КИЕВ (QHA) -

Согласно действующему закону, в Украине существует смешанная система выборов народных депутатов, то есть 50% избирается по партийным спискам, 50% — по одномандатным избирательным округам.

Этот закон был принят еще во времена режима Виктора Януковича, который (режим) де-факто после Революции Достоинства 2014 года был признан преступным. По этому закону, с незначительными правками, был избран и действующий состав.

Некоторые связывают неудовлетворительную работу нынешнего состава Верховной Рады с несовершенным избирательным законодательством. Это не совсем так, но все же закон необходимо кардинально изменить или принять в корне новый (лучше — Избирательный кодекс), чтобы он позволял попасть в парламент не только финансово обеспеченным кандидатам и политическим партиям. Собственно, таких институтов, как «политические партии», в европейском понимании этого термина у нас до сих пор нет, в первую очередь, из-за историко-ментальных традиций и влияния олигархического капитала на политическую жизнь страны.

Без утверждения ряда законов о демонополизации экономики, которые ускорят деолигархизацию общества, трудно ожидать ослабление влияния олигархов на политику даже в случае принятия оптимального избирательного кодекса. Если говорить об изменениях избирательного законодательства, то стоит озвучить ряд предложений, которые позволят ускорить процесс изменения качества политики в Украине.

Необходимы пропорциональная система по открытым спискам и перераспределение округов, например, уменьшение количества существующих округов до тридцати (к моменту завершения пятилетнего срока с момента возвращения под контроль официального Киева ОРДЛО и Крыма). В каждом округе можно выбирать по десять депутатов по спискам партий, преодолевших в каждом отдельном округе пятипроцентный барьер. Это позволит соединить округа в рамках не только районов, а иногда — и областей, уменьшит возможности местных политических элит проводить своих кандидатов по «прикормленном» заранее округу. Должна быть гарантирована квота для трудовых иммигрантов, украинской диаспоры, необходимо создание избирательных округов за рубежом.

Необходимо также пересмотреть вопрос разрешения для голосования отдельным категориям граждан Украины. Можно позволить голосовать гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста (увеличение количества молодых людей, имеющих право голоса, уменьшит вес волеизъявления тех, кто поддерживает идеи возвращения Украины в советское прошлое). Нужна также дискуссия об ограничении избирательного права для лиц, находящихся в заключении или психически больными, а также лиц, сотрудничавших с оккупационными формированиями в ОРДЛО и Крыму (но сначала надо принять закон о коллаборационизме).

Также — уменьшение количества народных депутатов до трехсот человек; увеличить их количество после пяти лет с момента восстановления полного контроля над ОРДЛО и Крымом (выборы в освобожденных Крыму и Донбассе проводить не ранее, чем через пять лет с момента полного восстановления контроля над временно оккупированными территориями).

Стоит отметить, что возможности для фальсификаций выборов создают порядок формирования Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий. Сейчас состав ТИК определяется жеребьевкой при участии партий-участников избирательного процесса, среди которых есть технические или откровенно фальшивые, которые легко использовать в своих политических целях «политическим тяжеловесам». Необходимо изменить подход к формированию составов ЦИК и ТИК, когда, например, ТИК могли бы формировать не партии, а представители территориальных общин, а состав ЦИК формировала бы специально создана конкурсная комиссия — представители органов власти, в частности Минюста, общественные объединения и отдельные физические лица — специалисты в области права. Победителей конкурса должна утвердить Верховная Рада.

Также необходимо ввести более жесткую ответственность за распространение недостоверной информации о кандидате или партии со стороны СМИ, самой партии, кандидата или их оппонентов (речь о предотвращении «джинсы», «черного пиара»). Кандидат, который был замечен в подкупе, даже если это раздача канцелярских товаров, должен быть снят с гонки решением ЦИК; партию можно снять с выборов, если кандидаты от нее совершали подобные нарушения не менее в десяти округах, даже если эти нарушения имели незначительный характер (как раздача той же канцелярии).

Сумма избирательного залога может быть пересмотрена в сторону уменьшения, поскольку нынешние требования резко сужают возможности конкурировать «общественным проектам» (пока это трудно назвать партиями, даже если они пытаются строиться по европейским принципам) с «проектами олигархическими».

Стоит отметить, что нынешняя политическая модель государства нуждается в расширении полномочий парламента в ряде направлений. В частности, поскольку у нас все-таки парламентско-президентская республика, то можно Верховной Раде предоставить право отозвать руководителей областных, районных госадминистраций без согласования с правительством или президентом (сейчас это делает Президент). То есть в соответствии с опытом той же Литвы предоставить Верховной Раде право создавать контролирующие органы, которые могут отправлять чиновников различных учреждений (в том числе работников министерств) в отставку.

Делая выводы, стоит отметить, что изменения в избирательное законодательство вряд ли приведут к изменению качества политики, если параллельно не вносить поправок в другие законы, в частности, тех, которые будут способствовать демонополизации экономической, а следовательно — и политической сферы жизни, если не принять закон о коллаборационизме, не проводить реальную, а не фальшивую децентрализацию и т.д.

К теме: опыт стран Восточной и Центральной Европы

Как указывает Андрей Смелый в своей работе «Правовое регулирование выборов: опыт Польши», в статье 192 Избирательного кодекса Республики Польши говорится, что Сейм избирается прямым, равным, всеобщим, тайным голосованием в многомандатных округах по пропорциональному принципу с так называемыми преференциями. Это дает возможность избирателю указать в бюллетене на желаемого кандидата, который в случае преодоления партией избирательного барьера приобретает первоочередное право на мандат. На выборах в Сейм избирательный барьер для партий установлен на национальном уровне в 5%, для блоков партий — 8%. Если ни один из соответствующих субъектов не набрал необходимого количества голосов для преодоления барьера, то «порог» снижается до 3% и 5% соответственно. Право баллотироваться признано также за представителями общественных организаций, представляющих национальные меньшинства. В Хорватии, в свою очередь, существуют десять округов и зарубежный избирательный округ. Для блоков из двух партий предусмотрен барьер 8%, для блоков из трех партий — 11%.

Сергей Пархоменко, директор Центра внешнеполитических исследований

Мнение, высказанное в разделе «Блоги», является точкой зрения автора и может не совпадать с позицией редакции.

QHA