КИЕВ (QHA) -

4 января, когда Украина приходила в себя после новогодних праздников, Дональд Трамп отличился очередной выходкой. По его распоряжению, Государственный департамент прекратил помощь Пакистану по вопросам национальной безопасности. Деньги не будут переведены, пока Исламабад не примет надлежащих мер против воюющих в Афганистане экстремистских группировок «Cеть Хаккани» и «Талибан», которым пакистанские спецслужбы скрытно оказывают помощь.

Возможно, это было бы и не слишком значительным для Украины событием, но имеющий глаза да увидит. Трамп в очередной раз на деле доказал, что может исполнять свои предвыборные обещания. Напомним, что, еще будучи кандидатом в президенты он заявлял о необходимости более равноценного распределения расходов на оборону между США и их союзниками. Заморозка помощи Пакистану говорит о том, что теперь США способны не только на уговоры, но и на более резкие действия.

QHA разбиралось, не последуют ли за Пакистаном и другие страны, и грозит ли Украине сокращение американской военной помощи на фоне усиления критики украинских властей за сворачивание реформ и отсутствие реальной борьбы с коррупцией.

Еще один инструмент влияния

Для США предоставление военной помощи ближайшим союзникам, наряду с использованием экономических рычагов и прямыми военными интервенциями, является проверенной годами практикой, которая использовалась для поддержки союзников Америки как в НАТО, так и вне Альянса.

Логика этого подхода проста. Если слабость американских союзников ставит под угрозу интересы США, но широкомасштабное вмешательство невозможно в силу тех или иных причин, то Вашингтон может способствовать стабильности через усиление боеспособности армий партнеров.

Первым подобным опытом можно считать План Маршала, новой реинкарнацией которого давно грезят многие украинские политики. Первоначально, после Второй мировой войны США взяли на себя инициативу в оказании помощи в восстановлении Западной Европы, для усиления своих союзников в борьбе с Советским Союзом, разумеется, не бескорыстно.

— Если вы посмотрите на это с чисто деловой точки зрения, то, если вы развиваете другие страны, это создает новый рынок сбыта и партнера для торговли с Америкой, — считает исполнительный директор Фонда мира Джеймс Месснер.

В течение нескольких лет США осознали потенциал использования как экономической, так и военной помощи для достижения целей своей внешней политики. Но вместе с тем, как показывает практика, вместо того, чтобы использовать помощь для развития ради развития, они использовали помощь в качестве инструмента контроля союзников.

Впоследствии США применили эту модель и в других регионах мира, в первую очередь, на Ближнем Востоке. Воспринимая Израиль как своего ключевого союзника в окружении вражески настроенных арабских режимов, еврейскому государству выделялись огромные суммы льготных кредитов, за которые Израиль закупал у американских компаний оружие, а с 1985 года на покрытие этих же кредитов уже выделяется прямая финансовая помощь из бюджета США. Этим же способом Вашингтон в свое время переманил и Каир, уведя египтян из-под опеки СССР в 1978 году. США пообещали Египту, что, если он установит мир и нормализует отношения с Израилем, Соединенные Штаты будут способствовать модернизации Вооруженных сил и экономики Египта.

Но окончательно сеть американских союзников оформилась после террористических атак 11 сентября. Когда США осознали важность, которую имеют ближневосточные и африканские страны в «войне с терроризмом». В силу недостатка кадров, способных эффективно работать внутри террористических организаций и на “арабской улице в оккупированном Ираке”, а также некоторых других причин, США пришлось так или иначе привлекать Саудовскую Аравию, Иорданию и других своих арабских союзников.

Эта стратегия усилилась в 2014 году двумя событиями: российской агрессией против Украины и возникновением ИГИЛ в Ираке и Сирии.

Итак, что мы имеем сегодня? Всего в оборонном бюджете США на 2018 год заложены расходы на помощь более 20 странам. Все они так или иначе являются частью глобальной американской системы влияния, обеспечивающей США военное доминирование в мире.

Больше всего американской помощи получают ближневосточные страны со статусом основных союзников США вне НАТО: Израиль — более 3 миллиардов долларов, Египет и Иордания, на каждую из которых ежегодно приходится более миллиарда долларов.  Кроме того, традиционно США выделяют много средств на борьбу с терроризмом Афганистану и Ираку. Как уже говорилось, до недавнего времени Пакистан получал поддержку из-за своей исключительной важности в контексте поддержания американского присутствия в Афганистане.  Кроме того, сейчас Вашингтон активно разворачивает присутствие в Африке, где помощь оказывается Южному Судану, Нигерии, Руанде, Эфиопии, ЮАР и Кении.

Что с Украиной

Для Украины в 2018 году США заплнировали около 350 млн долларов. Отметим, что наша страна является едва ли не единственной страной в Европе, вне НАТО, для которой на 2018 год запланирована такая большая помощь.

По словам эксперта Украинского института будущего Тараса Березовца, львиная доля выделенной США помощи пойдет на оплату американских военных советников.

Это именно военная помощь, которая прописана в бюджете решением Конгресса и подписана Трампом. Это означает, что в этом году эти деньги будут потрачены на различные статьи. Главное это обучение украинских военнослужащих с помощью американских инструкторов.

И только небольшая часть — на другие нужды: снайперские винтовки, радары, оплату обучения украинских офицеров в США и т.д.

При этом, как и в других подобных случаях, физически эти деньги не попадут в Украину, а будут выплачены напрямую из одного американского ведомства другому.

Пока неизвестно, будут ли включены в эту сумму поставки переносных  противотанковых комплексов Джевеллин, которые рассматриваются Украиной как едва ли не панацея в противостоянии с РФ.

— Поскольку Трамп снял решение относительно поставок Украине противотанкового оружия, здесь есть определенная интрига, будет ли в эту сумму входить противотанковое оружие, или Украине придется воспользоваться созданным странами НАТО трастом, — отмечает Березовец.

Все это четко укладывается в обновленную стратегию национальной безопасности США, которая четко определяет Россию наряду с Китаем, как ревизионистское государство и в противостоянии РФ на европейском направлении Украине отводится ключевая роль.

Исходя из этого, по словам Березовца, Украине не стоит опасаться сокращения американской помощи, о котором говорят в некоторых экспертных кругах США, на фоне критики украинской власти за попытки поставить под контроль антикоррупционные органы и торможение реформ.

— Такой риск я бы оценил, как ничтожный, — уверен эксперт.

Это не означает, что украинским властям можно расслабиться. Кроме военной помощи, у США, как и у ЕС, есть другие рычаги давления на Украину, применение которых в случае чего, может нам очень дорого стоить.

Роман Кот

QHA