КИЕВ (QHA) -

В четверг 20 апреля на круглом столе «Перемещение товаров через границу: взгляд бизнеса и власти», который прошел в столичной гостинице «Реддисон блю», градус дискуссии зашкаливал.

Предметом эмоционального обсуждения стала реформа таможенных органов в процессе долгожданного выхода украинских производителей на европейские рынки. Среди активных участников диалога, организованного институтом экономических исследований и политических консультаций, проектом ЕС «Диалог по содействию торговле» и международным фондом «Возрождение», были народные депутаты, бизнесмены, руководители торгово-промышленных палат ассоциаций украинских производителей, эксперты по вопросам обеспечения торговли миссии ЕС.

Эксперты обсуждали несовершенство таможенного законодательства, отсутствие прозрачности и открытости, сознательное завышение таможенной стоимости товаров и коррупцию. Устранение этих препятствий, по мнению украинских экспортеров и импортеров, является ключевым требованием времени.

К таким выводам пришли эксперты Института экономических исследований и политических консультаций по результатам масштабного опроса более тысячи украинских предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.

Минфин пригласил обсудить концепцию реформы таможни

— Реформирование таможни, принятое в начале марта 2017 года правительством, включает реформирование как налогового блока, так и таможни. Также правительством одобрена новая структура таможни и ГФС. Концепция разработана Министерством финансов и учитывает пожелания МВФ, таможенных органов стран ЕС и пограничной службы США. Кроме того, мы учитывали рекомендации украинских экспертов и бизнесменов, — отметил советник министра финансов Украины Юрий Драганчук.

По словам чиновника, концепция предусматривает около 20 направлений реформирования таможни. Это организационная структура, кадровая политика, инфраструктура, процедуры контроля и содействия торговле.

Цель реформы — с одной стороны, обеспечить таможенника денежным обеспечением, бонусами, всеми необходимыми техническими средствами и автоматизированными решениями для того, чтобы он профессионально и в совершенстве исполнял свои функции. С другой стороны — повысить его ответственность и создать механизм контроля за правомерностью его поведения.

— Одними из главных направлений реформы является обеспечение безопасности торговли и цепей поставок. Мы хотим уменьшить время, перечень и стоимость документов для прохождения таможенных формальностей. По нашему мнению, этого можно достичь только путем взаимодействия власти и бизнеса. Его представители будут привлечены к разработке законодательства по вопросам таможенного дела, — сообщил Драганчук.

Он пригласил всех желающих принять активное участие в обсуждении концепции реформирования таможенной службы во вторник 25 апреля в Министерстве финансов Украины, где будет представлена концепция реформы для дальнейшего совершенствования этого документа. После этого будет сформирован детальный план мероприятий с целью реализации этой концепции.

Таможенные органы должны защищать свой внутренний рынок

Заместитель начальника управления Правительственного офиса по европейской и евроатлантической интеграции Юлия Гончарова, выступая на круглом столе, отметила, что при решении вопросов упрощения торговли приходится сталкиваться с тем, что они касаются не только таможни, но и Госслужбы безопасности продовольственных продуктов и защиты потребителей.

— В частности, мы знаем первые случаи остановки украинских товаров, когда Украина в полном объеме не выполнила свои обязательства по регионализации болезней, и мы уже видим реакцию. Потому что все мы считали, что соглашение об ассоциации и введении зоны свободной торговли — это будет какой-то, возможно, параллельный процесс. Надеялись, что это будет происходить где-то в далеком будущем. Также была надежда, что некоторые условия для Украины будут более мягкими, чем у других партнеров. Но мы видим, что ЕС пока защищает свой рынок и безопасность пищевых продуктов, поскольку считает безопасность и защиту граждан ЕС вопросом номер один, — подчеркнула она.

По мнению чиновницы, Украина должна реагировать симметрично и защищать собственный рынок. Причем основным инструментом для этого должны служить национальные таможенные органы. А для этого их необходимо оперативно реформировать, выполнив все взятые на себя в рамках Зоны свободной торговли обязательства.

Она считает, что без внедрения системы анализа рисков, посттаможенного аудита, будут созданы условия, в которых могут иметь место неправомерные действия работников таможни. Для того, чтобы эти механизмы работали, необходимо провести комплексные изменения и мероприятия по обновлению IТ-базы. Важность незамедлительной реализации указанных мероприятий обусловлена еще и тем, что таможня формирует систему защиты внутреннего рынка Украины.

Депутаты понимают, что таможня на треть наполняет бюджет

Глава подкомитета по вопросам таможни комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова подчеркнула важность вопроса перемещения товаров через границу, экспорта и импорта для украинской экономики и общества. Она уточнила, что таможня наполняет государственный бюджет более чем на 30%.

Она проинформировала о правительственном постановлении о реорганизации территориальных органов ГФС, которое может иметь последствия для каждого украинца.

— Среди экспертов это постановление получило название «о ликвидации таможен». Я не уверена, что это реформа. По моему мнению, это обыкновенный передел сфер влияния, но мне очень важно услышать мнение бизнеса по этому вопросу, — сообщила Острикова.

Руководитель проекта, исполнительный директор ГО «Институт экономических и политических консультаций» Оксана Кузякив презентовала присутствующим результаты исследования, проведенного ИЭИ.

— Первая волна этого опроса произошла в течение 2015 года. Благодаря сотрудничеству Института экономических и политических консультаций с торгово-промышленными палатами семнадцати регионов Украины удалось опросить 381 украинское предприятие, занимающееся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). В октябре-декабре 2016 года была проведена вторая волна опроса, которой было охвачено 1044 украинских предприятий, занимающихся ВЭД. Полевой этап опроса был осуществлен компанией GfK Украина и Луганской региональной торгово-промышленной палатой, — рассказала Кузякив.

Согласно данным исследования, с проблемами на таможне столкнулись 27% экспортеров и 35% импортеров. Для экспортеров главными причинами возникающих проблем были непредсказуемая торговая политика Украины, низкое качество транспортной инфраструктуры, неблагоприятное валютное регулирование.

Импортеры среди проблем при осуществлении внешнеэкономической деятельности назвали непрозрачность определения таможенной стоимости импортированных товаров, сложность таможенного и налогового законодательства Украины, бюрократию на таможне.

К ТОП-3 проблем на украинской таможне опрошенные отнесли несовершенство законодательства — 56%, или каждый третий, отметили недостаточную прозрачность и открытость. 28% опрошенных констатировали сознательное завышение стоимости товаров.

Из тех экспортеров и импортеров, которые проходили таможенные процедуры через так называемое «единое окно», 53% считают, что в «едином окне» работает принцип молчаливого согласия. А 45% сообщили, что «единое окно» уменьшает продолжительность прохождения таможенных процедур до четырех часов.

— Внешняя торговля является важной составной частью украинской экономики. Прежде всего потому, что экспорт играет важную роль в национальной экономике Украины. Его удельный вес в ВВП колеблется около отметки 50%. В украинском экспорте существует существенная часть импортных составляющих. Не менее важную роль в деятельности многочисленных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса играет импорт. Все эти факторы свидетельствуют о том, что с началом действия ЗСТ с ЕС имеются возможности еще активнее интегрироваться в мировые торговые потоки и цепочки дополнительной стоимости, — резюмировали участники круглого стола.

Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA