КИЕВ (QHA) -

Ширма для закрытия музея

Подконтрольная РФ городская власть Ялты заявила о закрытии Музея Леси Украинки в марте 2016 года. Экспозицию свернули под предлогом ремонта, якобы из-за аварийного состояния дома, в котором она находилась. В так называемом управлении культуры Ялтинской администрации сообщили, что в здании обвалился потолок, и “в таких условиях нельзя принимать посетителей”. Сразу же после закрытия музея прозвучали обещания местных “чиновников”, что экспозиция в отремонтированном помещении возобновит работу до конца 2017 года.

В том, что музей Леси Украинки закрыли под благим намерением его отремонтировать, усомнились, наверное, даже адепты русского мира. Министерство культуры Украины и проукраинские активисты в Крыму в один голос заявили, что ремонт – только ширма для закрытия музея, ставшего своеобразным проводником в мир украинской культуры в Крыму. Так, при музее в свое время была открыта первая украинская школа в Ялте, его помещения стали дополнительными аудиториями для студентов Крымского гуманитарного университета. Здесь собирались активисты “Просвиты”, “Союза украинок”, “Крымской кути” (Клуба украинской творческой интеллигенции Ялты). 

В Минкультуры Украины заявили, что будут “инициировать обращение в соответствующие международные организации “с целью давления на РФ для немедленного возобновления работы Музея Леси Украинки в Ялте и прекращения репрессивной политики Кремля в отношении украинцев, украинской культуры и истории на территории временно оккупированного Крыма”.

- Настоящие намерения Кремля - полное прекращение деятельности музея, который стал одним из главных центров научной и просветительской работы, направленной на популяризацию украинской культуры и укрепление национальной идентичности украинцев в Крыму, - подчеркнули в ведомстве.

Если говорить про историю создания ялтинской экспозиции, то она - самая сложная среди четырех украинских музеев, посвященных поэтессе (остальные находятся в Новоград-Волынском, Киеве и Колодяжном Волынской области). Так, он расположился в особняке купчихи Лищинской, 1889 года постройки: у здания был флигель, где и проживала Леся Украинка со своим мужем Климентом Квиткой в 1907-1908 годах. Как говорится на музейном сайте, который, к слову, продолжает существовать, собирать музейные экспонаты начала еще в 70-х годах ялтинская интеллигенция. Но из-за гонений эта инициатива была свернута, и здесь основали “Музей дореволюционной прогрессивной российской и украинской культуры”. Открыть музей Леси Украинки в Ялте удалось лишь в 1993-м году. Интересно, что на музейном сайте до сих пор говорится: “Культурологическая работа музея способствует утверждению украинской государственности на Крымском полуострове – не лозунгами и баррикадами, а повседневным излучением света, который зовет к себе здоровые нациообразующие силы на Южном берегу Крыма”.

Как рассказывают активисты и сотрудники учреждения, ялтинский музей Леси Украинки действительно нуждался в ремонте. По словам заведующей музеем Александры Висич, занимавшей эту должность до оккупации, последний раз помещения музея частично отремонтировали в начале 90-х. С тех пор в аварийное состояние пришел резной балкон и перекрытия здания, а потолки и стены музейных залов дали трещины.

Одна из инициаторов создания Музея Леси Украинки в Крыму Светлана Кочерга, которая сейчас преподает в Острожской академии, уверена, что в произошедшем с музеем есть вина тогдашней украинской власти. По ее словам, чиновники местного и центрального уровней в свое время не сделали ничего, чтобы отремонтировать музей и, как следствие, оккупационная власть очень легко нашла повод, чтобы его закрыть.

- Доходило до абсурда: постановление Верховной Рады, регламентирующее ремонт музея к прошлому юбилею, было подписано уже после этой даты. То есть, украинские чиновники лишь имитировали заботу об украинской культуре в Крыму. На самом деле музей держался только на нашем энтузиазме. Я до сих пор не могу забыть, как покидала музей, а мне на голову осыпались камни. Мы тогда писали обращения ко всем, кому могли, но не получили никакой реакции. Очевидно, что российская власть окончательно закроет музей. А если этого и не случится, то оккупанты будут использовать его, создавая миф о своей “демократичной” политике, - подчеркнула в комментарии QHA Светлана Кочерга.

Два столика вместо экспозиции

Активистка Украинского культурного центра в Крыму Алена Попова подтвердила QHA, что музей, находящийся на втором этаже особняка, закрыт уже два года. По ее словам, якобы существует проектно-сметная документация на ремонт помещения, но о начале работ речь не идет. Как отмечает Алена Попова, на первом этаже в этом доме расположена экспозиция, посвященная Ялте 19-го века. И среди этой выставки...приютились два столика-тумбочки с несколькими экспонатами из Музея Леси Украинки. Как сообщает издание Украинского культурного центра в Крыму “Кримський терен”, здесь можно увидеть лишь фотокопии фотографий поэтессы и несколько личных вещей, в частности - гранатовые бусы. А в музее была отведена отдельная комната каждому из трех периодов жизни и творчества поэтессы, которые она проводила в Крыму. Там были представлены прижизненные издания произведений Леси Украинки, ее рисунки, мебель конца 19 - начала 20 веков, множество фотографий семьи Косачей, украинские национальные костюмы и рушники. В Украинском культурном центре в Крыму сообщили, что им ничего не известно о судьбе этих экспонатов. Агентство QHA пыталось дозвониться в музей, но номера телефонов, указанные на сайте, не отвечают.

- О себе Леся когда-то говорила: "Почитаемая, но не читаемая”. А сейчас еще и “не посещаемая”, то есть, закрыта на ремонт, - пишет про музей “Кримський терен”.

В Министерстве культуры тем временем говорят, что у них ограниченные возможности для защиты украинского культурного наследия в Крыму.

- Вопрос оккупации Крыма уникальный для мира. И сказать, что у нас есть решение, или хотя бы в мировой практике есть решение таких вопросов, мы не можем. Мы мониторим ситуацию через открытые источники, общение с людьми, которые проживают в Крыму и готовы предоставлять нам информацию. Мы информируем международные специализированные организации, а также украинские правоохранительные органы, активно взаимодействуем с прокуратурой АР Крым в части работ, проводящихся на памятниках культуры, охраняемых нашим законодательством. Но, к сожалению, набор механизмов, которыми мы можем пользоваться в нынешних условиях, ограничен. И мы находимся в поисках таких механизмов, - отметила в комментарии QHA заместитель министра культуры Украины Тамара Мазур.

Как отмечает заведующая сектором культурной политики Национального института стратегических исследований Оксана Розумна, Музей Леси Украинки в Ялте – не просто памятник украинской культуры: оккупанты воспринимают его как “агента информационного влияния”.

- Украинская писательница Оксана Забужко как-то сказала, что экспозиция возобновит полноценную работу, когда Крым будет деоккупирован. Сейчас мы можем пытаться влиять на сохранение культурного наследия Украины в оккупированном Крыму посредством международных организаций. И в этом контексте важно усиливать влияние Украины за рубежом. Последнее - задача Украинских институтов, которые ныне на этапе создания. Они будут ориентироваться на целевую аудиторию страны нахождения. Например, в Берлине такая структура должна быть максимально адаптирована к Германии. Таким образом, Украинский институт будет совершать опосредованное влияние на сохранение культурного наследия на оккупированных территориях, - рассказала QHA Оксана Розумна.

Она отметила, что месседж “Крым – это Украина” должен оставаться основным для украинской дипломатии, а посыл “Спасти музей Леси Украинки в Ялте” должен звучать на уровне Министерства иностранных дел.

- Культурное наследие – достояние человечества, и музей Леси Украинки в Ялте нельзя вычеркивать из стратегии деятельности нашей дипломатии. Следует с разных трибун говорить о музее, проводить мероприятия в его поддержку. Фраза “Спасти музей Леси Украинки в Ялте” должна звучать на официальных мероприятиях, на уровне Министерства иностранных дел, - считает эксперт Национального института стратегических исследований.

Символ сотпротивления Украины РФ

Леся Украинка, ее творчество стали символом сопротивления Украины Российской империи, поэтому в РФ не допустят, чтобы в оккупированном Крыму действовал музей Леси Украинки, отметила QHA заведующая музеем Леси Украинки в Киеве Ирина Щукина. По ее словам, уже своим псевдонимом поэтесса заявила об осмысленном служении Украине.

- Она выбирала псевдоним “Украинка”, когда такой страны, как Украина, не существовало, и не было национальности “украинка”. Есть версия, что таким образом поэтесса последовала примеру дяди – Михаила Драгоманова, один из его псевдонимов  - “Украинец”, - рассказала Ирина Щукина QHA.

Заведующая музеем подчеркивает: великая поэтесса видела Украину независимой от Российской империи. В качестве примера Щукина приводит письмо поэтессы к известному деятелю украинского и международного революционного движения Феликсу Волховскому, написанное в 1903 году:

- Ми не бажаємо собі такого стану, що «славянские ручьи сольются в русском море», хоч би й революційному... Ми не бажаємо вислуховувати «поучєнія» і «наставлєнія» від представників русской соціал-демократії і жертвувати своїми інтересами через те, що так треба для «русских рабочих на юге России» (українські робочі на карті «русских социал-демократов» не мають, очевидно, територій!). От через те гурт української соціал-демократії залишається незалежним від «русской» соціал-демократії (так само, як і від польської в Росії), та й помочі не проситиме ні в кого, окрім тих, хто схотять помогти, як рівний рівному».

К слову, некоторые российские пропагандисты заявляют, что, находясь в Крыму, Леся Украинка писала только на русском языке. Ирина Щукина развеивает этот миф. Она рассказала, что на русском за весь период творчества Леся Украинка написала всего два небольших прозаических сочинения – "Мгновение” и “Враги”. Заведующая музеем подчеркивает, что и эти миниатюры были созданы в рамках литературного конкурса. А в Крыму, в частности, Украинка написала цикл из 12 стихотворений “Кримські спогади", цикл из 7 сочинений «Кримські відгуки», среди них - драматическая сцена «Іфігенія в Тавриді». В Евпатории была написана поэма «Місячна легенда», а в Ялте возникла задумка рассказа «Над морем» (на украинском!), завершалась работа над драмой «Касандра».

- Для российского журнала “Жизнь” Леся Украинка написала несколько литературоведческих статей. Но и на то были свои причины – так в почти 30-летнем возрасте она получила первый свой литературный гонорар. На украинском она печататься не могла - в Российской империи, в состав которой на то время входила большая часть Украины, действовали Валуевский циркуляр и Эмский указ, запрещающие украинский язык. И свои ранние рукописи Леся Украинка вынуждена была писать так называемой “ярыжкой”, когда фонетическое звучание украинской речи записывается русскими буквами, - отметила заведующая Киевским музеем.

Ирина Щукина рассказывает интересный случай из биографии поэтессы. Как-то в гости к Косачам, семье Леси Украинки, пришел российский писатель Григорий Мачтет. С долей иронии он заявил, что, мол, Леся Украинка не пишет на русском языке, потому что плохо им владеет. Пока семья продолжала общаться с писателем, поэтесса уединилась и через некоторое время продемонстрировала на скорую руку написанное стихотворение “Когда цветет никотиана”. Это единственное стихотворение в ее творчестве, написанное на русском. После этого у российского писателя исчезли вопросы относительно владения Лесей русским языком.

С полуостровом связана еще одна история из жизни Леси Украинки. Находясь в Крыму в 1908 году вместе с мужем Климентом Квиткой, она организовала экспедицию по Украине, чтобы записать на фонограф песни и думы кобзарей.

- Леся Украинка считала своим долгом сохранить эту самобытную культурную традицию украинцев. У нее не было желания прославиться, и письма организаторам от имени неизвестного спонсора писал К. Квитка. Лишь через несколько лет стало известно, что организатором этой экспедиции была Леся Украинка. Тогда врачи говорили, что поэтессе осталось жить около 2-х лет, - рассказывает заведующая музеем. 

Последние месяцы жизни Леся Украинка проводит в Грузии. И в это время она надиктовывает Клименту Квитке украинские народные песни, которые знает с детства.

- После смерти поэтессы Климент Квитка издал сборник и оказалось, что было записано 225 песен - мелодии и текст. Этот огромный багаж Леся Украинка спешила передать, заботясь о сохранении национальной песенной традиции, - подчеркивает Ирина Щукина.

Валентина РИНГЕЛЬ

 

QHA