КИЕВ (QHA) -

Эту троицу угроз для процесса реформирования назвал первый вице-премьер-министр Украины Степан Кубив на форуме, прошедшем в одном из бизнес-центров столицы 21 июля. Впрочем, во время дискуссии активисты общественных организаций и эксперты кроме обсуждения знакомых всем проблем говорили и о неиспользованных резервах в деле обновления страны.

Реформы в Украине: время промежуточных итогов и сверки курса

На протяжении прошедшей недели прошла целая череда медийных мероприятий, на которых были озвучены оценки деятельности власти общественными активистами, экспертами и нашими избирателями. Последние оценки получены благодаря проведённым социологическим исследованиям. Благо подоспел удобный повод: 100 дней работы у кормила исполнительной власти Кабмина Владимира Гройсмана и недавнее окончание четвёртой парламентской сессии, а вместе с ней и всего политического сезона.

К тому же через месяц - 25 лет со дня провозглашения Независимости Украины, десятая часть этого периода как раз пришлась на постмайдановское время. Кстати, правительство Гройсмана - двадцатое в нашей новейшей истории. Что удалось сделать украинцам после Революции Достоинства и сумела ли новая власть на последнем этапе переформатирования исполнительной власти воплотить в жизнь хоть крупицу чаяний и наказов Майдана?

Павел Петренко, министр юстиции во всех трёх правительствах 2014-2016 годов, во время выступления на форуме так охарактеризовал сущность трёх правительственных Кабинетов:

- Первое правительство действительно было сформировано Майданом, второе я бы назвал технократическим Кабмином, нынешнее - командой профессионалов. И поскольку весь массив решений всех центральных ведомств проходит через наше министерство, я могу сказать: несмотря ни на что,  системные изменения в стране происходят.

В качестве примера по децентрализации, начавшейся еще в 2014 году, он привел факт профицита местных бюджетов, составляющий общую сумму в 60 миллиардов, которые местная власть может использовать по собственному усмотрению.

Также Министерство юстиции одним из первых сделало публичными все свои реестры. Госреестром предпринимателей, по словам министра, в 2015 году воспользовались миллионы бизнесменов, а государственным реестром прав на недвижимое имущество ежемесячно пользуются около 100 тысяч граждан.

Также он заявил, что Министерство юстиции уже не предоставляет никаких услуг по регистрации недвижимости - теперь этим занимается 6 тысяч нотариусов, 900 местных органов власти и 100 специальных центров.

Его коллега - министр Кабинета министров (или как иногда называют эту должность - «министр без портфеля») Александр Саенко, отвечающий за координацию действий всех органов исполнительной власти, отметил, что с 15 августа основной документооборот в системе исполнительной власти переходит с бумажного на электронный способ хранения информации.

Министр заявил, что разработанная и утверждённая Стратегия реформирования государственного управления на 2016-2020 годы получила высокую оценку западных экспертов, а без неё невозможно говорить об отраслевых реформах и системных изменениях в реальном секторе экономики.

По мнению министра, любые реформы в стране должны проходить в контексте ответа на вопрос: а что это даст простым людям в ближайшее время и в последующей перспективе?

Энергетика и финансы - бензин и масло реформ

Многие управленцы и эксперты отчётливо осознают, что в той же энергетике невозможно навести порядок без внедрения рыночных цен на энергоносители. Понимают это и политики, но неизбежное и уже начавшееся повышение тарифов они хотят использовать для мобилизации протестного электората, в надежде на проведение досрочных выборов.

Поэтому ответственная власть обязана учесть все нюансы. И здесь дело не только в соответствующей разъяснительной работе в деле внедрения компенсаторов, таких как субсидии, которые в перспективы могут и должны быть монетаризированы, чтобы поощрять у людей повседневное энергосбережение. Ведь рыночные цены устанавливаются рынком, а он возможен только при конкуренции.

В связи с этим эксперт по энергетике Андрей Зинченко одним из проколов парламента назвал непринятие закона  "О Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сфере энергетики и коммунальных услуг". Также он посетовал на отсутствие энергетической стратегии в государстве, что дополнительно увеличивает шансы силам реванша и популистам отыграть назад все наметившиеся изменения в энергетической сфере.

Министр финансов Александр Данилюк сообщил экспертам и журналистам, что правительство настроено на закрытие нерентабельных шахт, а остальные оно рассчитывает выставить на приватизацию. Также намечены реальные шаги к широко провозглашенной ранее демонополизации "Нефтегаза Украины".

Минфин по-прежнему рассчитывает на получение денег от МВФ, но теперь уже осенью. Тогда же должен состояться фактически сорванный конкурс по приватизации Одесского припортового завода, за счет продажи которого правительство рассчитывало получить 17 миллиардов гривен поступлений в государственный бюджет.

И хотя парламент еще не приступил к рассмотрению бюджетной резолюции о государственной смете следующего года, которую ему сверстало правительство, сейчас бюджетный процесс, по словам министра, вступил в решающую фазу.

- Мы стараемся отойти от старого подхода, когда выступали для иных профильных министерств как своеобразные  финансовые «решала», и ориентируем всех на новый принцип работы, при котором финансирование осуществляется лишь под реальные изменения, - отметил Александр Данилюк, а самой сложной и важной из финансовых реформ он назвал реформу фискальной службы.

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, говоря о налогах, назвал важным фактором развития реального сектора экономики такие условия, при которых уровень перераспределения ВВП через государственный сектор не должен превышать отметки в 37%. Эту цифру он озвучил в ходе презентации разработанного его Центром Плана экономических реформ до конца 2017-го года, состоящего из семи основных приоритетов. А присмотрятся ли к наработкам специалистов негосударственного сектора правительственные чиновники – покажет время.

Кстати, одним из организаторов форума была коалиция общественных организаций и экспертов "Реанимационного пакета реформ", которая не только помогает власти интеллектуально, разрабатывая законопроекты по всем отраслям, где необходимо менять правила игры, но и старается организационно контролировать её действия в деле реализации уже утверждённых парламентом и правительством решений. Этим второй Майдан существенно отличается от первого. Во время романтических ожиданий оранжевой революции больше доминировали лозунги, то есть цели без дорожных карт их осуществления, которые всё-таки сейчас стали разрабатываться, а кое-где даже внедряться совместными усилиями власти, бизнеса и общественности.

От коррупционных скандалов через коррупционные аресты к антикоррупционым приговорам

Приблизительно такой эволюционной цепочкой обозначил политолог Владимир Фесенко характер борьбы за очищение власти в последние годы, по крайней мере, в освещении этой борьбы в СМИ.

- Причем, коррупционные скандалы были в прошлом, а сейчас (в связи с обновлением в прокуратуре и с институциональным формированием новых антикоррупционных органов) начались реальные задержания и аресты подозреваемых в злоупотреблении властью. Но вот к третьей фазе - вынесению судебных вердиктов - мы еще не пришли, - констатировал руководитель аналитического центра "Пента" в ходе пресс-конференции, прошедшей днём позже в Украинском кризисном медиа-центре, посвященной окончанию в Украине весенне-летнего политического сезона.

А на вышеупомянутом форуме реаниматоров-реформаторов председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин (постоянный участник "чистых четвергов" в радиоэфире покойного Павла Шеремета) отметил важность персональной политической ответственности первых лиц за тот или иной участок реформирования, сопряженный с коррупционными рисками.

- Схемы разворовывания бюджетных средств при закупке лекарств действовали в Украине десятилетиями, но стоило нынешнему Премьеру взять борьбу с этим позорным явлением под личный контроль - позитивные изменения стали очевидными, - отметил эксперт, добавив, что общественность ждёт также внедрения электронного декларирования доходов чиновников.

Напомним, что на своём блоге "Украинской правды" Шабунин  поделился инсайдорской информацией, о том, что Национальное антикоррупционное агентство по противодействию коррупции на очередном заседании намерено несколько изменить намеченную раннее процедуру его внедрения:

- По нашей информации, на своем следующем заседании члены НАПК хотят изменить свое предыдущее решение об одновременном запуске системы электронного декларирования, и планируют принять новое решение – о поэтапном запуске процедуры заполнения чиновниками новой формы декларации, куда они должны записать кэш, подарки, расходы и имущество всех родственников за 2015 год, -  написал он и добавил, что от этого зависит, среди прочего, и получение Украиной очередного транша от МВФ и безвизового режима с ЕС.

Кстати, министр юстиции Павел Петренко сообщил, что упомянутое агентство получило доступ ко всем реестрам, которыми оперирует Министерство юстиции. Соответствующий меморандум о сотрудничестве и обмене информацией накануне он подписал совместно с руководителем НАПК Натальей Корчак:

- Для того, чтобы эффективно происходила превенция и мониторинг деятельности государственных служащих, у агентства должен быть инструмент в виде доступа ко всем реестрам Министерства юстиции, - заметил министр, добавив, что надеется на то, что осенью депутаты внесут ряд изменений в законодательство, выбивающих почву из под ног такого позорного явления, как рейдерство.

На многочисленных брифингах, пресс-конференциях и круглых столах, посвященных промежуточным результатам деятельности нашей власти, эксперты позитивно отметили и усилия нового Генерального прокурора Украины Юрия Луценко по наведению порядка в стране, хотя кое-кто отметил, что пока в этих усилиях больше PR-а, чем системности.

Многие позитивно оценили и конституционные изменения, касающиеся судебной реформы. Однако, скептики не преминули заметить, что новые правила вступают в силу лишь в сентябре, а пока что третья власть, в ходе своего "дембельского аккорда", старается действовать по-старинке.

Важность борьбы с коррупцией объясняется не только экономией государственных средств, но и тем моральным эффектом и реабилитацией веры в справедливость (а значит, и в успешность реформ) в сознании миллионов украинцев, где в последнее время, на фоне общего обнищания людей, доминирует депрессия.

Кстати, директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина отметила, что наибольший общественный "депресняк" в своей жизни ощущала в 2003-м году, который, как напомнил в ходе дискуссии Владимир Фесенко, был самым удачным для Украины в плане роста ВВП. Вывод: люди должны видеть перспективу и понимать сущность реформ, а когда они не доверяют власти, то не верят даже в реальные её достижения.

Гройсманом довольны больше, чем Яценюком

И Яценюк и Гройсман до того, как стали во главе украинского правительства, успели «порулить» и парламентом, и  министерствами. Почти все эксперты отметили, что нынешний экс-спикер в кресле премьера вызывает большее доверие людей, чем его предшественник, хотя, по сути, он продолжает тот же курс.

Причины более высокого рейтинга Владимира Гройсмана лежат на поверхности: Арсений Петрович был больше политиком, чем экономистом. Вероятно МИДовский опыт способствовал тому, что в публичном пространстве Яценюк больше критиковал Кремль (целиком справедливо и аргументировано, кстати), чем разъяснял людям сущность проводимых им в премьерском кресле экономических реформ.

К тому же, шлейф низкого рейтинга "Народного фронта" подрезал крылья и его персональной популярности. Вероятно, мешал Яценюку также имидж вундеркинда-всезнайки, который прощается при экономическом подъёме, но раздражает людей при общем падении уровня жизни.

А у Гройсмана - амплуа крепкого хозяйственника (со времён его довольно успешного мэрства в Виннице), к тому же без особых политических амбиций. Владимир Борисович всегда воспринимался людьми в связке со своим старшим (и по возрасту, и по должности) земляком - Президентом Петром Порошенко. И в этом контексте достижения и провалы власти они равномерно распределяют между собой.

Во время форума каждый из участников в интерактивном режиме мог дать собственную оценку тому направлению реформ, которое он считал более успешным, но до этого это уже успели сделать и активисты из общественной организации "Слово и дело", которые со времен Евромайдана постоянно мониторят то, как предвыборные обещания политиков и чиновников совпадают с их выполнением уже после обретения ими власти.

Эксперты подсчитали: оказалось, что Владимир Гройсман со своими министрами за этот довольно короткий период успели раздать украинцам 231 обещание, из которых они выполнили только 21 и провалили 8. Соответственно, в процессе выполнения находятся 202 обещания, а если к ним приплюсовать также и те обязательства, которые перед этим взяли на себя министры Кабмина Яценюка (Зубко, Петренко, Аваков, Полторак, Климкин, Розенко, Кириленко, Жданов, Стець), то общее количество еще не реализованных обещаний составит 352.

В свою очередь Фонд "Демократические инициативы им. Илька Кучерива" провел специальный экспертный опрос, в котором приняли участие 42 специалиста. В итоге деятельность правительства они оценили на 4,6 балла из 10 возможных, при этом работа самого премьера Владимира Гройсмана оценивается несколько выше - на 5,3 баллов.

Отметим, что "Реанимационный пакет реформ" составил топ дюжины достижений украинских реформ, и тут точкой отсчета выступает, как это можно понять, не только сто дней правительства Гройсмана, но весь период украинских евроинтеграционных усилий.

Кроме упомянутых в тексте материалов, отметим диверсификацию поставок газа, создание единого портала использования публичных финансов, внедрение системы публичных закупок, существенное уменьшение затрат на дотацию госпредприятий.

Широкой общественности стало известно, кто же на самом деле владеет медиахолдингами, а про реформу децентрализации и появление на улицах наших городов новой патрульной службы QHA не раз уже информировал читателей.

Жаль только, что во время публичных отчетов перед общественностью на том же форуме не было представителей социального блока правительства, поскольку многих журналистов и экспертов интересовал вопрос: почему ухудшилась работа с вынужденными переселенцами.

- У нас 1,8 млн. людей, имеющих статус ВПЛ, и если государство настроено на реинтеграцию оккупированных территорий, оно, как минимум, не должно создавать препятствий для переселенцев, чтобы психологически не отталкивать людей от украинского государства, - отметил на пресс-конференции Олег Саакян, политолог, лидер Единого координационного центра "Донбасс".

Верховная Рада потеряла в популярности, но досрочные выборы лишь затормозят реформы

До сих пор мы говорили о базисе - экономике и её государственном менеджменте, но, подбивая итоги года, следует также оценить и её политическую надстройку, которая у нас преимущественно олицетворяется законодательным органом власти.

В экспертном опросе, проведённом всё тем же Фондом "Демократические инициативы", одним из тормозов реформ была названа условность существования парламентской коалиции и общая неэффективность работы Верховной Рады.

-  К сожалению, наш парламент перестал быть эпицентром реформ, - констатировал на итоговой пресс-конференции к закрытию политического сезона политолог Виктор Небоженко.

- В большинстве развитых стран именно правительство генерирует законодательные инициативы и вносит их в парламент, - парировал его коллега Владимир Фесенко, добавив, что нынешний парламент эволюционировал от широкой коалиции к широкой, но разношерстой оппозиции.

Сопредседатель Стратегической группы советников поддержки реформ Иван Миклош, успешно проводивший в своё время реформы в Словакии, отметил, что у них в парламенте было 7-8 политических сил, но, когда правительству было необходимо законодательно закрепить ту или иную реформу, голосов всегда хватало.

У нас же в парламенте стали привычным "пятницы позора", когда не было кворума не только для результативного голосования, но даже для открытия пленарного заседания, поэтому реформа законодательной ветви власти давно назрела.

Обсудили эксперты и результаты довыборов в семи мажоритарных округах. Два мандата для наименьшей фракции парламента "Батькивщины" - это, безусловно, успех. Но о чем он говорит? О запросе на популизм или о разветлённой организационной структуре ветеранов украинской политики?

Несмотря на успех на этих промежуточных выборах, "Батькивщина", имеющая сейчас наибольший рейтинг среди политических партий, настроена на закрепление успеха, и вместе с Радикальной партией и Оппозиционным блоком жаждут досрочных выборов. Хотя как их справедливо провести без нового избирательного закона?

- Несмотря на то, что Украина остро нуждается в обновлении правящего класса, внеочередные выборы были бы катастрофой. В условиях войны люди находятся в тревожном состоянии шока - в таком состоянии проводить досрочные выборы - значит привести к власти популистов, которые пользуются одномоментной поддержкой, - отметил политолог Тарас Березовец в одной из недавних публикаций. С этим выводом трудно не согласиться.

Будет ли осень тревожной для Украины и сумеет ли власть продолжить реформы? Во многом это зависит от внешних угроз и от уровня национальной безопасности, за которую отвечает силовой блок власти. Об этом мы поговорим в следующем тематическом обзоре, посвященном подведению итогов сезона.

Важно, чтобы силовики не отвлекались на сдерживания возможных стихийных протестов, а лучше по периметру соприкосновения с внешним агрессором сосредоточились на готовности дать ему отпор. Тем более, противник будет всячески подогревать недовольство властью, в том числе и с помощью провокаторов, расшатывая ситуацию в стране.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, Интернет

QHA