КИЕВ (QHA) -

После непродолжительного перерыва 6 февраля 2017 года Верховная Рада вновь собралась под куполом парламентского здания, чтобы продолжить свою работу на новой, уже шестой сессии. Хотя первая рабочая неделя для нардепов не стала самой результативной, все-таки некоторые достижения есть.

В первую очередь, это многострадальный блок законопроектов по децентрализации, призванных устранить ряд существенных недоработок и урегулировать некоторые важные моменты, без которых процесс децентрализации сильно тормозился. Парламентарии приняли фундаментальный закон о службе в органах местного самоуправления.

Также народные избранники сделали важный шаг в реформе Конституционного суда и сохранении культурного достояния Украины, приняв в первом чтении соответствующие законопроекты. Отметим, правда, что все эти решения были приняты в авральном режиме на протяжении одного дня – 9 февраля. Впрочем, обо всем по порядку.

Децентрализация без преград

Мы уже не раз писали, что, несмотря на существенные позитивные сдвиги в деле децентрализации, несколько важных моментов остаются неурегулированными. Парламент очень долго откладывал их рассмотрение и наконец-то решил с ними разобраться одним махом.

В частности, это закон 4110, определяющий приобретение полномочий сельских, поселковых, городских глав, 4742 о статусе села и поселка, 4772, который регулирует добровольное присоединение территориальных общин. Дабы не повторяться, отошлем читателя к более подробному анализу этих законопроектов, опубликованному агентством QHA ранее.

Служба в местном самоуправлении

Не менее важным является связанный с предыдущими закон №2489 о службе в органах местного самоуправления.

В соответствии с ним должности в органах местного самоуправления четко разделяются на политические (например мэр) и профессиональные (управляющий делами). Кроме того, этим законом служба в органах местного самоуправления деполитизируется. То есть служащему запрещается быть депутатом сельского, поселкового, городского, районного или областного совета, если он работает в аппарате такого совета.

Ну и самое главное: закон устанавливает служащим местного самоуправления достойную зарплату. Как написала на своей странице в фэйсбуке нардеп Алена Шкрум, этот закон является мини-революцией относительно службы в органах местного самоуправления.

– Мы установили минимальный гарантированный размер должностного оклада служащего, а для предотвращения занижения должностных окладов предусмотрели минимальные относительные соотношения размеров должностных окладов различных категорий должностей (не ниже имеющихся на сегодня пропорций).

Отныне органы самоуправления не будут ограничены различными подзаконными актами Кабинета Министров Украины в назначеннии достойных заработных плат, если у них на это есть средства в бюджете. Все это мини-революция и большие возможности реформировать службу в органах местного самоуправления и предоставить новые по качеству услуги для людей!

Что ждет Конституционный суд?

После внедрения в Конституцию изменений, проголосованных 30 сентября прошлого года, нужно привести в соответствие с ними и законы. Именно это призван сделать новый закон о Конституционном суде.

Проект имплементирует изменения в Конституцию в части правосудия, которые вступили в силу 30 сентября 2016 года, о порядке организации и деятельности КСУ и статусе судей КСУ. Кроме того, он устанавливает нормы оснований и порядка обращения в суд, процедуры рассмотрения им дел и исполнения решений суда. Законопроект предлагает ввести институт конституционной жалобы, которую сможет подать физическое или юридическое лицо при условии, что были использованы все внутренние средства правовой защиты. Как предусматривает документ, Конституционный суд будет действовать в составе коллегий, Сената или Палаты.

В рамках коллегий будет решаться вопрос об открытии конституционного производства. Через Сенат планируется рассматривать индивидуальные конституционные жалобы лиц. Ну а Большая палата в полном составе судей КСУ будет решать вопросы о конституционности законов Украины. Кроме того, законопроект вводит конкурсный порядок отбора кандидатуры на должность судьи КСУ, которым предусмотрено, что президент, Верховная Рада и съезд судей будут формировать конкурсные комиссии, а не напрямую назначать судей, как это происходит сейчас.

Как отметила в комментарии агентству «Крымские новости» руководитель проектов по конституционному праву ЦППР Юлия Кириченко, есть надежда на то, что законопроект будет быстро подготовлен ко второму чтению, однако до тех пор еще необходимо устранить некоторые спорные положения.

– Законопроект готовился советом по вопросам судебной реформы (совещательным органом при президенте) для реализации новых конституционных положений в части реформы конституционного правосудия, поэтому, соответственно, большинство его поддержит, но там есть много спорных положений, которые, на мой взгляд, будут изменены во втором чтении.

В частности, это относится к конкурсу, который будет выбирать кандидатов на должность судьи Конституционного суда. Второй дискуссионный момент – совершенствование института конституционной жалобы, так как в этом законопроекте предусматривается некоторое сужение доступа к конституционному правосудию, в частности для юридических лиц публичного права, это органы местного самоуправления.

По словам эксперта, сейчас законопроектом сужен доступ физических и юридических лиц к конституционному правосудию.

– Так, юридическое или физическое лицо должно обосновывать, кроме сомнения в конституционности закона или его положения, еще и нарушение конституционного права лица, что сомнительно, когда обращается юридическое лицо. Также может быть нарушено не конституционное право человека, а право, которое закреплено в законах. Я думаю, что именно эти два момента будут исправлены – и закон будет принят. Если парламент в неотложном порядке рассмотрит все поправки, то я думаю, что это возможно на протяжении нескольких недель – одного месяца.

Важно понимать, отметила Юлия Кириченко, что новое право граждан относительно обращения в Конституционный суд появилось 30 сентября  прошлого года, и сегодня на сайте КСУ уже более 40 обращений. Фактически обратившиеся не смогут реализовать свое право, так как суд будет вынужден всем отказать, что является нарушением прав граждан. Поэтому медлить с принятием законопроекта нельзя. Но поскольку создается новая процедура, по которой и будет осуществляться основная нагрузка на КСУ (то есть рассмотрение конституционных жалоб)  необходимо поработать именно над процессом.

Поддержка культуры

Напоследок отметим законопроект об Украинском культурном фонде.

– Деятельность фонда будет стимулировать разработку и внедрение современных культурных и художественных проектов, способствовать выработке конкурентоспособного на мировом рынке отечественного (национального) культурного продукта,  говорят разработчики в пояснительной записке.

Планируется, что фонд будет выдавать гранты и стипендии молодым украинским художникам. Но при этом предусмотрен и мониторинг выполнения культурных и художественных проектов, реализация которых будет обеспечиваться при поддержке фонда.

Также среди основных задач фонда содействие реализации государственной политики в сферах культуры и искусства, хранения, актуализации и популяризации национального культурного достояния, поддержка реализации международных проектов, популяризация украинской культуры и искусства, формирование международного позитивного имиджа Украины.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на очевидные победы этой недели в сфере регулирования децентрализации и значительное продвижение по Конституционному суду и культурному фонду, народные депутаты не выполнили все, что было необходимо. Они так и не приняли очень важный закон об оценке влияния на окружающую среду, ветированный и направленный на доработку парламенту президентом, а также отправили на второе чтение закон об электронных доверительных услугах. Ожидаем подписания и вступления в силу тех законов, которые были проголосованы, а в случае с Конституционным судом и Украинским культурным фондом – доработки и вынесения на второе чтение.

Роман Кот

ФОТО: интернет

QHA