть индустриальных парков, запустили экспортно-кредитное агентство, собственные банки развития и обеспечили такие условия работы своим производителям, которые позволили им существенно увеличить объемы производства и перегнать Украину в разы.

Что такое индустриальные парки? Это когда есть площадка, определенная территория, которая обеспечена инженерно-транспортной инфраструктурой и на которой действует стимулирующий налоговый режим для того, чтобы заманить инвестора. Для того, чтобы он пришел и, например, 5 лет платил сравнительно низкие налоги, имел определенные налоговые скидки, чтобы ему было выгодно вложить средства не в Турцию, Польшу или куда-то за границу, а в Украину.

Более того, на мой взгляд, это позволит уменьшить отток капиталов из Украины в оффшоры. Согласно оценке международных экспертов, из нашей страны в оффшоры ежегодно вытекает от 8 до 10 млрд долларов. Причем, средства убегают из страны в то время, когда наше правительство ходит как нищее и просит кредиты МВФ. Причем, деньги, которые выводятся из страны, попадают на счета искусственно созданных фирм: там нет рабочих мест, нет налогов для Украины, а также реального производства. Там просто прячут деньги.

Индустриальные парки - это специальная территория внутри страны, которая позволяет часть тех средств, которые бы куда-то вымывались, направить на создание новых рабочих мест в стране, на создание новой производственной базы, экспорт национальной продукции, усиление гривни.

То есть, провести мероприятия, в которых нуждается украинская экономика, ведь индустриальные парки, экспортно-кредитное агентство и банк развития - это позиция плана развития экономики, предложенная фракцией Радикальной партии Украины, и мы отстаиваем пункты этого плана, воплощая их в жизнь.

- Что уже удалось сделать?

- Многое. Например, мы впервые за 25 лет смогли разработать и завоевать принятие законопроекта об экспортно-кредитном агентстве. Это очень важно, как и индустриальные парки, инструмент развития экономики, который позволяет удешевлять кредиты для Украины, национальных производителей (часть процентной ставки), и позволяет гарантировать экспортные контракты для нашего государства.

Кроме того, это делает нашу продукцию более конкурентоспособной, чтобы наши судо-, машино-, вагоностроители были конкурентоспособны на зарубежных рынках. Но для этого нужно, чтобы не только стоимость и качество у нас были конкурентоспособны, но и условия поставки. Именно для этого необходимо экспортно-кредитное агентство, чтобы упаковать в финансово-привлекательную оболочку продукцию украинских, несырьевых производителей.

Потому зерно, руду, металлолом не надо помогать реализовать, так как продавцы сами его продадут. А вот сбывать продукцию с высокой добавленной стоимостью - это настоящее искусство. И государство здесь должно быть не пассажиром, а водителем - то есть, помогать своему производителю.

- Какая ситуация сложилась с запретом экспорта леса-кругляка? Почему это важно для Украины сейчас?

- Еще в 2015 году мы с Олегом Ляшко и единомышленниками отвоевали мораторий на запрет экспорта леса-кругляка на 10 лет. В полном объеме он вступил в действие (имею в виду, в том числе, по сосне) с первого января 2017 года. За первый год мы увидели огромный положительный эффект действия моратория. Потому что вводили его, учитывая экологическое обоснование - для того, чтобы спасти карпатские и другие украинские леса.

Что касается позитивных последствий введения моратория на экспорт леса, можно вспомнить о том, что в три раза выросли объемы деревообработки, продукция которой ввозится в Украину. То есть, это фактически инвестиции - беспрецедентный рост. На 17% выросли налоговые поступления в долларовом эквиваленте в бюджеты всех уровней - это огромные дополнительные поступления для отрасли.

Речь идет о создании тысяч новых рабочих мест и рост более чем на 10% продуктового несырьевого экспорта украинской продукции. Это очень важно, так как, например, Украина и Польша имеют одинаковую площадь лесов, но поляки делают из своих лесов бумагу, пеллеты, мебель, доски и другие изделия. Таким образом, лесопроизводственная отрасль Польши ежегодно получает 25 млрд долларов. Для сравнения - Украина имеет только 2,5 млрд долларов в год, то есть, в 10 (!) раз меньше.

Так вот, как раз мораторий - это тот фактор, который позволяет обеспечить экологические и экономические интересы Украины и перерабатывать лес в готовую продукцию. Ведь 1 кубометр леса-кругляка стоит 50 американских долларов, в то время, как переработанная продукция (условный кубометр мебели, например) стоит уже $ 500-600, а то и больше.

То есть, когда мы продаем лес кругляк как сырье за границу, мы теряем выручку за готовую продукцию, трудовые места, инвестиции, людей, которые едут в другие страны для того, чтобы там производить продукцию из украинского сырья.

Это критически важно, потому что получить европейское благосостояние в Украине невозможно путем политических деклараций. Причем, хочу обратить внимание на то, что это возможно только путем радикального изменения экономической политики, что как раз отстаивает фракция Радикальной партии.

По нашему мнению, недопустимо пренебрегать природными богатствами, надо сделать так, чтобы они работали на экономику, которая, в свою очередь, должна работать на каждого украинца!

QHA