КИЕВ (QHA) -

В последнее время на информационной повестке дня религиозная тематика звучит все чаще и чаще. То депутаты вносят «церковные» законопроекты, то СБУ инициирует расследование финансирования одесской властью московского патриархата. При этом мало кто понимает, какова истинная ситуация. Очень часто политики, церковники, а также псевдоэксперты с общественными активистами при обсуждении религиозных вопросов допускают ряд грубейших ошибок и манипуляций. Представляемые аргументы зачастую не валидны, а выводы, которые из них  делаются, – не адекватны.

Между тем в Украине наблюдается довольно любопытный процесс, когда вследствие оттока прихожан из-за недружественной Украине позиции из одной из самых крупных православных церквей – УПЦ МП – возникает огромная разница между номинальным количеством приходов и реальной численностью прихожан. Это уменьшает мобилизационный потенциал и влияние этой структуры в Украине.

Различия на местах

Для того, чтобы наши рассуждения не были голословными, обратимся к социологическим данным. В конце мая Центр Разумкова представил результаты мартовского опроса сего года по религиозной тематике. В этом году 2/3 нашего населения считает себя верующими, причем вполне четко прослеживается региональный разрыв: если на западе страны верующих более 90%, то на юге таких – всего лишь 42%. Религиозная мозаика складывается следующим образом: православных – 68%, греко-католиков – 8%, «просто христиане» (зачастую так себя именуют протестанты) – 7%, по 1% иудеев, римо-католиков и тех, кто четко называет себя протестантом, меньше одного процента – мусульман, буддистов, индуистов и язычников. Язычники — это чаще всего представители славянских дохристианских традиций, которые считают, что придерживаются веры предков. Отдельная категория – те, кто себя ни к какой религии не причисляет, таких в Украине – 12,6%.

И опять пресловутая региональная дифференциация. На западе православных меньше всего – 58%, и значительная часть греко-католиков – 32,3%. В юго-восточных регионах каждый четвертый не относит себя ни к какой религии. Интересно, что это подтверждается статистикой государственного Департамента по вопросам религии и национальностей. Так, суммарное количество религиозных организаций в трех галицких (Тернопольская, Львовская, Ивано-Фраанковская) областях – 6385, а в трех южных областях (Одесса, Николаев, Херсон) – 3045, то есть в два с лишним раза меньше.  

 

Согласно опросам и статистике, православные – наиболее существенная религиозная группа в Украине. Ни для кого не секрет, что православие у нас разделено на несколько центров влияния. Так, в стране действуют Украинская православная церковь (УПЦ), которая является частью Русской православной церкви (РПЦ). Данная институция является общепризнанной (легитимной) в системе мирового православия. Также в нашей стране действуют две церкви, независимые от Москвы, но и не признанные мировым православием. Это Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).

Для выяснения объема той или иной церкви в обществе и ее мобилизационного потенциала следует сопоставить данные из различных источников. Так, например, согласно государственной статистики зарегистрированных общин, лидером является УПЦ – у нее 12,6 тыс. филиалов. Однако, согласно опросу общественного мнения, она явно не на вершине пьедестала – 12% против 26,5% у Киевского патриархата. В тоже время, являясь лидером симпатий общества, УПЦ-КП имеет в два с половиной раза меньше общин, чем УПЦ – 5,2 тыс. УАПЦ не представляет собой столь значимого центра влияния, как по опросам, так и по статистике: из 1,2 тыс. филиалов значительная часть являются фиктивными, то есть существуют только на бумаге, а не в действительности.

Подобная диалектика между статистикой и соцопросами свидетельствует не о неправильности какой-либо из методик, а лишь о необходимости грамотной интерпретации данных.

Итак, как мы уже отметили, часть заявленных в статистике данных могут, мягко говоря, не отображать действительность. Для того, чтобы зарегистрировать общину, необходимо 10 человек с паспортными данными и составленный типовой устав. В силу такой несложной процедуры конфессии часто злоупотребляли этой возможностью для искусственного увеличения собственного удельного веса в религиозном поле страны. Во-вторых, во времена правления «православного» президента Януковича, УПЦ-МП стала фаворитом, в то время как другие конфессии, а в особенности ее главный конкурент УПЦ-КП, властью маргинализировались.

 

Именно в тот период «правильной» конфессии предоставляются всяческие преференции по выдаче разрешений на обустройство церквей, часовен, молитвенных комнат в госучреждениях. Так появляется широкая сеть филиалов Московского патриархата в больницах и университетах, тюрьмах и прокуратуре, в правоохранительных структурах и армии и так далее. С формальной точки зрения это всего лишь небольшое по площади помещение, где церковные действия проводятся далеко нерегулярно. Однако с юридической точки зрения – это полноценная община, и на бумаге она равна кафедральному собору. Так и выходит, что значительная часть статистики УПЦ МП – пшик, который не имеет реального веса. Хотя стоит отметить, что все же некий потенциал у данной церкви есть, ибо в противном случае она не смогла бы вывести своих верующих протестовать против религиозных законов 18 мая под Верховную Раду. 

Кадры решают все

Как отмечают специалисты, данная церковь состоит из трех макрогрупп: проукраинской, пророссийской и нейтральной. Первые две имеют четкие геополитические ориентиры и исходя из них выстраивают свою позицию по второстепенным вопросам. Обе эти группы являются меньшинствами и активно соперничают за аморфно-нейтральную часть церкви. Анализируя данные центра Разумкова, можно наблюдать следующую картину. Так, например, на вопрос о будущем православия в Украине 30% отвечают, что украинская церковь должна оставаться в составе русской церкви. Самостоятельность в том или ином виде поддерживают 29%, и около 40% – либо безразлично политическое направление будущего, либо они еще не определились.

Согласно государственной статистике церковь Московского патриархата имеет солидное представительство во всех регионах Украины, кроме Галичины. Однако, на Волыни и Буковине, в центральной и северной Украине ей существенную конкуренцию составляет Киевский патриархат. Как ни странно, но Московский патриархат очень комфортно чувствует себя на Закарпатье и там практически нет Киевского патриархата или автокефалов, единственной проукраинской силой, которая может конкурировать с МП в регионе – греко-католики. Единственными регионами, где РПЦ выступает религиозным монополистом является юго-восток страны.

Следует заметить, что последнее время и там происходят показательные тенденции. Впервые за все время независимости социологи фиксируют паритет верующих по идентификации (по 22,1%, например, на юге) между верующими Московского и Киевского патриархатов. Это не означает, что в регионе количество верующих двух патриархатов действительно одинаково, а скорее говорит о том, что верующие идентифицируют себя по патриотической позиции, а не по юрисдикции храма, в который они ходят. Более того, в данном регионе раз в неделю и чаще ходят в церковь 4% опрошенных. Остальные же это так называемые «захожане», которые посещают церковь только по большим праздникам, для освящения еды на Пасху, зелени в Вербное воскресенье либо же воды на Крещение. Интересно, так же и то, что на юго-востоке около половины опрошенных считают себя «просто православными», то есть для данной категории людей юрисдикционные споры и политические ориентации не являются решающими. Эти люди не являются ни пророссийски настроенными, но и не обладают и четкой последовательной проукраинской позицией.

Именно с такой категорией граждан можно и нужно работать. Ни в коем случае их нельзя стигматизировать и поголовно обвинять в пророссийскости. Ибо, во-первых, это не так, а во-вторых, это отвернет их от украинской идеи. Данная группа людей ходит в храм, который ближе к дому, да и служба там идет не на украинском, просто потому, что большинство населения там де-факто говорит по-русски. Это не потому, что они против украинского, а потому, что так привыкли. Некоторым нужна помощь, чтобы перейти на украинский, но она должна быть мягкой и ненасильственной. Однако стоит помнить и о тех гражданах, которые этого не хотят. Они имеют на это право, и право это следует уважать.

Каким же образом нужно с ними работать в церковной сфере? Следует приложить усилия по отрыву УПЦ от РПЦ для того, чтобы ее высшее руководство не влияло на украинских иерархов по неофициальным каналам. Церковных менеджеров в Украине необходимо убедить, что дружить с россиянами – не комильфо. Благо в общественном сознании это доминирующий тренд.

Для убеждения владык можно подключить неравнодушное духовенство из МП, главное, чтобы равнодушные не мешали. Важно донести до епископата мысль, что в случае отрыва от Москвы и нормализации оношения с украинскими конфессиями их власти и положению ничего угрожать не будет. Архиереи ведь такие же люди, как и все остальные, и хотят иметь определенные гарантии.   

 

Понятно, что будет определенная часть людей, которым важна связь с РПЦ, как например, известная обитель батюшки Зосимы на Донбассе. Таким гражданам следует дать возможность создать подворье РПЦ в Украине. Во-первых, так мы будем видеть потенциально опасные церковные элементы в Украине. Во-вторых, будем отвечать демократическим принципам и выбьем у России аргумент о религиозной дискриминации в нашей стране.

Интересно, что в данный момент основной тезис России против церковной независимости Украины – это новое разделение. Только она стыдливо умалчивает, что отколются как раз таки ее приверженцы, и они в Украине будут весьма малочисленными. На данном этапе проблема заключается в том, что значительная часть украинцев находится вне общения с мировым православием. Можно сделать так, чтобы они все были в общении, но тогда Москва утратит над Киевом власть. Как видим, для Московской патриархии судьба человеческой души – ничто в сравнении с политическим влиянием. Именно поэтому необходимо избавиться от власти «Господина и Отца нашего», как именуют православные украинцы из УПЦ (МП) патриарха Кирилла.

Остап Сидоренко

Мнение, высказанное в разделе «Блоги», является личной точкой зрения автора и может не совпадать с позицией редакции.

QHA