КИЕВ (QHA) -

Украинское государство только на четвертый год войны решилось на закрытие российских социальных сетей и некоторых сайтов. Обосновывается это необходимостью обезопасить граждан от пропагандистского влияния со стороны агрессора. Однако в нашей стране продолжает активно действовать другой мощный канал влияния России на умы и души украинцев — Украинская православная церковь Московского патриархата (более 12,5 тысячи филиалов).

Нельзя сказать, что украинские власти вообще ничего не делают, чтобы нейтрализовать этот проводник влияния РФ. Недавно в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта. Один из них (№ 4128) прописывает процедуру смены церковной юрисдикции, упрощая переход от УПЦ МП к проукраински настроенным УПЦ Киевского патриархата или Украинской автокефальной православной церкви, то есть устанавливает особый статус для церкви, центр которой находится в стране-агрессоре России. Отметим, что наибольшее неприятие данных документов было на Одесчине  там даже собрали 52 тысячи подписей против законопроектов. Поэтому в качестве примера для анализа УПЦ МП мы взяли ее Одесскую епархию.

Руководителем УПЦ МП в Одессе является митрополит Агафангел. Это этнически русский архиерей из старого поколения духовенства, получивший высший церковный сан еще во времена Советского Союза. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что он не мог не сотрудничать с тогдашней властью. На протяжении всех 25 лет украинской независимости иерарх отстаивал здесь российские интересы. Успел даже побывать народным депутатом I созыва (1991–1993 гг.). Именно он изображен на панно в украинском парламенте  в черной рясе спиной к зрителю. В 2006 году Агафангел был первым номером в списках Партии регионов на местных выборах в Одесский областной совет. 

Митрополит является последовательным критиком политики украинской национальной памяти и стремления верующих к церковной независимости. Он осуждал государство за национализм и ущемление прав нацменшинств (в период каденции Ющенко из-за его антироссийской политики). 

Неудивительно, что за подобное отстаивание российских интересов в Украине Агафангел был награжден множеством орденов и медалей руководством РФ и РПЦ. Глава ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, почту которого в декабре 2016 года взломала команда украинских хакеров из Cyber-Allience, считает его наиболее пророссийским кандидатом на пост главы УПЦ МП.

Справка. Кирилл Фролов — российский пропагандист. Отстаивает идеи доминирования России в регионе и в мире. Основным инструментом влияния РФ он видит православие. Работает в Институте стран СНГ в Москве, курирует украинское направление. Вхож в высшие церковные круги.

Предупреждая резонный вопрос, заметим, что Фролов сам подтвердил достоверность взломанной почты, а значит, и всех содержащихся в ней сведений.

Кандидатурой Агафангела интересовалось высшее политической руководство РФ. В 2011 году его даже вызывали на ковер к Сергею Нарышкину, который в то время был главой администрации Президента РФ. Путинская команда уже тогда строила планы по продвижению «своего» кандидата на престол Киевских митрополитов. На встрече между Агафангелом и Нарышкиным обсуждались различные сценарии выборов будущего главы Украинской православной церкви. Напомним, что в Украине в то время правил Янукович, который проводил политику фаворитизации церкви Московского патриархата, нарочито при этом игнорируя другие конфессии в стране.

То, что России очень важно иметь своего человека на посту УПЦ МП, сомнений не вызывает. В отличие от рядовых прихожан, власть имущие видят в данной церковной структуре отличные каналы влияния на умы украинцев. Показательная фраза из переписки Фролова:

Сеть УПЦ МП идеальна для массовой пропаганды против НАТО. 

И слово «пропаганда» тут — не преувеличение и не эпитет. Вот, например, тот же самый Фролов пишет официальному спикеру РПЦ Владимиру Легойде:

— Бери власть в медиа пространстве, становись Геббельсом при нашем духовном фюрере — Патриархе. 

Одесский филиал УПЦ МП активно участвовал в событиях 2014 года. Для этого в конце февраля 2014-го Фролов приезжал в Одессу обговаривать смету. Выделялись серьезные деньги на палаточный лагерь на Куликовом поле. Как сообщает украинский Информнапалм, суммы достигали нескольких сотен тысяч долларов и распределялись между группами одесских сепаратистов.

 Желаемое финансирование 400 тыс. $ (позволит приобрести 2000 комплектов хорошей экипировки)

Письмо Глазьеву, 13.03.2014

Финансирование духовенства осуществлялось через секретаря епархии — отца Андрея Новикова.

10 апреля Служба безопасности вызвала Новикова на допрос, но тот последним рейсом успел улететь в Москву. Отцу Андрею есть чего бояться: похоже, одесская трагедия 2 мая произошла именно потому, что Кремль, упустив из виду Харьков, сфокусировал все свое внимание на Одессе, накачав деньгами различные группировки боевиков, не способные договориться между собой.

Сейчас в Москве Новиков числится не просто политическим беженцем  его поставили настоятелем крупного прихода в центральной части города, так сказать, на «рыбное место». Позже данная община стала центром сбора украинофобских элементов. Там постоянно ошиваются личности типа байкера Залдостанова, известного нам Фролова и прочих. Примечательно, что именно в этот храм приезжает помолиться и поставить свечку за так называемых «ополченцев Новороссии» сам Путин.

Из почты Кирилла Фролова стало известно также и о намерениях одесского духовенства во главе с Агафангелом:

— Еще раз передаю содержание звонка митрополита Одесского Агафангела Новикову (сбежал из Одессы в Москву в апреле-мае 2014 г.) в начале ноября этого года. Митрополит Агафангел звонил с чешского номера и сказал следующее: «Доведи до Путина, что я и вся Одесская епархия ждем решительных действий по Одессе. Епархия меня поддерживает и готова к бою. Я готов духовно и идейно возглавить восстание». 

В дампе почты есть и такое письмо:

— Я прошу тебя довести до самого верха просьбу митрополита Агафангела. Он готов действовать! Новая агентура в Одессе о. Иоанн Тетерько, это ревностный патриот Новороссии, настоятель храма Сретения Владимирской иконы Божьей Матери в Черноморке, православные монархисты протоиереи Владимир Корецкий и Георгий Городенцев, епископ Овидиопольский Аркадий (до сих пор занимают свои посты. — Ред.), у него мощные структуры физзащиты храмов, то есть православные боевики и др. А в Москве о. Сергей (Рыбко).

Примечательно, что все эти сообщения Фролов писал в «Фонд новомучеников и исповедников российских» — организацию, вместе с другими российскими компаниями попавшую под санкции президента Украины от 16 мая. Среди мероприятий фонда установление часовни на Саур-Могиле, оккупированной российскими войсками, Крестный ход на Донбассе с иконой Тихвинская-Ополченская (июль 2014 года), а также участие в организации привоза в Украину «Даров Волхвов» (январь 2014 года). Интересно, что в делегации с данной реликвией в революционную Украину прибыли тогда малоизвестные Игорь Гиркин и российский олигарх, позже спонсировавший террористов Л/ДНР, Константин Малофеев. Именно под прикрытием пребывания святыни в Симферополе данные граждане РФ проводили переговоры об аннексии Крыма, о чем в своем интервью разоткровенничался экс-вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев.

Таким образом, в данном свете владыка Агафангел предстает не только молитвенником, а еще и хитрым политиком. Не отстает преосвященный архиерей и в финансовых вопросах. К примеру, зимой 2017 года в Одессе была проведена пиар-акция «Мощи св. Пантелеимона». Руководство церкви заранее широко оповестило общественность о якобы уникальном событии — привозе в Одессу останков святого. Только вот священнослужители «забыли» уточнить, что такие же мощи уже есть в трех самых крупных и известных монастырях Одесской области. В конечном итоге церковь смогла неплохо заработать. Реликвию посетили более 100 тысяч паломников. К сожалению, нет достоверной информации о количестве чистой прибыли, но это проблемы украинского законодательства. Показательно, что ряд религиозных экспертов уже высказывается за установление финансовой отчетности для религиозных организаций.

Другой пример. Недавно одесские блогеры писали о том, что на протяжении последних пяти лет кафедральному собору Одессы из бюджета выделено 4,6 млн гривен, хотя храм находится в собственности епархии  юридически религиозной организации. Более того, когда собор строили, он был в коммунальной собственности, и только на его внутреннее убранство было потрачено более 4 млн долларов США. И это при том, что согласно 35 статье Конституции Украины, на которую так любят ссылаться критики религиозных законов, церковь отделена от государства. Интересно, что ст. 5 ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» прямо запрещает государственное финансирование религиозных организаций, но это никогда не смущало ни митрополита Агафангела, ни местную одесскую власть (к которой тоже етсь много вопросов).

А теперь, когда государство, ранее щедро финансировавшее данную церковь, вдруг решило ее проконтролировать, инициировав религиозные законы, церковные иерархи резко воспротивились. Все это напоминает известную поговорку: «И рыбку сьесть, и ноги не замочить». 

Остап Сидоренко

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

QHA