КИЕВ (QHA) -

Сегодня собственный оборонно-промышленный комплекс Украины, несмотря на наращивание сотрудничества с НАТО, является залогом боеспособности ВСУ. Унаследованный от Советского союза, он на протяжении десятилетий сохранял как все преимущества централизованной экономики, так и ее недостатки.

— На сегодняшний день единственный атавизм Советского союза, который практически не поменялся — это военно-промышленный комплекс Украины. Мы должны сами себе сказать, что в таком виде, как сейчас, он существовать не может, — заявил 2 ноября на слушаниях глава комитета Верховной Рады по делам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский.

И если на уровне частных компаний заметны некоторые подвижки, которые происходят часто вопреки, а не благодаря помощи государства, то своеобразный монстр украинского ОПК концерн Укроборонпром и дальше остается одним из самых отсталых и неэффективных субъектов хозяйствования в Украине. Отчасти это происходит потому, что во многих сферах военного строительства концерн является монополистом.

— Когда создана монополия на уровне отдельных субъектов, это создает коррупционные риски, о которых мы, к сожалению, очень часто читаем в отчетах правоохранительных органов, — считает секретарь комитета ВРУ по делам национальной безопасности и обороны Иван Винник.

Из последнего — 1 ноября генпрокурор Юрий Луценко заявил, что по итогам обысков в концерне была раскрыта схема хищения бюджетных денег через фиктивную структуру. По словам генпрокурора, речь идет о 200 млн грн.

Ранее, в августе, в сеть утекло письмо Государственной аудиторской службы в адрес Минэкономразвития, в котором говорилось о том, что по результатам аудитов 12 предприятий Укроборонпрома в 2014-2016 гг. были выявлены факты финансовых нарушений и неэффективного управления ресурсами на 557,8 млн грн.

Понятно, что руководство государственного концерна должно как-то реагировать на эти коррупционные скандалы. Поэтому уже на следующий день после заявления Луценко руководство Укроборонпрома заявило о реформировании структуры.

— Была разработана концепция стратегии Укроборонпрома, которую мы последовательно реализуем. 2 ноября тендерный комитет принял решение о начале процедуры корпоративной трансформации, — заявил заместитель генерального директора концерна по внешнеэкономической деятельности Денис Гурак.

Для этого будет объявлен тендер, который в ближайшее время появится на Prozorro. Тендер будет предусматривать избрание консультанта мирового уровня, который поможет провести корпоративную трансформацию и реструктуризацию в соответствии с утвержденными направлениями государственной политики.

Почему именно корпоратизация?

Большинство заводов, входящих в концерн, являются государственными унитарными предприятиями. Такая юридическая форма не позволяет эффективно управлять ими. Стоит ли говорить, что многие из них практически прекратили работу или объявлены банкротами. Поэтому ключевой проблемой с управленческой точки зрения является производственная неэффективность

— Как с юридической точки зрения, так и с управленческой, это не позволяет Укроборонпрому системно и стабильно развиваться, — считает Денис Гурак.

Выходом из ситуации, неоднократно проверенным в мире, является частичная приватизация. Но такая юридическая форма, которая существует в концерне сейчас, это не позволяет. Для хотя бы частичной приватизации, нужно ее изменить и сделать предприятия эффективными, то есть, объединить их в холдинги или корпорации. В свою очередь, для этого нужно реструктуризировать активы, чтобы выделить профильные и непрофильные, и объединить то, что еще приносит прибыль.

У так называемых компаний «большой четверки» есть комплекс возможностей для того, чтобы осуществить этот процесс от начала анализа до создания холдингов, которые, будучи акционерными обществами, смогут продавать свои акции или даже выводить их на IPO, то есть осуществить первичное размещение акций на фондовой бирже.

Кроме того, это обеспечит адекватные механизмы контроля над оборонными предприятиями, ведь корпоратизация предусматривает создание наблюдательного совета. К тому же появятся независимые механизмы контроля за деятельностью правления, не говоря уже об обязательном обнародовании результатов аудитов и ревизий в открытом доступе.

Что немаловажно, в новом виде у концерна появится возможность сотрудничать с частными украинскими компаниями, а также привлекать инвестиции из-за рубежа.

— Существует масса проблем, которые на сегодняшний день делают невозможным участие государственных унитарных предприятий в проектах государственно-частного партнерства. Трансформация их в акционерные общества сделает ситуацию практически противоположной, — считает заместитель генерального директора Укроборонпрома Владимир Кострицкий.

Платить нам с вами

При всех очевидных и неоднократно проверенных плюсах корпоратизации оборонных предприятий то, в каком виде ее собирается проводить Укроборонпром, настораживает. Прежде всего, это вопрос оплаты услуг иностранных консультантов. При решении такой комплексной задачи речь может идти о десятках миллионов долларов, которые косвенно или напрямую придется брать из государственного бюджета.

— Мы раньше надеялись на донорскую поддержку международного сообщества. К сожалению, ни международные финансовые институции, ни другие грантодатели не могут финансировать ОПК, — сообщил в комментарии QHA Денис Гурак.

При всей дороговизне услуг международных консультантов, их привлечение имеет смысл, уверен директор консалтинговой компании Defence Еxpress Сергей Згурец.

— Они усматривают логику в том, что без проведения аудита мировыми признанными структурами, результат, который будет достигнут без этого, вызовет сомнения у иностранных компаний, заходящих на украинский рынок.

Наличие такого аудита позволит упростить дальнейшее взаимодействие с зарубежными предприятиями.

С другой стороны, наличие консультантов из “первой четверки” не означает, что эти рекомендации будут оптимальными. В мире нет двух одинаковых оборонно-промышленных комплексов и двух одинаковых систем управления ими. Эту уникальность в процессе преобразования Укроборонпрома можно просто потерять.

К примеру, собственное авиастроение, наличием которого могут похвалиться лишь отдельные страны мира, может не пережить реструктуризации. Не секрет, что мировой рынок оружия чрезвычайно перенасыщен предложением, и со стороны конкурентов Украины не исключено лоббирование тех или иных “рекомендаций”, продвигаемых консультантами, для устранения Украины из того или иного сегмента рынка оружия. Кто будет обеспечивать баланс между потенциалом украинского ОПК и конкуренцией на мировом рынке — открытый вопрос.

Корпоратизация в том виде, в каком ее предлагает Укроборонпром, или же в другом, займет, по оценкам самих представителей концерна, как минимум 2 года, а возможно и больше. За это время необходимо найти правильную модель украинского ОПК, которая будет удовлетворять потребностям ВСУ и обеспечит конкурентные преимущества Украины на мировом рынке оружия.

Роман Кот 

QHA