КИЕВ (QHA) -

Заработавший в августе 2016 года единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в задачи которого входило повышение прозрачности деятельности госчиновников, все чаще становится объектом критики со стороны власти, а то и откровенной иронии и народного творчества.

Какова на сегодня ситуация с подачей е-деклараций?

Электронная онлайн-система, позволяющая проверять и обнародовать имущественные декларации госслужащих и других лиц, которые по закону обязаны это делать, заработала согласно ЗУ «О предотвращении коррупции» и должна была стать простым, сервисным инструментом повышения прозрачности деятельности украинских чиновников.

Для того, чтобы минимизировать влияние на эти процессы, обеспечение функционирования этого реестра отнесли к полномочиям центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику – НАПК.

Согласно информации на официальном сайте НАПК, на 1 апреля 2017 зарегистрировано более 1 млн пользователей, в реестр поданы данные более 1 млн 188 человек. Всего за 2016 год данные подали почти 136 тыс человек. Есть на сайте НАПК и ранжировка по статусу чиновников, подавших документы.

Так, в категории президент Украины, премьер-министр Украины, член Кабинета Министров Украины, первый заместитель или заместитель министра подано 117 документов. Объектом исследований следователей НАПК также стали народные депутаты, которые подали 11 тысяч документов, и руководители органов власти АР Крым, юрисдикция которых распространяется на территорию одной или нескольких областей, а также Киева или Севастополя, подавшие 1753 документа. Кроме того, свои данные подали 2215 военных должностных лиц высшего офицерского состава.

К слову, именно декларации президента, премьера и главы НБУ стали объектом пристального изучения общественности. Так, согласно поданным данным, руководитель регулятора Валерия Гонтарева заработала в 2016 году 57 млн грн ($2,1 млн). Значительно меньше заработал премьер-министр Украины Владимир Гройсман - согласно данных его электронной декларации за 2016 год, он заработал 15,8 млн грн доходов. Кроме того, глава правительства имеет 18 млн грн, $802 тыс и €477 тыс на счетах в банковских учреждениях. Для сравнения, президент Петр Порошенко задекларировал всего лишь 12 млн гривен заработка в прошлом году.

Таким образом, рекорд 2015 года, когда бывший командир батальона "Айдар", депутат ВРУ - Сергей Мельничук указал в электронной декларации о доходах за 2015 год сумму 1 триллион гривен (38,7 миллиарда долларов), остался непревзойденным. Отметим, что зарплата Мельничука на момент подачи декларации составляла около 3 тысяч долларов и существуют подозрения, что, завысив сумму своего заработка, нардеп просто хотел продемонстрировать несовершенство системы е-декларирования.

Канада, США и ЕС торопят в прозрачностью

Еще в декабре 2016 года посольства Канады, США и представительство ЕС призвали провести независимую проверку электронных деклараций. Об этом они сообщили в заявлении по случаю Международного дня противодействия коррупции 9 декабря, поместив информацию на странице представительства ЕС в соцсети Facebook.

Однако, быть услышанными Канаде, США и ЕС довелось только через три месяца, а именно 28 марта 2017 года.  Причем, ответная реакция последовала уже после того, как глава правительства прямо на заседании КМУ предложил главе Национального агентства по противодействию коррупции Наталье Корчак написать заявление и подать в отставку. Корчак в ответ заявила, что в отставку не пойдет.

Причем, пикантность ситуации состоит в том, что, согласно регламентирующих деятельность НАПК документов, полномочий снять ее с должности Гройсман не имеет, и освободить кресло главы НАПК можно, только если Корчак напишет заявление об увольнении по собственному желанию.

Через некоторое время на заседании правительства прозвучала информация о том, что Минюст Украины готов обратиться в Кабмин относительно проведения независимой оценки системы электронного декларирования и реестра электронных деклараций, которыми занимается Нацагентство по предупреждению коррупции.

По словам заместителя министра юстиции Натальи Севостьяновой, это связано с тем, что сотни тысяч людей не могут подать электронные декларации, как того требует законодательство, из-за неспособности системы обработать все данные, и это грозит им уголовной ответственностью. При этом, само декларирование для тех чиновников, которые впервые подают данные, перенесено на 1 мая 2017 года.

К тому времени 700 тысяч новых декларантов, отчаявшись внести свои данные, называли существующую онлайн систему «национальным техническим позором, символом абсурда, непрофессионализма и безответственности».

- Система просто не работает. При этом системы с намного большей нагрузкой, как «Приват24» и другие, могут работать без визга, скрипа и ноя, - писала на своей странице в соцсети Фейсбук заместитель мэра Днепра Яника Мерило.

Причем, система электронного декларирования с самого начала демонстрировала свою ущербность, когда ее поначалу отказались сертифицировать. Не изменилась ситуация и после ее перезапуска - она все равно не работала. Если же проанализировать все неполадки с 1 сентября 2016 года, то возникает резонный вопрос – способны ли разработчики системы наладить бесперебойную работу механизма, важность которого в деле борьбы с коррупцией и повышении инвестиционной привлекательности трудно переоценить?

Украинцы относятся к техпроблемам е-деклараций с юмором

В начале ноября 2016 года талантливый житель города Сарны, что неподалеку от Ровно, написал мини-пьесу «Декларации для элиты нации», в которой высмеял усилия властей Украины в проверке имущественных деклараций наших чиновников.

Сюжет комедии прост - в ресторане сидят депутаты и обсуждают е-декларирование. Кое-кто из них хвастается: «Я схитрил изрядно, сумел-таки. Имею 61-у квартиру, а задекларировал 9! НАБУ НЕ придерется. Скажу, не с той стороны смотрите. Некоторые сокрушаются: «... нужно что-то решать. У меня только пятьдесят компаний зарегистрировано, с остальными что делать?» Получив совет переписать все компании на родственников, шутит: «Какие родственники?! У меня уже и так шесть родных бабушек и тридцать четыре дедушки. И это только по маминой линии».

В разгар обсуждения кто-то предлагает? «А давайте примем закон, чтобы все люди и свои доходы декларировали бы? Продал кило картофеля или литр молока - задекларируй, будь законопослушным, как и мы! Мол, пусть люди "парятся", как корову, десяток кур и лошади с телегой туда вписать! А еще у них по несколько рубашек и маек, купленных на «секонд-хенде» есть. Пусть поднимают историю их происхождения". И тогда, может, не только на депутатов будет компромат.

Свою пьесу Василий Титечко разместил в соцсети Фейсбук. В простых словах художественного произведения изложены и недоверие народа к новой системе, и мысли о ее несовершенстве, причем не только техническом. Обманах депутатами простых украинцев, схемах, которые существуют.

Вывод, который делает автор, прост - по-настоящему никто не хочет бороться с коррупцией, власть занимается имитацией реформ, а в это время все остается по-старому. Кроме того, из потенциального инструмента борьбы с коррупцией е-декларирование может стать еще одним механизмом повышения власти бюрократов в нашем обществе.

Проректор по научной работе и международным отношениям Украинского государственного университета финансов и международной торговли, кандидат экономических наук Игорь Гужва, комментируя ситуацию с е-декларированием, отметил:

- Мне кажется этот вопрос излишне политизирован. При этом, не видно и не слышно о реальных действиях компетентных органов в отношении тех декларантов, которые подали данные. Мне кажется, сегодня борьба с коррупцией в Украине напоминает имитацию. Мы ловим коррупционеров, показываем их обществу, а потом отпускаем, и они не несут заслуженного наказания.   

Анализируя историю борьбы с коррупцией, можно вспомнить множество примеров. Например, в Италии правительство Джулиано Амато пыталось заменить уголовную ответственность за коррупцию административной. В результате, в 1993 году это вылилось в волну протестов и вето президента Италии. В 2017 году аналогичные действия пытались предпринять в Румынии, но против коррупции на улицы этой страны вышли 250 тыс человек.

На сегодня наиболее результативной считается сингапурская стратегия борьбы с коррупцией, которая отличается строгостью и последовательностью. Она основывается на «логике контроля за коррупцией». Основное кредо сингапурских борцов заключается в том, что «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий».

На данный момент Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию, что обусловило потрясающие успехи этой страны в развитии национальной экономики. Украинцам стоит взять пример с Сингапура, строго и последовательно устраняя причины коррупции и карая тех, кто поддался должностным искушениям.

Только при соблюдении этих условий в Украину будут стремиться попасть инвесторы, и будет давать очередные транши не только Международный валютный фонд, но и другие влиятельные европейские финансовые институты. Ведь в этих условиях появятся гарантии того, что выделенные капиталы не будут в очередной раз "распилены" чиновниками. Им не дадут это сделать не только честные суды, но и гражданское общество, которое будет строго защищать свое будущее, не размениваясь на сиюминутные соблазны. 

Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA