КИЕВ (QHA) -

После непродолжительного перерыва и завершения пятой сессии парламента народные депутаты 7 февраля вновь собрались в здании Верховной Рады, чтобы приступить к очередному, шестому раунду своей работы. На прошлой сессии народные избранники много чего важного приняли, а не приняли ещё больше, поэтому в новом политическом сезоне у парламентариев непочатый край работы.

Для многих реформ, инициированных в 2014-15-м годах в целом законодательная база уже сформирована и Верховной Раде следует только ее отполировать, устраняя где необходимо, несоответствия и коллизии путем изменения уже существующих законов. Мы же сконцентрируемся на тех сферах общественной деятельности, в которых только начались изменения и предстоит еще очень много чего сделать: на здравоохранении, судебной системе, децентрализации, а также на вопросах национальной безопасности Украины.

Долгое время именно медицина была самой закостенелой и неэфективной областью, генерируя колоссальную коррупцию на низовом уровне. Но с приходом нового министра Ульяны Супрун летом прошлого года ситуация понемногу меняется, и на уровне самого министерства уже много чего делается. В ближайшее время должна заработать страховая медицина, разрабатывается система E-Health и ряд других важных вопросов. Ну а заданием комитета должна быть поддержка всех этих начинаний.  

С одной стороны, комитет активно работает. На шестой сессии планируется принять в целом Закон о психиатрии № 4449, а также готовится новая редакция закона №2386а-1 о трансплантации. Кроме того, ожидает рассмотрения на втором чтении законопроект 2309а-д, который регулирует вопросы автономизации медицинских учреждений. Но вот что касается законодательного урегулирования реформ, которые проводит Ульяна Супрун, все не так хорошо.

- Законопроектов, призванных поддержать реформу медицины Ульяны Супрун, пока не поступало, - сообщил агентству Крымские новостипредставитель комитета ВРУ по вопросам здравоохранения, пожелавший остаться неизвестным.

Учитывая, мягко говоря, не напряженные отношения между главой комитета Ольгой Богомолец и Ульяной Супрун, даже когда необходимые законопроекты будут внесены, чтобы они попали хотя бы на первое чтение, необходимо будет приложить огромные усилия.

Не менее важно и завершение судебной реформы. Народные депутаты уже проголосовали за изменения в Конституцию в части правосудия, о законопроекте о судоустройстве и статусе судей, а также под конец года приняли закон о Высшем совете правосудия, что, без сомнения, является прорывом. Но остается еще довольно много вопросов, которые должны быть урегулированы на уровне закона.

Замглавы правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида рассказал агенству “Крымские новости”, что первым делом нужно внести изменения в процессуальное законодательство.

- Это, в первую очередь, изменения в процессуальные кодексы. Пока в парламенте их нет, но для того, чтобы запустить работу нового Верховного суда, обязательно нужно внедрить новый институт кассации. Так как ликвидируются три высших суда, которые сейчас есть в кассационной инстанции и новый Верховный суд будет третьей и последней инстанцией. И одновременно будут созданы условия для внедрения электронного судопроизводства, которое предусматривает возможность общения с судом при помощи интернета.

Кроме того, эксперт сообщил, что уже прошел первое чтение и ожидает второго законопроект, позволяющий обжалование приговоров пожизненно осужденным.

- Из того, что было проголосовано в первом чтении и уже ожидает рассмотрения во втором – это законопроект 2033а, который предусматривает механизм обжалования судебных решений для пожизненно осужденных. В первую очередь, это "вечники", которые были осуждены на пожизненное за чужие преступления. Этот законопроект дает возможность по специальной процедуре пересмотреть их дела и выяснить, правомерно они были осуждены или нет.

Отдельно Роман Куйбида выделил важность закона об Антикоррупционном суде, без которого много усилий НАБУ и САП на данный момент идут насмарку, так как решения о привлечении к ответственности чиновников и судей-взяточников принимают такие же коррумпированные судьи.

- Законопроект по антикоррупционному суду уже внесен на рассмотрение отдельными депутатами, и я думаю, что очень важно, чтобы этот закон был принят в таком виде, какой подан либо в немного измененном. Над ним ещё нужно работать, но желательно, чтобы не позднее весны он был принят, чтобы иметь возможность его запустить хотя бы со следующего года, - сказал Роман Куйбида.

Отдельно стоит упомянуть о вопросе деятельности Генеральной прокуратуры. По словам народного депутата от фракции Самопомич Елены Сотник, после принятия изменений в Конституцию функции прокуратуры кардинальным образом изменились, что и необходимо закрепить в законодательстве.

- Мы внесли изменения в Конституцию, согласно которым прокуратура полностью изменила свой статус. Она больше не является квази-правоохранительным органом и не имеет никакого отношения к этой ветви власти и стала частью судебной системы. Это означает, что прокуратура теперь является адвокатом государства. В связи с этим Генпрокурор должен инициировать соответствующий закон, который полностью изменит функционал прокуратуры. Без этого завершение судебной реформы невозможно и нелогично, - сообщила народный депутат из фракции Самопомичь на круглом столе, посвященном повестке дня ВРУ на новой сессии.

И последним по списку, но не по важности, блоком, на который мы бы хотели обратить внимание, является децентрализация. В целом, законодательный базис для этой реформы заложен, но остались недоработки, которые предстоит устранить. Это, в первую очередь, касается вопросов присоединения отдельных населенных пунктов к уже существующим ОТО. Соответствующие проекты законов 4772 и 4773 уже приняты в первом чтении, однако рассмотрения во втором ожидают уже несколько месяцев. Отдельно стоит отметить тему урегулирования статуса старост. Соответствующий закон также был проголосован в первом чтении и ожидает окончательного принятия.

К этому стоит добавить трудности с изменением Конституции. Пока все наработки в сфере децентрализации закреплены лишь нормами закона, тогда как для полноценного их внедрения необходимы и соответствующие изменения в основной закон. Будем надеяться, что народные депутаты найдут способ отделить закрепление реформы на уровне конституции от спекулятивных норм относительно статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Безусловно, в небольшой статье невозможно затронуть все направления жизни украинского общества, в которых необходимо модифицировать законодательство. Есть вопросы экономического развития, экологии, энергетики, безопасности и обороны и еще много чего. Будем надеяться, что народные избранники все-таки сконцентрируются на своих непосредственных обязанностях, а не на политических играх. 

Роман Кот

QHA