КИЕВ (QHA) -

Российская Федерация, осуществляя гибридную войну, не прекращает использовать все возможные инструменты для давления на Украину. В ход идут любые действия, которые могут ослабить наше государство, и религиозная сфера – одно из уязвимых мест, ведь на территории Украины функционирует порядка 12,5 тыс. приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, которая находится в прямом подчинении Русской православной церкви.

Справедливости ради, следует отметить, что нельзя считать все 12,5 тыс. приходов агитационными и/или разведовательными центрами России. Однако существует немалая часть среднего и высшего церковного духовенства, которое не только симпатизирует России, а и содействует ее подрывной деятельности. Как писало ранее QHA, к таким коллаборантам относится и глава православных одесситов – митрополит Агафангел (Саввин). Он далеко не единственный в своем роде. Блогеры, ссылаясь на данные местных жителей, указывают на участие монахов Святогорского монастыря на Донбассе в поддержке террористов во главе с Игорем Гиркиным. Собраны также многочисленные свидетельства участия священнослужителей данной церкви в антигосударственной, террористической деятельности. 

Примечательно, что Гиркин в свое время был сотрудником российского, «православного» (как он сам себя называет) олигарха Константина Малофеева, подчиненные которого принимали весьма активное участие в аннексии Крыма и вооруженной агрессии на Донбассе. Это и упоминаемый выше Гиркин, и Александр Бородай – так называемый «премьер-министр ДНР». Причем, Гиркин проводил разведдеятельность в Крыму, будучи в составе делегации, которая привозила религиозную реликвию «Дары Волхвов». Именно прикрываясь участием в охране святыни, террорист проводил переговоры с Владимиром Константиновым. Об этом поведал в весьма откровенном интервью бывший крымский политик, коллаборант, предатель Украины Рустам Темиргалиев. Фамилия данного православного олигарха всплывает то тут, то там в материалах украинских волонтерских сообществ, занимающихся разведкой по открытым источникам.

Так, Малофеев был замешан в проведении скандальных акций в Польше, где за его деньги местные националисты разрушали украинские памятники. Потом фокус его деятельности сместился на Балканы. Также он финансировал проигравшую выборы во Франции Мари Ле Пен.

Примечательно, что благотворительный фонд Василия Великого, через который Малофеев совершал свои акции, попал под санкции президента Украины, введенные 16 мая этого года. Но не только этот православный олигарх пытается дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Для российской стороны очевидно, что подобных действий мало.

Иногда планы их проведения попадают в сеть, поэтому РФ пытается разыграть в Украине еще и религиозную карту. По этой линии проводить акции гораздо легче. По Конституции, церковь в Украине отделена от государства, и никто не может запретить священникам ездить в Москву за инструкциями. Вот, например, как под прикрытием участия в торжественном праздновании именин патриарха Кирилла, украинские церковники согласовывали со своими кураторами в России план действий. 

Глава РПЦ Кирилл, глава УПЦ МП Онуфрий, нардеп Новинский

На фото, кроме двух высших архиереев, мы также можем наблюдать и депутата от Оппозиционного блока Вадима Новинского, который во времена Януковича был «смотрящим» за УПЦ МП, и похоже, остается таким и поныне. Видимо, нардеп вместе с митрополитом получали ценные указания от старших товарищей.

Интересно, что событие это произошло 24 мая этого года. А уже 27 числа Синод (церковный аналог Кабмина) принял решение учредить специальный отдел при международных организациях. Интересно то, как обосновывается необходимость такого органа:

— В связи с донесением позиции УПЦ по важным мировоззренческим, религиозным, общественным и общественно-политическим вопросам – сказано в официальном постановлении.

Вроде бы как рядовое событие, норма для любой серьезной структуры. Однако, если читать данный месседж между строк, можно увидеть в нем немало интересного.

Дело в том, что это действо целиком и полностью ложится в логику действий и политики Московского патриархата в Украине. Суть ее наиболее полно и исчерпывающе представлена в одном примечательном документе. Это письмо патриарха Кирилла главам других православных церквей от августа 2014 года. В нем говорится о якобы «войне униатов и раскольников» (католики и греко-католики — ред.) с православными. Кирилл настойчиво подчеркивает, что в Украине идет религиозная война, и якобы все силы зла ополчились против «Святого православия».

Это письмо появилось 14 августа, когда силы пророссийских боевиков в прямом смысле «дышали на ладан»…. пока на территорию Украины не вошла регулярная российская армия. Видимо патриарх готовил иностранцев к мысли о том, что нужно любыми методами не дать украинцам победить на Донбассе. Его риторика отображала известный принцип «Цель оправдывает средства». Показательно, что после того, как это письмо резко раскритиковали в Украине и возникла угроза давления на филиалы УПЦ, оно чудесным образом исчезло с официального сайта патриархии. Так же удивительно, как и двумя годами ранее исчезли дорогие часы с руки Кирилла, оставшись в отражении отполированного стола.

Однако, дело даже не в самом письме – оно лишь отражение, можно сказать, рафинированная суть политики РПЦ в Украине. А именно – желание убедить всех в том, что в Украине идет религиозная война. Это рассчитано на два направления – религиозное и международное. Если глав православных церквей постоянно накачивать пропагандой “религиозной войны в Украине”, то они будут воспринимать любые действия, направленные на уменьшение влияния РПЦ в Украине как безусловное проявление этой войны. Именно так и произошло с реакцией на церковные законопроекты, о которых мы писали ранее. Сербская, Болгарская, Чешская и Антиохийская церкви уже высказали свою «глубокую обеспокоенность» инциативами украинских парламентариев. 

Однако это лишь одна сторона медали.

Второе направление — это международные организации типа Совета Европы, ПАСЕ и ОБСЕ. Их «обработка» направлена на осуществление давления на власти Украины со стороны европейских партнеров. И если сначала Москва действовала открыто, т.е., сама писала жалобы в данные организации, то ныне ситуация стала изысканней. Теперь это все делается руками филиала РПЦ в Украине – Украинской православной церковью. Создается еще одна площадка, на которой можно говорить, что в Украине внутренний конфликт и Россия здесь не причем. Эдакий церковный аналог тезиса о «гражданской войне». Именно для этого и создавали отдел, о котором мы указали выше.

Примечательно, что с началом агрессии России против Украины спикеры данной церкви как будто воды в рот набрали. У них не нашлось слов осуждения аннексии Крыма, развязывания войны на Донбассе. Церковь вдруг резко заявила, что она вне политики и прикрывалась этим фиговым листком довольно долго.

Но после документа от 27 мая так действовать уже не получится. Ибо священники официально постановили, что у церкви может быть собственная позиция по общественно-политическим вопросам.

Справедливости ради следует отметить, что официальные лица церкви так или иначе давали понять природу своих политических взглядов. Надо отдать им должное, они делали это тонко, так, что не подкопаешься. Единственной возможной реакцией были волны негодований в Фейсбуке. Россию они не осуждали, а вот украинские власти ругали. На торжественном заседании парламента, посвященном Дню Конституции в 2016 году, почтить погибших встали все, кроме представителей Московского патриархата. Они потом объяснили, что так протестовали против войны. Однако странно протестовать, апеллируя к жертве и не взывая к агрессору.

На протяжении 2014-2015 годов эта церковь вела информационную кампанию против украинской армии, обвинняя ее в расстреле храмов на Донбассе. Жаль, что митрополиты не уточнили, что это был ответный огонь по террористам, которые изначально базировались в храмах Московского патрирхата. Удобно (высокие колокольни) и картинка потом как раз для Первого канала – "укропы разрушают канонические храмы".

Да и сам глава этой церкви митрополит Онуфрий не давал скучать. Вот, например, он заявил, что “Крым сам отпал”. Без зеленых человечков видимо, и без известного признания Путина про участие российских военнослужащих в операции по аннексии. Также показательно мнение блаженнейшего владыки относительно Донбасса. Он считает прекрасным наличие у жителей региона своих героев. Непонятно только, кого священнослужитель имеет в виду: Гиви или Моторолу? Он, как и любой другой гражданин, имеет право на свою точку зрения. Но ведь его позиция публична, она влияет на умы и души верующих, а подобные заявления явно не на пользу государству. Да и ничего душеспасительного, аскетического и православного в них, по правде говоря, нет.

Однако в то же самое время, когда свое мнение относительно вещей религиозных высказывают государственные чиновники, политики, и УПЦ и РПЦ рьяно критикуют их, требуя не вмешиваться в дела церкви. На фоне «отпада Крыма» это выглядит непоследовательно, если не сказать лицемерно.

В Московской патриархии и ее украинском филиале работают далеко не глупые люди, и они понимают, что каждое высказывание в пользу России или ее боевиков - это удар по остаткам своей репутации, однако не перестают сами себя уничтожать. Цель одна – верующих загнать в социальное гетто, вызвав у них отторжение от общества. В церковной среде даже есть такая концепция «малого стада» – т.е. небольшого количества людей, которые останутся верными Богу. В России про таких будут говорить, что они верны Патриарху, а вокруг беснуются грешники. Под последними, надо понимать, подразумеваются граждане Украины, которые выступают против России и ее агрессии.

Если же кто-то из участников гетто пострадает, то это будет только на руку РПЦ. Ее «акции» моментально возрастут, потому что можно будет жаловаться на гонения христиан. Церковные канцелярии будут рассылать письма всем, кому угодно, вплоть до Спортлото, с требованием осудить украинские власти. Машина госпропаганды подхватит и появится еще не один «распятый в трусиках мальчик».

Что же в столь непростой ситуации делать власти и обществу? В любом случае, при принятии государственных решений, в публичных заявлениях необходимо очень глубоко и обстоятельно анализировать каждый конкретный вопрос. Нельзя допускать межрелигиозных конфликтов, опасно на государственном уровне дискриминировать УПЦ. Можно устанавливать дополнительный контроль, но ни в коем случае не сужать права. Необходимо также соблюдать региональный баланс, чтобы местная власть на юго-востоке не баловала эту церковь преференциями (этого не оценит общество да и сама религиозная институция не отблагодарит), и в то же время, чтобы на Западе Украины представителей УПЦ не прессинговали. В общем и целом, необходимо удерживать баланс сил и разумно продумывать все риски и потери.

Остап Сидоренко

Мнение, высказанное в разделе «Блоги», является точкой зрения автора и может не совпадать с позицией редакции.

QHA