КИЕВ (QHA) -

Финансовое здоровье украинских городов улучшилось, а областей, наоборот,  ухудшилось: показатель городов и регионов в среднем за 2016 год составил 6 и 5,9 баллов соответственно из 10 возможных.

Об этом свидетельствуют данные Рейтинга бюджетной прозрачности крупнейших городов и регионов Украины, который представил Международный центр перспективных исследований, передает корреспондент QHA.

По словам эксперта МЦПИ Егора Кияна, финансовое здоровье (или финансовое положение)  это итоговый показатель, который позволяет измерить финансовое состояние города или региона и сравнить его с ситуацией в других муниципалитетах или со средним значением по стране. Он также добавил, что на сайте проекта можно не только увидеть расширенную информацию о своем городе или области, но и принять участие в рейтинге.

Киян отметил, что показатель финансового здоровья (от 0 до 10 баллов), в прошлом году в среднем по городам составлял 6 баллов (в 2015 г.  5,6), а в среднем по регионам  5,9 баллов (6,4).

По итогам 2016 года, среди городов с наилучшим финансовым состоянием первое место заняла Одесса (коэффициент 8 баллов), Ривне  7,5 балла, Полтава, Винница и Днепр  по 7,1 балла. В пятерку аутсайдеров входят Луцк  3,8 балла, Черкассы  4, Херсон  4,2, Ивано-Франковск  4,5, Сумы  4,7 балла. Позитивную динамику среди городов продемонстрировали Винница, Житомир и Кропивницкий, которые, по словам эксперта, существенно улучшили свое финансовое положение.

— Города, которые входят в первую десятку, остаются практически неизменными с 2013 года. У городов, входящих в топ-10, налоговые поступления превышают официальные трансферты, что является хорошим знаком. Семь городов из топ-10 имеют налоговую способность более 50% (способность обеспечивать расходы за счет собственных поступлений), и это очень хорошая тенденция. Капитальные расходы составляют менее 20% в большинстве городов, напротив, эта тенденция не очень хорошая, эта доля должна быть больше. Капрасходы  это расходы на инвестиции и инфраструктуру, и желательно, чтобы это соотношение было гораздо выше. Положительным является то, что произошло расширение рейтинга за счет новых городов, – отметил Егор Киян, комментируя показатели городов.

Эксперт подчеркивает, что основным фактором, который положительно повлиял на городские бюджеты, стала децентрализация. Кроме того, увеличение поступлений в  местные бюджеты обусловила активизация предприятий и импортно-экспортных операций, в определенной степени повлияли инфляционные процессы в стране, рост минимальной заработной платы.

— Одной из основных причин улучшения бюджетов по городам стала децентрализация, которая позволила местным органам власти использовать дополнительные финансовые ресурсы, а на ухудшение в общем положения областей повлияло увеличение расходной части бюджетов.

Что касается областей, то в пятерке лидеров рейтинга Запорожская область  7,3 балла, Черкасская  7,2, Волынская  7,1, Тернопольская  7 и Львовская  6,9. Наихудшее финансовое положение среди областей показали Ровенская  2,1 балла, Днепропетровская  3,9, Луганская  4, Донецкая  4,6, Винницкая  4,8.

Наилучшую динамику продемонстрировали Львовская, Черновицкая и Тернопольская области. В то же время авторы рейтинга учитывают особые условия, в которых работают Луганская и Донецкая области, поскольку почти половина их территорий находится в оккупации.

По словам Кияна, основные области также неизменны с 2013 года и они имеют общие черты – как положительные, так и отрицательные:

— Трансферты в этих областях, к сожалению, превышают налоговые поступления, хотя регионы не имели дефицита, ни один регион не имел налоговой способности более 50%, капитальные расходы составляют менее 10% в большинстве регионов, что не является позитивом.

По итогам исследования, для улучшения финансового здоровья городов и областей эксперты рекомендуют местным общинам заботиться о росте доходной части бюджетов за счет налоговых, неналоговых платежей, операций с капиталом, уменьшения зависимости от официальных трансфертов. Также необходимо обеспечивать бездефицитность бюджетов, обеспечивать рост доли капитальных расходов, увеличивать возможность покрывать долги за счет собственных поступлений местных бюджетов и стимулировать деловую активность.

Вместе с тем, Егор Киян предупредил о рисках последующих периодов, которые могут повлиять на финансовое здоровье городов и областей. В частности, риском является расширение полномочий органов местного самоуправления без соответствующего финансового обеспечения. Также в процессе реформы децентрализации появляются проблемы с объединениями общин, в частности, наличие общин вне объединенных общин, нежелание объединяться с несостоятельными общинами. Также могут возникнуть проблемы с внедрением на местах других системних реформ, в частности, медицинской или образовательной. Среди рисков называется сокращение капитальных расходов в случае ухудшения социально-экономического положения, а также возможный рост административных расходов, то есть расходов на зарплаты.

Егор Киян отметил, что сейчас существует несколько проблем, которые необходимо решить местной власти для улучшения прозрачности деятельности местных бюджетов и доступности бюджетной информации для местных общин.

— К сожалению, не все областные и городские советы регулярно публикуют данные о поступлениях и расходах местных бюджетов на сайтах областных и городских советов, то есть информация не является общедоступной. Не все областные и городские советы публикуют годовые отчеты об исполнении городского/областного бюджета в полном объеме и со всеми приложениями. И последняя проблема  использование единого подхода. У нас нет единого подхода к формату подготовки отчетов, по каждому региону надо собирать разноформатные данные. Поэтому, возможно, стоит обсудить в будущем создание некоего органа или комитета, который будет собирать эти данные, классифицировать их, чтобы общественности было удобно и легко получать всю информацию, что особенно важно в условиях современной реформы децентрализации.

Эксперт Института социальных и экономических реформ (INEKO, Словакия) Петер Голяш рассказал, что аналогичный проект, направленный на улучшение прозрачности местных бюджетов и финансового положения местных общин они реализовывали в Словакии. Реализация этого проекта позволила не только улучшить доступ общин к информации о местных бюджетах, но и привлечь внимание центрального правительства к проблемам местных муниципалитетов.

— В 2012 году мы начали такой проект в Словакии, где было много муниципалитетов с большими долгами и это грозило финансовой стабильности всей страны. Проект привлек большое внимание к работе муниципалитетов, впоследствии центральное правительство приняло определенные меры и финансовая ситуация в регионах улучшилась. Такой побочный результат проекта  центральное правительство стало уделять больше внимания финансовому здоровью местных бюджетов.

Петер Голяш также акцентировал внимание на том, что местные общины должны добиваться от местных органов власти максимальной прозрачности в вопросе формирования и расходования бюджетов, контролировать их действия, поскольку в конечном итоге это приводит к улучшению жизни самих общин.

— Мы объясняем людям, какая существует связь между качеством жизни и качеством демократии. Надо давить на местные органы, чтобы они реально открывали свои финансовые данные, чтобы каждый гражданин мог зайти на сайт и получить необходимую информацию.

В то же время словацкий эксперт отметил, что в Словакии данные о местных бюджетах публикуются на основе единого источника, и они получают данные у Минфина, однако в Украине они не нашли единого источника и вынуждены собирать эти данные вручную, причем инфомрацию публикуется в различных форматах.

Представители местных общин, которые принимали участие в обсуждении, подчеркивали, что для повышения прозрачности необходимо открыть информационные базы Государственного казначейства и Государственной фискальной службы, которая является закрытой не только для местных общин, но и для местных органов власти.

QHA