КИЕВ (QHA) -

Потребительская инфляция в Украине в годовом измерении на конец февраля 2017 года незначительно ускорилась: с январских 12,6% до февральских 14,2%.

О том, чего можно ожидать от рыночных цен и грозит ли нам волновое повышение стоимости отдельных продуктов, корреспондент QHA спросил у директора Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей, депутата Киевского облсовета Алексея Дорошенко.

  

Алексей, расскажите, пожалуйста, об Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей. Чьи интересы вы представляете, сколько компаний объединяете, поставкой каких товаров занимаются ваши члены?  

– Украинская Ассоциация поставщиков торговых сетей представляет интересы производителей и дистрибьюторов, поставляющих продукцию в продуктовые торговые сети. Члены ассоциации представлены такими группами товаров: продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, косметика, бытовая химия, всё для дома.

Наша ассоциация создана в 2010 году и на сегодня координирует работу более ста компаний-поставщиков. К слову, в Украине, по данным 2012 года, работало около ста продуктовых торговых сетей с общим оборотом 180 млрд грн, при этом продажи ТОП-10 торговых сетей составили более 100 млрд грн.

Украинская Ассоциация поставщиков торговых сетей консультирует по вопросам сотрудничества с торговыми сетями, информирует о платежеспособности, защищает интересы поставщиков в их взаимоотношениях с торговыми сетями, выступает в спорных ситуациях на стороне поставщиков, в том числе в судебных процессах.

Также ассоциация помогает производителям и дистрибьюторам представлять свою позицию средствам массовой информации, участвует в формировании общественного мнения о продукции украинского производства, координирует работу поставщиков. Наша организация также представляет интересы поставщиков в госорганах власти, в том числе в области законодательного регулирования.

Чего ожидать от цен на рынке в ближайшие месяцы?

– На данный момент существует определенная динамика роста цен, которая отличается от прошлогодней. Если сравнить разные периоды, то, к сожалению, тенденция у нас негативная для потребителей. Однако она является позитивной для производителей. Пока она сохранится на том же уровне, хотя рост цен замедлится.

Отдельные продукты, например молочка, могут немного подешеветь. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что молочники уже три недели снижают закупочные цены. Потребители этого не почувствовали, но до рынков это дошло раньше, чем до магазинов. Мы это почувствуем немного позже.

Цена на рыбу останется неизменной, и даже потихоньку будет снижаться, поскольку уже подходит сезон: в марте начинается вылов. Поэтому, естественно, цена на наши основные украинские сорта рыбы – карпа и карася – может упасть на 5-7 грн.

Традиционный вопрос относительно цены куриных яиц на Пасху – повышение цен ожидается?

– На куриные яйца цена сейчас уже практически достигла своего дна. То есть стоимость десятка яиц 13,5-14,5 грн – это уже цена, ниже которой их не будут продавать. Однако ожидаемо ближе к Пасхе действительно начнется раскачка рынка и увеличение цены.

Это обусловлено тем, что оптовики и производители будут стараться поднять цену, поскольку именно в этот период на данную продукцию существует большой спрос. Однако сказать, насколько вырастет цена ближе к празднику, я пока не могу. В том числе потому, что не хочу раскручивать инфляционную спираль.

Недавно, беседуя с президентом Торгово-промышленной палаты Украины, обсуждал проблему диверсификации (переориентирования) национального рынка в связи с потерей рынка РФ. Он говорил о том, что наши продукты достаточно конкурентоспособны и востребованы на рынке ЕС. Наблюдаете ли вы подобные тенденции?

– На самом деле продовольственный рынок Украины падает. Хотя покупательская способность и розничный товарооборот в прошлом 2016 году росли. Вопрос в том, что у нас цена выросла в гривне, а если мы посчитаем в долларе, то все равно динамика отрицательная: +3% в гривне и -4% в валюте. Поэтому, по моим данным, сегодня мы не смогли переориентироваться ни на какие, в том числе европейские, рынки.

В крайнем случае, можно говорить о том, что мы заняли определенные ниши продуктов питания, но далеко не все. Мы можем просто транзитом через ЕС получить европейский сертификат и сделать пробную партию, чтобы потом на самом деле продавать продукты питания на Ближний Восток, в Азию и Африку. Однако при этом сама Европа готовые продукты питания у нас особо не берет.

В тех редких случаях, когда она делает исключение и принимает нашу сельскохозяйственную продукцию, она действует по отработанной схеме. Украинскую продукцию перерабатывают и продают уже в несколько раз дороже. Это касается таких продуктов, как мед, ячмень, зерновые, мясо, подсолнечное масло.   

Спасибо за интересное интервью!

Вел беседу Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA