КИЕВ (QHA) -

Когда жарким июльским днем 1980-го года, я, только что вернувшийся из армии дембель, но еще не студент, настроил радиоприемник на «вражью волну», чтоб прослушать новости из закулисья московских олимпийских игр, в заголовках новостей внезапно услышал:

— В Москве скончался актер театра и кино, бард и поэт Владимир Высоцкий. Муж широко известной в Советском Союзе французской актрисы Марины Влади…

И сразу захотелось выйти на воздух. Поэтому, когда ровно через 10 лет ушел из жизни Виктор Цой, я понял всё отчаяние его фанатов…

В 1987-м году, когда отмечали полувековой юбилей Владимира Семеновича, ему посмертно воздали все почести: присвоили Государственную премию СССР, издали несколько сборников его стихов и песен, выпустили почтовую марку и даже  юбилейную монету, разрушив таким образом его пророчество в одной из ранних песен:

- Все равно меня не отчеканят

 На монетах заместо герба,

Но я не жалею…

 А ведь в своё время билет в театр на Таганке достать было практически невозможно! И не смотря на целую плеяду замечательных актеров, игравших на той же сцене — Алла Демидова, Нина Шацкая, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Иван Бортник, Иван Дыховичный, публика шла преимущественно на Высоцкого. Поэтому и прощал ему режиссер театра Юрий Любимов все нарушения режима и срывы репетиций.

С кинематографом тоже были проблемы. Сколько ролей в кино ему зарубили, но все же из трех десятков работ 7-8 останутся в истории кинематографа:

«Сказ о том, как царь Петр Арапа женил», Интервенция», «Служили два товарища», «Единственная».

 Но кинокритики и искусствоведы справедливо ценят в первую очередь его дуэт вместе с Олегом Далем (лишь на год пережившим Высоцкого) в экранизации Йосифа Хейфица чеховской «Дуэли» — «Плохой хороший человек», последнюю его роль Дон Гуана в пушкинских «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера и, задавший стандарт для дальнейших ретро-сериалов, 5-серийный телефильм «Место встречи изменить нельзя».

Мне всегда казалось, что молодежь, родившаяся уже после смерти Высоцкого, будет знать его преимущественно по роли Глеба Жеглова, но нет, слушают и музыку, читают его стихи.

При всем том, что, как гитарист он был далеко не виртуоз, композиторский дар у него был несомненный. Казалось бы, авторская песня не предполагает большого разнообразия исполнительской техники (не случайно шансон строится на все тех же «трех аккордах»), но его мелодии всегда узнаваемы. Не случайно их почти всегда угадывали в телевизионном проекте «Угадай мелодию», в отличии от композиций со сложной аранжировкой, но не всегда распозноваемой мелодией от того же Игоря Крутого…

Из восьми сотен написанных им песен, половина на достаточно приличном уровне, четверть — отличные вещи, а сотня — просто шедевры. Не случайно, Высоцкого любят переводить на иные языки. И о том, что это иногда получается довольно убедительно, можно убедиться лично, посетив сайт «Высоцкий на других языках». И что тут скажешь? Если б это было явление быстротечной моды, то его слава ушла за горизонт через год-другой, но ведь ценят, поют, переводят!

Не утихает спор между меломанами: стоит ли исполнять песни ушедших исполнителей, ведь публика всегда будет сравнивать с оригиналом, а снобы будут морщится? Я считаю- чем больше интерпретаций – тем лучше!

Такого же подхода придерживается и Арсен Мирзоян, еще два года назад подготовивший программу «Мой Высоцкий». Множество благодарных отзывов указали на то, что украинский музыкант сумел передать атмосферу времени Высоцкого, его несокрушимую волю и мощнейшую энергетику.

А в эту среду на крыше столичного клуба Roof Арсен Мирзоян вновь представил аналогичную и дополненную новыми композициями программу — «Мой Высоцкий».

Музыкант, на творчестве которого вырос Арсен, стал для него, как и для миллионов наших соотечественников, символом эпохи.

Еще в юности парень исполнял песни маэстро под гитару, и сейчас в кругу друзей нередко обращается к творчеству гения. Поэтому желание выступить с песнями Высоцкого появилось у музыканта давно.

По наблюдениям Арсена Мирзояна, между датами рождения и смерти музыканта – ровно полгода. И пророческую фразу из песни «не пройдет и полгода, и я появлюсь» Арсен называет мистической.

 Не случайно, певец закончил концерт именно этою песней - «Корабли постоят» с рефреном о подобной мистики времён и дат.

 Из трех десятков композиций, который исполнил Мирзоян в тот вечер, особенно хочется выделить именно цикл его морских песен- «Спасите наши души», «Человек за бортом», «Баллада о брошенном корабле».

Отдельно хочется сказать об исполнительском мастерстве музыкантов, которые помогали Арсену Мирзояну, особенно тех, кто входит в духовую секцию коллектива. Все композиции они исполняли не хуже, чем знаменитый оркестр «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна на знаменитой «гиганте» Владимира Высоцкого, изданном к радости его поклонников. До этого, напомним, выходили лишь миньоны, но после того как большие диски вышли во Франции и в Канаде, власти решили дать добро на выпуск полноценного альбома, но поставили условие: только под оркестр!

И если б команда Мирзояна участвовала в передаче «Один к одному» или- «Точь в точь» - они бы могли претендовать на успех- настолько адекватным было воплощение замысла их предшественников. Иное дело певец. Мирзоян, как и Высоцкий,- баритон, но его песни он исполнял в своей собственной манере, не пытаясь имитировать знаменитую хрипотцу Высоцкого, к которой часто прибегают артисты на мемориальных концертах «Своя колея».

К подготовке материала для нынешнего вечера памяти музыкант подошел очень ответственно, с душой. Даже портрет Высоцкого для афиши концерта Арсен нарисовал сам.

Александр Воронин, журналист

P.S. В уже процитированной песне Владимира Высоцкого есть такой куплет:

- Я всегда во все светлое верил,

например, в наш советский народ,

но не поставят мне памятник в сквере

где-нибудь у Петровских ворот,

но я не жалею!

Памятников Высоцкому уже достаточно установлено, в том числе и у нас в Украине, но лучший из них, как это не банально звучит — наша память о нём, о его стихах, ролях, песнях.

ФОТО: Интернет

QHA