КИЕВ (QHA) -

В сентябре прошлого года Верховная Рада утвердила рекомендации парламентских слушаний, в которых содержится и пожелание президенту Украины, как гаранту соблюдения прав человека в стране.

Согласно с этими рекомендациями, для реализации права крымских татар, как коренного народа полуострова, на самоопределение, вместо абстрактной Автономной Республики Крым в тексте Основного закона государства целесообразно внести положение о Крымскотатарской Автономной Республики.

Для этого Конституционная комиссия, которую возглавляет премьер-министр Владимир Гройсман, своим решением от 11 мая текущего года, к трем существующим рабочим группам (по вопросам децентрализации, правосудия и смежных правовых институтов и по проблематике прав, свобод и обязанностей человека и гражданина ) добавила еще одну - по наработке изменений и дополнений в Конституцию Украины относительно Автономной Республики Крым.

В состав данной рабочей группы вошли представители всех ветвей власти, включая известных политиков, народных депутатов из разных парламентских фракций, ведущих украинских ученых-конституционалистов, а также экспертов из негосударственных организаций.

На снимке: бывший министр юстиции Николай Онищук и известный эксперт по Крыму Наталья Белицер

Несмотря на то, что в состав комиссии входят достаточно квалифицированные специалисты из сферы государственного строительства, международного права и этнополитики, у каждого из принимавших участие в первой предметной дискуссии о будущей автономии имеются свои представления и политические предпочтения, поэтому можно спрогнозировать, что предстоящая деятельность рабочей группы не будет безоблачной.

Позицию крымскотатарского народа на заседании рабочей группы не раз отстаивал председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров.

Чтобы избежать искушения превратить рабочую группу в дискуссионный клуб по рассмотрению всех аспектов реинтеграции временно оккупированных территорий в Украину и проблем гуманитарной сферы в деле сохранении языка, традиций, религии и культуры всех этносов единой украинской политической нации, по предложению экс-министра юстиции Сергея Головатого члены рабочей группы договорились, что главное внимание следует уделить именно разработке рекомендаций к изменению 10-го раздела Основного закона страны, который должен учесть право крымских татар на самоопределение, включая возможность создания териториальной автономии.

- При этом мы должны избежать опасности федерализации страны, исходя из того, что Украина - унитарная страна и рассмотрение возможностей изменения этого унитарного статуса страны, прописанного в других разделах Конституции, изначально не входит в полномочия рабочей группы, - отметил известный правовед.

Этот тезис дополнил и народный депутат Леонид Емец, который указал, что четкое следование проблематике работы группы в практическом плане увеличивает шансы прохождения изменений в Конституцию через парламент:

Ведь для этого нужно конституционное (300) большинство голосов в Верховной Раде,- пояснил законодатель.

Будем надеяться, что нынешний состав наших законодателей в корне отличается от того, который был в начале 90-х, когда по всем вопросам, касающихся Крыма, многие украинские депутаты в кулуарах нашего парламента по телефону советовались со своими московскими кураторами. О таких диалогах присутсвующим рассказал член рабочей группы, невольный свидетель одного из подобных «обменов мнений».

 

Уже после окончания первого заседания рабочей группы его председатель, доктор юридических наук и бывший Судья Европейского Суда по правам человека Владимир Буткевич в коментарии для QHA отметил:

- Несмотря на нашу сосредоточенность вокруг изменений в Конституцию, следует отметить, что проблематика обеспечения прав крымскотатарского народа может быть дополнительно регламентирована и другими отдельными законами Украины, и Указами Президента или Постановлениями Верховной Рады и отдельными национальными программами.

Владимир Григорьевич, а как долго будет работать рабочая группа, и каков алгоритм ее работы?

- До полного учета всех юридических аспектов проблематики, стоящей перед крымскотатарским народом. Позже законопроект будет передан в Конституционную комиссию, которая со своими правками внесет его на рассмотрение президенту Украины. В свою очередь, гарант уже осенью направит его для рассмотрения в первом чтении законодателям. Хотя, когда спрашивают о дедлайне нашей работы, яы б отметил, что главнее - не сроки, а то, чтобы предмет проблемы был полностью решен. Формально частично решить его можно и сегодня. Но крымскотатарский народ ждет от нас качественного продукта, ведь проблемы создавалась столетиями. Как хотели, так и манипулировали этим народом в прошлом, и сейчас мы должны добиться того, чтобы справедливость наконец восторжествовала!

Даже возвращение крымских татар на родину в конце 80-х не привело к этому, ведь им не вернули того, что они потеряли при депортации. Признать юридически геноцидом Депортацию коренного народа со своей родины - это важно, но нужно, чтоб и виновные понесли за это преступление ответственность. Нужно, чтобы человечество сделало вывод, чтобы подобных трагедий больше не повторялось.

Но Россия наверняка тоже не будет сидеть, сложа руки, вероятно предпримет попытки оспорить предстоящее решение украинского государства на международном уровне.

- Мы все будем учитывать, в том числе и то, какую ответственность должна понести Москва. Агрессор всегда старается громче всех кричать, чтобы все поняли, что он - не агрессор. Но из этих попыток оправдаться, уверен, ничего не получится. Мы спокойно и последовательно будем добиваться того, чтобы рано или поздно агрессор понес наказание.

Ответил на вопросы корреспондента QHA и лидер крымскотатарского народа, Уполномоченный президента Украины по вопросам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев.

Ваш коллега по парламенту Леонид Емец предложил всем членам рабочей группы не рассматривать весь спектр этнонациональных проблем, а исходя из полномочий группы, сосредоточиться именно на законодательных изменениях, касающихся права крымских татар на самоопределение. Согласны ли Вы, Мустафа-агъа, с таким подходом?

- Безусловно, ведь речь идет о реализации права коренных народов на самоопределение. Есть четкое определение того, кто такие коренные народы. Это народы, сформировавшиеся на территории Украины и не имеющие за его пределами своей государственности. К таким в Крыму можно отнести лишь три народа - крымских татар, крымчаков и караимов. К сожалению, представителей последних двух народов осталось слишком мало, и они в современных условиях не могут организационно реализовать в практическом ключе свое право на самоопределение.

Исполнительную власть в рабочей группе представляет Юсуф Куркчи - первый заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и  временно перемещенных лиц

Понятие коренного народа многие путают с определением национального меньшинства. Хотя я понимаю венгров и румын, которые в местах компактного проживания на Буковине или в Закарпатье, говорят: «Это - наша земля, мы - коренные, просто волею истории мы находились то в одном государстве, то в другом». Но у них за пределами Украины есть свои национальные государства. Поэтому говорить о необходимости создания их территориальных автономий в Украине - юридически безосновательно.

Когда я это высказал в одном из интервью, на меня ополчились в венгерской прессе, мол, правозащитник, а выступает против прав других народов. Хотя я в свое время целиком определенно высказал свое отношение к историческому факту: к вторжению советских войск в эту страну в 1956-м. Венграм не понравилось, что практику раздачи Орбаном венгерских паспортов, которая противоречит нашему законодательству, я прямо сравнил с деятельностью «русского мира»…

Успеете до осени с изменениями в Конституцию?

- Важны не сроки. Мы уже сегодня вечером могли бы представить свой законопроект и подать его в Конституционную комиссию.  Важна процедура учета всех мнений, чтобы на этапе голосования была наибольшая поддержка документа.

Нужно еще принять во внимание тот факт, что в Конституции всего не пропишешь, но там должна содержаться такая норма, что Автономная республика Крым утверждается как форма реализации права коренного народа на самоопределение.

При этом формальное название автономии - Крымскотатарская Автономная республика или Автономная республика Крым (как она именуется сейчас) – принципиального значения не имеет, главное - его содержание. В первую очередь, это представительство коренного народа, достаточное для того, чтобы он мог защищать свои права, а не так, как это было раньше: мы – большинство и вы обязаны нам подчиняться, о чем в ходе дискуссии на заседании рабочей группы присутствующим наполнил Рефат Чубаров.

В сегодняшней дискуссии было высказано немало точек зрения от экспертов, политиков, общественности. Кое-кто предлагал расширить географию, в том числе, привлекая к ней крымчан, живущих в аннексированном ныне Крыму. Как вы относитесь к идее подобного дистанционного участия крымчан в работе рабочей группы?

- Ну вы слышали ироническую реплику на это предложение: может сразу ФСБ непосредственно подключить к дискуссии? Давайте будем откровенными: люди там не могут высказаться свободно. Для эксперимента можно пройтись с камерой и микрофоном по улицам Симферополя с вопросом: когда вам было лучше - сейчас или при Украине? Обязательно ответят, что конечно сейчас, добавив: «Да здравствует Путин!» Поэтому говорить о волеизъявлении людей, находящихся под оккупацией, под автоматами - это просто некорректно. Откровенность могут себе позволить разве что крымские татары, наверняка зная, что их могут посадить. Вот такой народ у нас - неисправимый.

И последнее, оккупационные власти полуострова , в рамках контр-версии украинской идеи создания территориальной автономии крымских татар, еще в прошлом году пытались организовать так называемую культурную крымскотатарскую автономию. Что-то вышло из этой затеи?

- Несколько таких организаций создано, одну из них возглавляет некий Айваз Умеров, который повторяет всё то, что ему подсказывают оккупанты. Во всех эти инициативах принимают участие одни и те же 5-6 лиц, которым крымские татары не верят. По сути, мы имеем дело с имитацией заботы о коренном народе и с манипуляцией общественного мнения, но никого из думающих людей Крыма подобные попытки в заблуждение ввести не могут.

Вместо резюме

Отметим, что по результатам своего первого заседания рабочая группа персонально еще не структурирована по тематическим подгруппам, которые собственно и должны подготовить изменения к 10-му разделу Конституции. Предусмотрено, что такое распределение обязанностей состоится на следующем заседании группы, которое запланировано на 7 июня в 15-00.

QHA будет информировать читателей о всех предстоящих заседаниях рабочей группы. Также впредь мы будем размещать аналитические публикации, посвященные проблематике создания Крымскотатарской автономии и реинтеграции полуострова в Украину.

Александр Воронин

QHA