КИЕВ (QHA) -

МВФ, после решения 3 апреля о выделении четвертого транша кредита, опубликовал новую редакцию Меморандума с Украиной о сотрудничестве. Документ содержит перечень условий, которые Киев должен выполнить для получения следующего транша в размере $1,9 млрд, который ожидается в мае этого года.

Рассмотрим мифы и реалии, которые касаются меморандума МВФ, в котором заложены основные структурные маяки. В частности, относительно пенсионной реформы, повышения уровня зарплат, сокращения бюджетников, изменения тарифов на оплату газа и отопления.

Пенсионный возраст увеличат?

Меморандум МВФ определяет, что комплексная пенсионная реформа уже в апреле 2017 должна быть принята, а вступить в силу с 1 января 2018 года. Валютный фонд четко прописывает новый перечень вариантов выхода на пенсию и расширяет диапазон пенсионного возраста.

И хотя реформа увеличивает свободу выбора срока и условий выхода на пенсию в зависимости от длительности трудового стажа, главной интригой реформы остается возраст выхода на пенсию, который МВФ настроен увеличивать.

Во время отчета правительства перед парламентом, в среду, 12 апреля, глава КМУ четко высказался о том, что реформа не предполагает увеличения пенсионного возраста. В то же время, министр социальной политики Украины Андрей Рева был не столь категоричен в своем видении новых требований к возрасту пенсионеров.

— Будем пытаться отстоять свою позицию перед МВФ и попытаемся убедить, что пенсионный возраст не требует изменений, — озвучил свою позицию министр во время отчета членов правительства перед народными депутатами.  

Причины побороться за свою позицию с чиновниками фонда есть: дефицит Пенсионного фонда в 2016 году составил 9,5% ВВП, а за счет принятия пенсионной реформы КМУ планирует сэкономить 3% ВВП Украины. Такая экономия планируется за счет увеличения трудового стажа при выходе на пенсию.

Будут ли индексированы зарплаты?

Во время отчета перед народными депутатами глава правительства Владимир Гройсман озвучил тезис о том, что поднятие минимальной зарплаты в Украине до 3200 грн является одним из важных достижений КМУ.

Однако, на вопрос депутатов о том, как правительство планирует бороться с трудовой миграцией, отвечал уже первый вице-премьер-министр экономического развития Украины Степан Кубив.

— У нас есть данные, что на сезонные работы в Польшу, Чехию регулярно выезжают граждане Украины. Это обусловлено тем, что в этих и других европейских странах значительно выше уровень оплаты труда. Поэтому, чтобы удержать в нашей стране квалифицированные кадры, необходимо постепенно увеличивать зарплату, ориентируясь на среднеевропейский уровень, — отметил Кубив.

Желание чиновника, безусловно, похвальное, однако в ближайшей исторической перспективе практически неосуществимое. Во-первых, потому что, согласно условиям нашего главного международного кредитора (МВФ. — ред.) Украина обязалась воздерживаться от повышения минимальной зарплаты в 2017 году.

Кроме того, любые повышения уровня оплаты труда в 2018 году должны учитываться в контексте их влияния на безработицу и конкурентоспособость. Еще одним требованием МВФ является сокращение бюджетников до конца 2017 года. На 4% до конца этого года и еще на 10% до конца 2019 года.

Для этого правительство планирует продолжить оптимизацию количества работающих в министерствах и других госагентствах. Меморандум четко прописывает необходимость создания централизованной информационной системы всей госслужбы, функционирование которой будет прозрачным. Кроме того, на сегодня установлены индикативные цели для поэтапного снижения количества работников бюджетной сферы.  

Абонплату на газ отменили до августа?

Отмена скандального решения НКЭРКУ о введении 1 апреля 2017 года абонплаты за газ еще не означает того, что к этому вопросу не вернутся в августе этого года.

В частности, глава НКЭРКУ Дмитрий Вовк, полномочия которого, согласно Указу Порошенко, истекают только в июне 2018 года, утверждает, что введение абонплаты за газ является правильным, поскольку данные действия регламентированы Законом о рынке газа.

Кроме того, меморандум МВФ предусматривает применение тарифа на распределение газа и отопления на основе мощности, что позволит перенести определенную часть стоимости на летние месяцы. Причем, некоторые эксперты усматривают в этих сложных формулировках введение абонплаты за подключения к услугам централизованного отопления. При этом, КМУ считает, что действие озвученных изменений, запланированное на 1 мая 2017 года, позволит урезать расходы на субсидии по оплате коммунальных услуг.

Выводы

Совершенно очевидно, что, обставленное с помпой выделение миллиардного кредита от МВФ – еще не повод для полноценной и всеобъемлющей радости. Учитывая, что в ближайшие годы Украине придется строго следовать структурным маякам этой организации, широкая гражданская общественность нашей страны должна пристально следить за тем, чего хотят от государства за выделенные миллиарды долларов.  

При этом не нужно впадать в другую крайность и винить во всех бедах МВФ, который выделяет кредиты под проведение так необходимых Украине сегодня реформ. Однако, работая с представителями влиятельной международной организации, нужно тщательно выверять каждую запятую, поскольку украинский народ уже хочет стабильности, а не очередного витка повышения тарифов ЖКХ, увеличения пенсионного возраста и отсутствия индексации зарплат и пенсий на фоне общего повышения цен в стране.

Эдуард Солодовник

QHA