КИЕВ (QHA) -

В самом конце 2014 года группа народных депутатов создала депутатское объединение “Крым”, главной целью которого было задекларировано возвращение полуострова в состав Украины.

Без сомнения, восстановление территориальной целостности Украины является одной из важнейших задач нашего государства, за деятельность которого значительную ответственность несет и Верховная Рада в лице народных депутатов.

Однако все ли правовые инструменты используются достаточно эффективно: насколько часто подаются депутатские запросы по проблематике полуострова, пользуются ли народные избранники правом подачи законодательных инициатив? Да и вообще, достаточно ли настойчивы депутаты, объединенные общей целью - вернуть Крым в состав Украины, в плане геополитических, международно-правовых шагов, выборе долгосрочной стратегии реализации собственных целей?

Для оценки всего спектра действий так называемых крымчан-парламентариев, QHA провел аудит деятельности объединения народных избранников, чтобы выяснить, были ли эффективными их действия.

Слушания в ВРУ и комитетах, забота о правах человека и Меджлисе

Напомним, костяк депутатского объединения "Крым" составляют депутаты БПП - Алексей Гончаренко, Дмитрий Голубов, Сергей Куницын, Елена Матузко, Мустафа-Маси Найем, Ирина Суслова, а также проживавшая до 2001 года в Евпатории Ирина Фриз. Кроме того, к группе присоединились мажоритарщики из самой близкой к Крыму Херсонской области Сергей Хлань и Александр Спиваковский.

Отдельно стоит выделить экс-командира воинской части ВСУ - Бельбек Юлия Мамчура. Также в объединение входят лидеры крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, а также их давний соратник, народный депутат Георгий Логвинский, входящий в фракцию "Народного фронта".

Стоит отметить, что кроме Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, которые являются, образно говоря, катализаторами всех крымских процессов в ВРУ, и занимаются масштабной деятельностью по привлечению внимания влиятельных международных организаций к крымской проблеме, основную организаторскую работу в ВРУ осуществляет глава парламентского объединения Алексей Гончаренко.

В частности, именно он был руководителем рабочей группы по подготовке парламентских слушаний "Стратегия реинтеграции в Украину временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь: проблемные вопросы, пути, методы и способы" прошедших 7 сентября этого года.

Кроме того, отметим, что нардеп на слушаниях поднимал вопрос о принятии закона о коллаборационизме, который бы позволил преследовать лиц, помогающих оккупации полуострова Россией. До этого депутат стал инициатором проведения комитетских слушаний, посвященных возвращению Крыма и состоявшихся 18 мая 2015 года.

Также, А. Гончаренко был инициатором законопроекта об отмене закона о свободной экономической зоне в Крыму, который, однако, так и не был принят Верховной Радой.

Другие же депутаты объединения были не столь активными. Стоит выделить только два момента: члены объединения стали инициаторами постановления ВРУ об обращении к международным организациям по поводу нарушения прав человека в Крыму от 27 февраля 2015 г.

Некоторые участники объединения Верховной Рады Украины "Крым” (А.Гончаренко, Г.Логвинский) инициировали принятие постановления парламента в связи с запретом Меджлиса крымскотатарского народа от 17 марта 2016 г.

Законотворческие ресурсы есть, но запросов и активностей мало

Сам глава депутатского объединения Алексей Гончаренко признает, что группа, проделав большую работу, тем не менее, могла бы делать больше:

- Я, как глава депутатского объединения “Крым”, могу оценивать эффективность его работы только с субъективной точки зрения, но в целом, я считаю, что можно поставить оценку 7 из 10.

По словам народного депутата, у депутатских объединений не такие уж и большие полномочия:

- Нужно понимать, какие у нас возможности. Никаких специальных полномочий у группы нет, то есть, мы можем собираться, обсуждать, что мы можем сделать. Мы инициировали проведение первых за два года парламентских слушаний, которые недавно прошли. Также мы организовали проведение комитетских слушаний. Кроме того, группа поддерживала все важные мероприятия общественности и у объединения была позиция по блокаде Крыма, которую мы поддержали, по закону о свободной экономической зоне (на территории полуострова – QHA), где мы много раз призывали ее отменить.

Мы тесно сотрудничаем, особенно сейчас, после смены прокурора, с прокуратурой Автономной Республики Крым (22 августа Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко назначил Гюндуза Мамедова прокурором Автономной Республики Крым, (сейчас прокуратура АР Крым находится в Киеве на ул. Резницкая, 13/15 - QHA) то есть, мы делаем то, что можем.

По словам народного депутата, объединение также планирует помогать работе прокурора АР Крым, и привлекать внимание к проблеме деоккупации полуострова на международной арене:

- Я также поднимаю вопрос Крыма в Парламентской ассамблее Совета Европы. В ближайшее время мы планируем встречу с прокурором Автономной Республики Крым, хотим понимать, каким образом можем помогать в его работе. Кроме того, объединение и дальше будет контролировать исполнение рекомендаций парламентских слушаний, которые, к счастью, были приняты и это - реальное достижение, - отметил Гончаренко.

Действительно, закон крайне размыто регламентирует деятельность межфракционных депутатских объединений: Единственная норма которая регулирует этот вопрос – это статья 601 закона Украины о регламенте Верховной Рады:

- Народные депутаты могут добровольно объединяться в межфракционные депутатские объединения без регистрации, кадрового, материально-технического, информационного, организационного обеспечения деятельности Аппаратом Верховной Рады Украины.

Межфракционное депутатское объединение не имеет прав депутатской фракции (депутатской группы), предусмотренных настоящим Регламентом. О создании межфракционного депутатского объединения объявляет председательствующий на пленарном заседании с письменным уведомлением руководителя такого объединения, - сказано в законе.

Тем не менее, отметим, что депутаты, входящие в объединение, явно недостаточно пользуются своими возможностями и полномочиями. В частности, такой эффективный инструмент, как депутатские запросы, почти не используется.

К примеру, лидер объединения Алексей Гончаренко, за два года деятельности сделал аж 1 (!) запрос относительно возвращения Крыма в состав Украины.

Он был направлен в Кабинет Министров еще 13 февраля 2015 года с целью поторопить создание Государственной службы по вопросам АР Крым, города Севастополя и временно перемещенных лиц. Справедливости ради, отметим, что другие участники объединения не сделали и этого.

Также недостаточно эффективно народные избранники используют и свое право законодательной инициативы. В частности, не наблюдалось активности участников объединения ни в отношении постановления № 4476 от 20 апреля 2016 г. о почтении жертв геноцида крымскотатарского народа и нарушении прав человека в Крыму, ни в отношении постановления № 5215 об обращении к международному сообществу с просьбой о непризнании запрета Меджлиса Россией от 3 октября 2016 года.

Чтобы вернуть Крым, парламент должен выстроить систему

Подводя итог, отметим, что возвращение Крыма в состав Украины требует более четкой и слаженной работы всех без исключения государственных органов Украины - от Верховной Рады и Кабинета Министров до какой-нибудь районной администрации.

Нужно понимать, что процесс возвращения Крыма может занять десятилетия. К примеру, планомерная работа по объединению Кореи, начавшись в 1953 г., продолжается уже 62 года. Более близкий к Украине Кипр борется за восстановление суверенитета над северной частью страны 41 год – с 1975-го.

В такой долгосрочной перспективе необходима всесторонне продуманная стратегия деоккупации Крыма. Причем, роль парламента здесь является системообразующей и направляющей, ведь именно Верховная Рада своими постановлениями и законами определяет то, что потом будут воплощать в жизнь органы исполнительной власти.

Оценивая деятельность межфракционного объединения “Крым”, констатируем, что, несмотря на отсутствие полномочий у самой группы, народные избранники владеют достаточным арсеналом инструментов, которые либо вообще не используются, либо используются не слишком эффективно. При желании, депутаты могли бы достичь значительно большего и стать настоящими флагманами политики парламента в деле возвращения Крыма и одними из тех, кто потом с гордостью смог бы сказать: “Крым – это Украина”! 

Роман Кот

QHA