КИЕВ (QHA) -

Конкретика против демагогии и гламура

Активисты КИУ решили внедрить в отечественную практику новую традицию, предлагая избирателям отойти от интуитивного подхода в деле выбора политических предпочтений и руководствоваться тем, как та или иная политическая сила голосует за реформы. Первым индикатором такой конкретики стала децентрализация.

Об этом 12 сентября в Украинском кризисном медиацентре заявил генеральный директор Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» Алексей Кошель, презентуя проект «Дословно».

Увы, он привел лишь зарубежный пример ответственного отношения к исполнению своих обещаний, напомнив, как летом 2010 года подал в отставку премьер-министр Японии Юкио Хатояма, обещавший своим избирателем к конкретной дате перенести американскую военную базу с острова Окинава в менее густонаселенный район Хеноко, и не сумевший выполнить обещанное.

– И хотя выполнение этого пункта зависело в большей мере от американцев и было единственным неисполненным обещанием политика, он таки решил уйти с поста премьера, – отметил Кошель.

Он выразил надежду, что и у нас со временем тоже зародится традиция ответственного отношения к своему слову.

К сожалению, у нас преимущественно привыкли оценивать политиков, как звезд шоу-бизнеса, ориентируясь на то, во что они одеты и как проводят досуг, зачастую забывая, что главное их предназначение – воплощать в жизнь ту программу, за которую их поддержали избиратели, – подчеркнул руководитель КИУ.

Новый проект «Дословно», собственно, и призван научить украинского избирателя адекватно оценивать эффективность избранного политика – президента, депутата, мэра, делегированного в исполнительную власть в качестве министра либо другого чиновника представителя от той или иной политической силы.

Выяснилось, что дважды в месяц активисты КИУ планируют проводить информационные акции, на которых будут освещать деятельность того или иного должностного лица или политической партии в каждой конкретной сфере. Кроме того, результаты постоянного мониторинга будут размещаться на новом специальном веб-ресурсе «Дословно», а также на портале Комитета избирателей и на его страницах в социальных сетях.

Отметим, что подобная метода в деятельности общественных организаций не нова. Этим уже несколько лет занимается общественная инициатива «Слово и дело», а платформа «Реанимационный пакет реформ» не только мониторит действия власти, но и сама предлагает экспертные варианты законопроектов по всем направлениям реформ.

Все боролись против гегемонии центра  а как же с поддержкой децентрализации на практике?

Избирательный ликбез активисты Комитета избирателей начали с принятия законов о  децентрализации в парламенте.

– Отчего решили стартовать именно с уровня законодателей и с рассмотрения этой проблемы? – спросил корреспондент  QHA у организаторов мероприятия.

– Во-первых, в новом политическом сезоне, в первую сессионную неделю законы по децентрализации были включены в повестку дня, – отметил эксперт КИУ Денис Рыбачок, а Алексей Кошель добавил:

– Децентрализация – ключевая и базовая реформа, без нее другие невозможны. К тому же практически все парламентские силы шли на выборы под лозунгами уменьшения власти центра, ну и, наконец, в коалиционном соглашении децентрализация занимала весьма весомое место, уступая разве что проблематике предпринимательства.

В ходе презентации исследований КИУ выяснилось, что большинство фракций парламента не выполнили и половины своих обещаний в части децентрализации.

– Такие низкие показатели – чрезвычайно тревожный сигнал. Это свидетельствует, что ряд парламентских партий фактически отказались от своих избирательных обязательств и саботируют реализацию одной из ключевых реформ, – отметил Алексей Кошель, добавив, что это относится, прежде всего, к представителям трех политических сил, представленных в украинском парламенте.

– За период с 27 ноября 2014 года по 8 сентября 2016 года Радикальная партия Олега Ляшко, ВО «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» менее других парламентских сил поддерживали реформу децентрализации при голосовании в сессионном зале.

Всего же за время работы Верховной Рады VIII созыва в рамках реформы децентрализации было принято 12 законов. Еще пять законопроектов приняли в первом чтении.

Наиболее активно в этом направлении действовали народные депутаты «Народного фронта» и Блока Петра Порошенко. В среднем «за» голосовали 83% и 73% нардепов соответственно.

Менее активно способствовали децентрализации депутаты «Самопомощи»: в среднем 68% «за». У Радикальной партии Олега Ляшко показатель поддержки реформы составил 58%. «За» голосовали менее половины депутатов ВО «Батькивщина» (46%) и треть депутатов «Оппозиционного блока» (32%).

Что касается отдельных направлений реформы, народные депутаты от Радикальной партии Олега Ляшко менее всего поддерживали административную децентрализацию (55%), а депутаты от ВО «Батькивщина» – объединение территориальных общин (43%) и фискальную децентрализацию (40%). Ни один депутат «Оппозиционного блока» не проголосовал за фискальную децентрализацию, и только несколько человек поддержали объединение общин

 Такая позиция фракций часто не отвечала их обещаниям, – отмечает руководитель Комитета избирателей на своей странице в Фейсбуке.

 В своей предвыборной программе 2014 года «Оппозиционный блок» обещал обеспечить передачу функций, полномочий и финансов территориальным общинам, но ни один депутат фракции так и не поддержал закон об их  добровольном объединении, – напоминает он.

Фракции Радикальной партии Олега Ляшко и ВО «Батькивщина» подписали коалиционное соглашение, в котором обязались обеспечить «предоставление органам местного самоуправления базового уровня реальных полномочий, закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов». Одним из пунктов соглашения также было «формирование самодостаточных общин».

Юлия Тимошенко отмечала: «Без укрупнения общин не обойтись», но лишь треть депутатов ее фракции проголосовали за принятие закона о предоставлении ЦИК права назначать первые выборы в объединенных общинах, и ни один депутат фракции не поддержал законопроект о разблокировании выборов в тех общинах, чьи земли до сих пор относились к границам разных районов.

После регистрации ряда законопроектов в части административной децентрализации Олег Ляшко заявлял:

– Это настоящая радикальная реформа регистрационной системы! Передаем на места полномочия государственной регистрации!

Это также отвечало положениям коалиционного соглашения, а именно – обещанию делегирования органам местного самоуправления соответствующего уровня полномочий по предоставлению базовых административных услуг.

Невзирая на это, менее половины депутатов Радикальной партии Олега Ляшко поддержали закон о перераспределении средств от предоставления административных услуг в интересах органов местного самоуправления, и лишь немного больше половины депутатов – изменения в законы о регистрации вещественных прав на недвижимое имущество, а также регистрацию юрлиц и физических лиц-предпренимателей.

Политизация и вечный избирательный зуд не лучшие союзники реформ

На презентации исследования руководитель КИУ призвал политиков не политизировать проблему децентрализации в своей публичной риторике.

Выяснилось, что уполномоченные от депутатских фракций часто критикуют даже те законы, которые они поддержали при голосовании. Особенно это касается тематики объединения общин. Так, 86% депутатов Радикальной партии Олега Ляшко и 68% представителей «Батькивщины» поддержали Закон «О добровольном объединении территориальных обществ». Но именно они чуть ли не чаще всех критикуют его положения.

Игорь Мосийчук, народный депутат от Радикальной партии, уже через полгода после принятия закона заявлял:

– Радикальная партия Олега Ляшко инициирует обращение к Конституционному суду относительно неконституционности территориальной реформы, которую в настоящий момент пытаются навязать людям чиновники.

Кроме того, политик указывал, что «объединение общин может происходить исключительно, подчеркиваю исключительно на добровольной основе, и решать это должны не чиновники и не депутаты, а исключительно собрания территориальных общин», забывая заглянуть в текст уже принятого закона, где записана как эта норма о добровольности, как и то, что инициировать подобный процесс объединения могут не только местные жители, но и депутаты местных советов.

Юлия Тимошенко в свое время тоже отмечала:

– Объединение должно быть добровольным. Этот вопрос должны решать не чиновники в Киеве, а сами селяне.

При этом уже в первой редакции закона указывалось, что правительство будет утверждать методику формирования состоятельных территориальных обществ, а также перспективные планы их объединения.

Но что там прошлые года! Что прошлая неделя?

Стояла тактическая задача: упростить децентрализацию власти и распределение ресурсов в пользу местных общин, проголосовав за принятие законопроектов №4472, 4473, 4390, 3390. Этот пакет был призван упростить процесс становления дееспособных децентрализованных общин и увеличить их количество. К тому же это позволило бы общинам получать адекватное финансирование, разрабатывать нужную документацию и заниматься муниципальным развитием.

Напомним, что 8 сентября в парламенте было запланировано рассмотреть целых пять законопроектов по децентрализации, но из-за низкого кворума по результатам сигнального голосования два законопроекта не набрали даже 200 голосов поддержки. Из предложенного списка общественной платформы Реанимационного пакета реформ в тот день приняли лишь один закон, еще два проголосовали лишь в первом чтении, приняв их за основу.

 Из-за политических противоречий Верховная Рада до сих пор не разблокировала выборы в объединенных общинах, созданных из населенных пунктов разных районов. Есть серьезный риск того, что в 25 таких общинах (где проживает полмиллиона жителей) выборы в этом году могут не состояться, соответственно, в 2017 году они не получат финансовой поддержки, на которую имеют право. Законопроект №4676 был сугубо техническим, он должен был разблокировать выборы в объединенных обществах. Но его не поддержал ни один депутат «Оппозиционного блока» и ВО «Родина», законопроект был принят лишь в первом чтении, и то после нескольких попыток, – резюмировал итоги тематического голосования прошлой недели Алексей Кошель.

Но децентрализация – не только разработка нового законодательства, но и реализация уже существующего, а это уже – зона ответственности исполнительной власти.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал на этой неделе передать в парламент проект государственного бюджета страны на 2017 год, основой которого является идея децентрализации.

– Новый бюджет является честным, понятным по доходам и расходам. Это будет план действий. Мы закладываем четкий приоритет  это децентрализация. Будем строить дороги, будем поддерживать аграриев, сказал он в видеообращении, размещенном в Facebook.

При этом премьер отметил, что «впервые бюджет будет передан вовремя». Ведь, согласно Бюджетному кодексу, 15 сентября истекает срок подачи проекта бюджета в парламент.

О том, как депутаты будут рассматривать государственную смету на следующий год и сколько средств выделят на нужды территориальных общин, QHA будет постоянно информировать своих читателей до конца текущего года. Ну а в следующем поговорим о контроле за их расходованием...

Александр Воронин

ФОТО: интернет

QHA