КИЕВ (QHA) -

Успешное голосование за проект антироссийской «крымской обновленной» резолюции на Третьем комитете Генассамблеи ООН по правам человека сподвигло Россию к активным действиям. Только не подумайте, что пораженная текстом резолюции Россия немедленно побежала выпускать незаконно задержанных украинских и крымскотатарских активистов, извиняться перед семьями за плач детей во время незаконных обысков, разрешать Меджлис и преподавание в школах на украинском и крымскотатарском языке. Россия также не стала собирать своих «зеленых человечков» на выход по условно построенному Керченскому мосту, а отправленных служить за пределы полуострова крымчан - возвращать домой. Ничего этого не произошло. Оккупант и агрессор отреагировал на обвинения в нарушениях основных прав и свобод человека в стиле оккупанта и агрессора - еще большим усилением этих нарушений.

«Букет» репрессий утром в четверг подарила Россия оккупированном Крыму. В ночь на 16 ноября в поселке Курское Белогорского района неизвестные обстреляли дом крымскотатарского активиста Аметова Джафера. И почему-то сразу вспомнился издевательский месседж российских пропагандистов-апологетов аннексии - «зато не стреляют». Впоследствии появилась информация, что состоялись обыски и задержания в доме учительницы крымскотатарского языка Ленары Мустафаевой и ее мужа Мустафы. По иронии судьбы, поселок Пушкино, в котором они живут, носит имя великого русского поэта Александра Пушкина. И сразу вспомнилось, что обучение на крымскотатарском языке, как и на украинском, на оккупированном полуострове, становится опасным для преподавателей занятием, и Международный суд ООН требует у оккупантов вернуть родные языки детям. Также днем в четверг ​​стало известно, что оккупационный суд в очередной раз отказался изменить меру пресечения украинскому политзаключенному Владимиру Балуху, оставив его дальше сидеть в оккупационных застенках - за преданность Украине.

Я не просто так перечисляю эти факты. Каждый из них - из разряда тех нарушений, которые позавчера осудил Третий комитет ГА ООН, определив, что ситуация с правами человека в Крыму ухудшилась. Всего лишь день назад российские представители убеждали членов Третьего комитета ООН, что в Крыму с правами человека все в порядке, а все, что говорит Украина - это передергивание. Но уже утром в четверг мировое сообщество в очередной раз получило возможность на практике убедиться - по какую сторону админграницы с Крымом процветает «правовой беспредел».

Меджлис достал Россию и в Нью-Йорке...

Живой демонстрацией проявлений российского «беспредела» в Крыму стал заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз, который принял участие в работе Третьего комитета вместе с Уполномоченным президента по вопросам крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым.

Чийгоз - политзаключенный, который три года по надуманным обвинениям отсидел в оккупационных застенках, получил незаконный приговор и был выпущен на свободу в итоге благодаря усилиям юристов, активистов, международного сообщества, и наконец, президентов Турции и Украины. Чийгоз, который еще несколько недель назад сидел в российском СИЗО в Крыму, на этой неделе находился уже в Нью-Йорке и участвовал в обсуждении на одной из самых высоких мировых площадок прав человека.

Можно предполагать, что выпустив Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова, Россия рассчитывала таким образом как-то повлиять на ход работы Третьего комитета, склонив участников на свою сторону. Но бесполезно. Освобожденные политзаключенные стали свидетельством российских преступлений, а не примером российского справедливого правосудия. И, видимо, именно поэтому текст резолюции содержит очень конкретно сформулированные требования к РФ - не просто прекратить нарушение прав человека, а прекратить «безосновательные задержания, пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения».

Между прочим, присутствие крымскотатарских представителей Джемилева и Чийгоза в ООН очень раздражало Россию - об этом свидетельствует риторика российских СМИ. Российский ТАСС не смог простить замглавы украинского МИД Сергею Кислице его появление в ООН в обществе лидеров Меджлиса, и не удержался от язвительных словечек:

— Кислица явился на заседание с лидером запрещенного в РФ "Меджлиса крымско-татарского народа" Мустафой Джемилевым и его заместителем Ахтемом Чийгозом. "Они без преувеличения являются героями, которые выступают против российской оккупации, за свой народ, за Крым, за единую Украину", - провозгласил замминистра.

Думаю, не стоит напоминать, что Меджлис считают экстремистской организацией только российские оккупанты. И России все труднее становится поддерживать байку о «крымскотатарских экстремистах», так же, как и о «процветания Крыма после воссоединения с Россией». Именно поэтому из года в год ООНовские резолюции по Крыму становятся все более убийственными по отношению к оккупанту. И из года в год все больше стран присоединяются к позиции Украины в вопросе Крыма. К примеру, соавтором проекта резолюции в 2017 году стали 42 страны, тогда как в прошлом году было 38 соавторов. Много ли это +4? Вероятно, да, учитывая, что иногда и один голос может стать решающим. Не потому ли реакцией на голосование по резолюции и демонстрацию влиятельности лидеров крымских татар стал такой оперативный удар российских силовиков по гражданским беззащитным людям, который потряс утром в четверг информационное пространство?

ООН подтверждает: Россия и Украина находятся в состоянии вооруженного конфликта
 

Обновленная «крымская» резолюция основывается на резолюции "Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и г.Севастополь (Украина)" (№71/205), которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2016 года. Однако, она стала более жестким документом, который не просто усиливает положения действующей резолюции 2016 года, но и содержит новые важные элементы, перечисляет Мустафа Джемилев.

В частности, в проекте обновленной резолюции зафиксировано, что между Украиной и Россией существует международный вооруженный конфликт.

Это важный нюанс, который может повлиять на позиции Украины и России также в других международных институтах. Вспомним, что осенью прошлого года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюции, в которых отметила, что аннексия Крыма Российской Федерацией и военное вторжение российских Вооруженных сил на восток Украины нарушают международное право и принципы, поддержанные Советом Европы. Поэтому, согласно международному праву, Российская Федерация, которая де-факто осуществляет контроль над этими территориями, несет ответственность за защиту их населения. Россия, таким образом, должна гарантировать соблюдение прав человека всем жителям Крыма и териториям, подконтрольным так называемым "ДНР" и "ЛНР".

В то же время, уже этой осенью Совет Европы вдруг занял двурушническую позицию и всерьез начал обсуждать возможность возвращения России в ПАСЕ уже в январе будущего года. Теперь факт наличия вооруженного конфликта между государствами фиксируется в проекте резолюции ГА ООН, фактически как напоминание ПАСЕ о ее же собственной прошлогодней резолюции и о ее же собственных оценках действий России как агрессора по отношению к Украине.

Постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба в Твиттере написал, что голосование на Третьем комитете ООН по «крымской обновленной» резолюции должно дать сигнал в том числе и Совету Европы, что давление на Россию надо усиливать, а не ослаблять. И Совет Европы должен придерживаться своих принципов, а не торговать ими.

— Новая резолюция ООН по Крыму очень важна и для Совета Европы. Это четкий сигнал, что нужно увеличивать, а не уменьшать давление на Россию. Планы по возвращению россиян в ПАСЕ в январе-2018 - это именно уменьшение давления. СЕ должен действовать ответственно и защищать, а не торговать принципами.

Интересно также то, удастся ли Украине воспользоваться такими формулировками резолюции ООН по Крыму, как «вооруженный конфликт между Украиной и РФ» для комплексного решения проблемы с вооруженной агрессией РФ против Украины - в том числе и на Донбассе.

Проект резолюции также осуждает ретроактивное применения РФ собственных законов на оккупированной территории, а также принудительный перевод граждан Украины в российское гражданство, незаконный призыв крымчан в ряды ВС РФ, что прямо запрещено международным гуманитарным правом. Стоит отметить, что Россия своими действиями с каждым годом дает ООН основания для более жестких формулировок. Скажем, именно в этом году РФ начала демонстративно нарушать международные нормы, не только призывая крымчан в оккупационную армию, но и направляя их служить за пределы крымского полуострова.

Стоит акцентировать, что резолюция содержит требование уважать законы, действующие в Украине, отменить принятое после начала аннексии законодательство и прекратить экспроприацию собственности крымчан. Очень важный месседж, учитывая постоянные отчаянные жалобы крымчан на то, что у них отбирают землю и дома, которые они получили/построили до начала российской оккупации. Кстати, российские СМИ уделили этому месседжу особое внимание. Как пишет ТАСС, в резолюции Россию просят (в действительности - требуют) "уважать законы, действующие в Украине и отменить законы, которые были введены в Крыму" с марта 2014 года и которые "позволяют осуществлять принудительное выселение и конфискацию частной собственности в Крыму в нарушение применимых норм международного права ".

Еще один очень важный момент - резолюция требует от РФ выполнить промежуточное решение Международного суда ООН по восстановлению прав и свобод граждан Украины на полуострове; призывает российскую оккупационную власть обеспечить образовательный процесс на украинском и крымскотатарском языках, разрешить деятельность Меджлиса. В прошлом году в «крымской» резолюции также говорилось о необходимости прекратить притеснения прав по национальному признаку и осуждался запрет Меджлиса. Но в нынешнем проекте эти тезисы уже опираются на промежуточное решение Международного суда ООН, которое было принято в апреле 2017 по иску Украины против РФ, и которое Россия уже несколько месяцев игнорирует.

Также в резолюции осуждается отсутствие доступа в Крым для Мониторинговой Миссии ООН по правам человека в Украине, которая уже не один год не может попасть на полуостров. В украинском Министерстве иностранных дел отмечают, что отсутствие такого международного мониторинга непосредственно влияет на повседневную жизнь жителей Крыма, а потому требует немедленного решения.

— Постоянный прямой международный мониторинг ситуации будет иметь сдерживающий эффект и будет выступать в роли контролирующего механизма за соблюдением РФ своих обязанностей как оккупационной власти в соответствии с международным гуманитарным правом.

Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко иронизирует - если России нечего скрывать в Крыму, то почему же она не допускает международные мониторинговые миссии? Почему не позволяет им убедиться в том, что там все нормально с правами человека?

— Я, когда встречаюсь с коллегами, всем говорю: если Российская Федерация считает, что в Крыму все нормально и об этом они вновь заявили в своем так называемом пояcнение голосования, почему они тогда отказывают ООНовскому персоналу, специалистам по правам человека, посетить Крым, чтобы в этом убедиться и написать в докладе, что там все нормально? Почему такое решение российской стороной не принимается? Значит есть, что скрывать.

Впрочем, даже на расстоянии от мониторинговых организаций не все удается скрыть. Украинский МИД обращает внимание, что в текст резолюции включен доклад Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, которое во исполнение резолюции 71/205 подготовило и в сентябре этого года обнародовало отдельный доклад «Ситуация с правами человека в оккупированной Автономной Республике Крым и г. Севастополь (Украина)". В Докладе делается однозначный вывод: «ситуация с правами человека в Крыму после его оккупации Российской Федерацией значительно ухудшилась».

— Приходится констатировать, что Россия не выполнила ни одного из положений предыдущей резолюции ГА ООН, усиливая репрессии в отношении этнических украинцев, крымских татар и других лиц, выражающих несогласие с оккупацией полуострова. Несмотря на многочисленные обращения УВКПЧ, Россия отказывает представителям ООН в доступе на территорию временно оккупированного Крыма.

Кстати, в «обновленной крымской» резолюции содержится просьба подготовить второй тематический отчет по Крыму до конца 72-й сессии ГА ООН (сентябрь 2018), а также информировать 37-ю сессию Совета по правам человека ООН о ситуации с правами человека в Крыму (март 2018). Таким образом, будем иметь возможность увидеть - допустит ли в ближайшие месяцы Россия мониторщиков в Крым, или и дальше будет держать их на расстоянии от реалий оккупированного полуострова.

В итоге, украинский МИД расценил голосования за проект резолюции на Третьем комитете как «поддержку в деоккупации Крыма». Важный вектор - уже не просто требование к оккупанту прекратить репрессии, но и намек на первые шаги по выдворению его с чужой территории.

— Резолюция сегодня прошла утверждение в профильном Третьем комитете ГА ООН, она имеет целью заставить Россию как государство-оккупанта, прекратить грубые нарушения прав и основных свобод человека. Объявленная на 72-м заседании ГА ООН инициатива президента Украины о создании международной группы друзей Крыма с одобрением резолюции получит прочную основу.

Интересно, что и российская пресса не обошла вниманием этот момент - почувствовали опасность. Вот как описывает некомфортную для РФ формулировку резолюции насчет временной(!) аннексии российское информагентство:

— В принятом во вторник документе 3-й комитет Генассамблеи осудил "временную оккупацию Российской Федерацией части территории Украины - Автономной Республики Крым и города Севастополя", и заявил о "непризнании ее аннексии". Кроме того, ГА похвалила Украину за совершаемые ею усилия, нацеленные "на то, чтобы положить конец российской оккупации Крыма".

Так вот - на бис - "ГА похвалила Украину за попытку положить конец российской оккупации Крыма». То есть, Украина имеет мировую поддержку не только в ее требованиях соблюдать права человека на оккупированных территориях, но и в ее намерениях вернуть эти территории себе. И действия Украины в этом направлении получили положительную оценку в ООН. Вывод - ох и трудно будет в дальнейшем продавить проект резолюции для окончательного принятия на Генассамблее.

Опрос: не утонуть в «ООНовском болоте»

Крымское бесправие уже вряд ли является секретом для тех, кто голосует в ООН или других международных институтах. Несмотря на массированную российскую пропаганду, недопуск международных мониторинговых миссий в Крым и ограничение свободы слова на полуострове.

Если сравнивать прошлогоднее и нынешнее голосования на Третьем комитете ООН, то данные таковы: в этом году «за» проект резолюции на Комитете проголосовала 71 государство (в прошлом году - 73), «против» - 25 (в прошлом году - 23), «воздержались» - 77 ( в прошлом году - 76).

Как видим, сторонников украинской позиции уменьшилось на 2, а «воздержавшихся» увеличилось на 1. И хотя такие изменения не критичны, но их нужно учитывать, поскольку настораживает, что не растет число сторонников украинской позиции, несмотря на ее очевидную обоснованность.

Лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев акцентирует, что такие результаты даже более оптимистичны, чем ожидалось.

— Откровенно говоря, наши прогнозы относительно результатов голосования были менее оптимистичными.

Кстати, список стран, которые голосовали «против» несколько изменился по сравнению с прошлым годом не только в плохую сторону. Так, из него вышли Ангола и Коморские острова. В то же время, добавились такие страны, как Кыргызстан, Мьянма, Филиппины, Уганда.

Голосование-2016 - 23 страны: Ангола, Армения, Беларусь, Боливия, Бурунди, Камбоджа, Китай, Куба, Коморские острова, КНДР, Казахстан, Индия, Иран, РФ, Никарагуа, Сербия, ЮАР, Судан, Сирия, Узбекистан, Венесуэла, Эритрея, Зимбабве.

Голосование-2017 - 25 стран: Армения, Беларусь, Боливия, Бурунди, Камбоджа, Китай, Куба, Северная Корея, Эритрея, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Мьянма, Никарагуа, Филиппины, Россия, Сербия, ЮАР, Сирия, Судан, Уганда, Узбекистан, Венесуэла, Зимбабве.

Вероятно, все же не очень положительная динамика со сторонниками свидетельствует, в том числе, и о том, что текст нынешней резолюции стал более жестким по отношению к стране-оккупанту, содержит больше требований к нему. А это значит, что каждый, кто голосует «за» берет на себя ответственность за дальнейшее воплощение проголосованных месседжей на практике. Брать эту ответственность на себя многие не хотят по разным причинам.

Владимир Ельченко в интервью одному из телеканалов акцентировал, что украинская сторона решила пожертвовать количеством голосов поддержки в пользу качества самой резолюции.

— Для нас был важен именно текст резолюции. Мы себя спрашивали - что нам важнее - получить на 10-15 голосов меньше, но иметь более жесткую, требовательную к России, резолюцию, или пойти на сглаживание некоторых острых углов, отказаться от острых формулировок и получить гораздо больше, где-то плюс те же 10 голосов. Но я думаю, что смысл - это более важно. Один из моих коллег сказал - "после прочтения этой резолюции, становится страшно представлять себя на месте российского делегата".

Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров также акцентирует внимание на том, что украинская сторона пожертвовала количеством сторонников ради более жесткого содержания резолюции.

— Потеря по сравнению с прошлым годом двух голосов компенсируется гораздо более жестким содержанием нынешней резолюции по сравнению с прошлогодней, о чем, кстати, в свойственной истерической манере не забыл завопить представитель РФ в ООН.

В целом, с теми, кто голосовал «против» - все ясно - это страны, в которых существуют серьезные проблемы с соблюдением прав человека, или те, которые непосредственно зависят от России.

Особо возмутила украинскую сторону разве что позиция Беларуси, которая с одной стороны проголосовала против резолюции, а с другой пытается выступить участником будущей миротворческой миссии ООН на Донбассе. Злые языки поговаривают, что Беларусь может прислать на Донбасс в качестве миротворцев только российских вояк, «заблудившихся» в Беловежских болотах после недавних военных учений «Запад-2017». Более толерантные языки намекают Беларуси, что пророссийская позиция по ключевым вопросам по Украине автоматически ставит крест на белорусском «миротворчестве» на Донбассе. Пожалуй, действительно, хватит с нас белорусского участия в нормализации ситуации в виде одного полуглухого угла в виде «Минска». Проще говоря, Беларуси надо определиться - ты или посредник, или участник конфликта, или сателлит одной из сторон конфликта, а сочетать несочетаемое - не стоит.

К сожалению, в том же Третьем комитете ООН продолжает существовать стабильное количество стран, которые жмут на кнопку «воздержался», некое «ООНовское болото», которое не желает выражать свою точку зрения, исходя из различных эгоистических соображений. В расширении этого «болота» существует существенная угроза для поддержки дальнейших шагов, направленных на восстановление украинского суверенитета над Крымом.

В экспертной среде обращают внимание, что это преимущественно страны «третьего мира», которым нет дела ни до НАТО, ни до «совка». В то же время, многие из них опасаются, что проголосовав «против» резолюции, они косвенно поддержат сепаратистские настроения в себя. Интересное мнение высказал один из пользователей Твиттера Andi Rain относительно мотивов этих стран:

— Воздержались, вероятно, из-за сепаратизма. Не хотят поддерживать права человека, но и не хотят голосом против косвенно поддержать сепаратистов у себя ... Это моя догадка, не вижу иного смысла. А это страны 3-го мира. В смысле, те, что не проходят ни как про-НАТОвские, но и не совковые.

Кстати, внимательные пользователи соцсетей обратили внимание на то, что во время голосования Азербайджан просто отсутствовал в зале и, таким образом, ему никак не пришлось выражать свои предпочтения. Кстати, такими же «невидимками» были некоторые страны Африки, а также Ирак.

В любом случае, вопрос голосов остается важным. И за тот месяц, который остался до голосования на ГА, Россия попытается увеличить количество и тех, кто «против», и тех, кто «воздержался» - слишком уж резкие и неприятные для нее месседжи содержатся в обновленной крымской резолюции. Кстати, эксперты обращали внимание на то, что в прошлом году на Генассамблее ООН удалось принять «крымскую резолюцию» с такими неприятными для РФ формулировками, как «государство-оккупант» и «Крым/Севастополь - украинская территория, временно оккупированная РФ» именно из-за чрезмерной самоуверенности России, которая надеялась, что резолюция не будет принята, и активно «работала» с различными странами. Тогда для России все произошло не так, как планировалось.

Но история продолжится, и от того, как в дальнейшем будет вести себя Россия и другие страны - многое зависит. Украинский МИД призывает международное общество не просто объединиться на Генеральной Ассамблее в совместном осуждении оккупанта, но и заставить Россию к выполнению резолюций ООН.

— Следующим этапом станет рассмотрение проекта резолюции на пленарном заседании ГА ООН во второй половине декабря 2017 года и главное - принуждение Российской Федерации к полному ее выполнению. Призываем международное сообщество объединиться вокруг общих ценностей и защитить жителей Крыма от произвола оккупантов.

Можно предположить, что в этом году бой за голоса ГА будет еще жестче, чем в прошлом — учитывая еще более жесткую риторику резолюции, в частности, то, что России уже намекают не только на необходимость прекратить репрессии, но и на целесообразность убрать из Крыма основную причину этих репрессий - саму Россию.

И хотя украинская сторона уже выражает уверенность в положительном голосовании на ГА, никогда не стоит забывать, что Россия до последнего будет искать прямые и косвенные механизмы, чтобы или обеспечить нужное для нее голосование, или сорвать очевидно проигрышное. На крайний случай у РФ есть запасной вариант, которым она активно пользуется - просто и дальше игнорировать требования международного сообщества. Позволят ли ей прибегнуть к излюбленному приему на этот раз - увидим после Рождественских праздников.

Татьяна Иваневич

QHA