КИЕВ (QHA) -

Восточная Европа, а несколько десятилетий назад и Центральная, представляет собой эдакий буфер между западным первым миром и коммунистическим вторым. Данные страны входили в социалистический лагерь и были в сфере влияния СССР. Последний же известен своей активной антирелигиозной политикой. После падения коммунизма удерживать данные территории в своей орбите становилось все сложнее, поскольку необходимой «скрепы» уже не было. Монолитное пространство в представлении советской партэлиты разбилось об десекуляризацию, то есть, возвращение религии в общественное пространство. В данном материале мы рассмотрим политическую повестку дня в регионе, влияние религии на этот процесс, а также отметим определенные тенденции.

Начиная с характеристики региона, мы рассмотрим геополитические, мировоззренческие и религиозные настроения жителей государств Центральной, Восточной и Южной Европы, затронем страны Балтии и христианские государства Кавказа. Все страны в очерченных нами регионах можно условно поделить на три группы (если производить классификацию по геополитическому признаку):

  • Сфера влияния Запада (Польша, Чехия, Словакия, Хорватия, Румыния, Литва, Эстония, Латвия, Украина, Черногория, Македония, Грузия).
  • Сфера влияния России (Беларусь, Молдова, Сербия, Болгария, Греция, Венгрия, Армения).
  • Сфера влияния Турции (Албания, Косово).

Если же мы возьмемся за классификацию по религиозному признаку, то ситуация будет следующей:

  • Православные страны (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Сербия, Румыния, Болгария, Македония, Греция, Черногория, Грузия и Армения).
  • Католические (Польша, Хорватия, Словакия, Литва).
  • Смешанные (Венгрия, Чехия, Латвия, Босния, Эстония).

Если наложить классификации одна на другую, то мы можем видеть, что в своем геополитическом стремлении к Западу преуспели все католические либо смешанные страны региона, в противоположность православным. Часть от последних входит в ЕС и НАТО, а часть считает эти структуры своим врагом (Россия). Несмотря на границы, ментально православные остаются в более-менее едином лагере. Это то, о чем в свое время писал Хантингтон в своей известнейшей работе “Столкновение цивилизаций”.

Напомним, что Сэмуюэль Хантингтон, американский политолог, для объяснения международных отношений предложил "концепцию цивилизаций". В его концепции мир состоит из 9 цивилизационных объединений, которые формируются на основе религий. Так, ученый выделял западную, латино-американскую, православную, исламскую, буддистсткую, индуистскую, африканскую, китайскую и синтоистскую. Он считал, что все страны цивилизации должны объединиться вокруг страны-лидера и защищать друг друга в конфликтах с субъектами из других цивилизаций. 

Большинство стран целиком входят в ту или иную цивилизацию, однако некоторые оказываются разделенными между двумя. Среди таких и Украина. Исследователь, писавший свои труды в конце 1990-х гг., отмечал, что наше государство расположено на рубеже православной и католической цивилизаций, граница которых в Украине проходит по Збручу.

Интересно, что в конце ХХ столетия данная ситуация была близка к реальности. Однако за 25 лет наше общество смогло объединиться и не допустить распада. Действительно, четверть века назад религиозная карта совпадала с политической. Греко-католическая Галичина смотрела на Запад, в то время, как вся остальная православная территория ориентировалась на Россию. Динамику смещения линии разлома на Восток нагляднее всего можно наблюдать на результатах выборов президента. Первая кампания показывала данную ситуацию как нельзя красноречиво. Галичина - за Черновола, и остальная часть страны - за Кравчука. Следующие выборы уже проходили по линии: Западная Украина vs остальная часть страны. Первая голосовала за Кравчука, вторая - за Кучму. Апогеем разделения стала кампания 2004 года, разделившая страну пополам условно по Днепру. Ну а последние выборы 2014 года продемонстрировали единство нации в вопросе внешнеполитических ориентиров, несмотря на конфессиональное разделение. 

Из этого мы можем сделать вывод, что несмотря на колоссальное влияние религии на политические взгляды населения, его можно преодолеть, что и сделала Украина. Описанная выше тенденция показала, как наше общество преодолело политическое влияние и противопоставило “Русскому миру” европейский выбор.

Однако, этим не ограничивается влияние России. Так, в недавнем опросе американской компании Pew Research Centre приводятся интересные данные относительно влияния Москвы на страны в регионе по религиозной линии. Так, в среднем 66% населения православных стран считают, что Россия доджна противостоять Западу. Лидерами тут выступают страны из российской орбиты – кроме самой РФ - Армения, Сербия, Беларусь. Более ¾ граждан данных государств отводят роль лидера России в противостоянии с Западом. Не может не радовать, что в Украине таких граждан всего 22 %. Для воюющей страны это, конечно же, много, но не критично. И тут Украина действительно стоит особняком, поскольку у ближайшей по рейтингу Румынии таких граждан аж 52%. Более того, показатели Украины наиболее низкие в регионе, даже поляки и литовцы относятся к лидирующей роли России мягче. Это может свидетельствовать о необратимых процессах в рамках так называемой концепции «братских народов». Ведь если даже в рамках глобальных, мировоззренческих вопросов украинцы бескомпромиссно относятся к России, то вряд ли можно говорить о какой-либо общности или взаимопонимании.

Следует отметить, что и сама Россия старается выглядеть привлекательной для жителей данного региона. Власти РФ последовательно критикуют западный либеральный мир, позиционируя себя в качестве хранителей традиционных ценностей. Подобная риторика привлекает как представителей религиозных институций, которые зачастую являются самой консервативной частью общества, так и население, не искушенное высокими стандартами соблюдения прав человека. Граждане этих стран пока еще не готовы принять стандарты развитых стран в отношении секуляризма и гендерной тематики. Москва постоянно разыгрывает карту сексуальных меньшинств и науськивает консервативные элементы в странах региона против этого, обеспечивая себе репутацию единственного защитника традиционной морали. Этим и объясняется столь высокий уровень поддержки РФ в регионе. К счастью, украинцы научились распознавать подобные манипуляции Кремля, и больше не доверяют им.

Также весьма популярным является убеждение, что Россия обязана защищать православных. Во всех странах региона более половины населения поддерживают этот тезис, и только в Украине этот показатель меньше. Весьма пугающе выглядит показатель 38% граждан нашей страны, которые считают, что Москва обязана защищать православных за ее пределами. Печально, что часть наших граждан поддалось пропаганде данного принципа, который последовательно отстаивает Россия и РПЦ.

Достаточно высоким сохраняется авторитет патриарха РПЦ Кирилла. Его считают лидером всех православных граждане России, Эстонии, Латвии, Беларуси и Молдовы. Опять же показательно, что глава РПЦ в Украине пользуется поддержкой только 13% украинцев. Эти цифры подтверждаются и опросом, который в мае провел Центр Разумкова. Согласно результатам исследования, всего 14,8 % украинцев доверяет патриарху Кириллу. Подобное сходство в независимых друг от друга исследованиях свидетельствует о том, что конкретные его результаты весьма близки к реальному положению дел.

В лидерах по антироссийским и прозападным настроениям в регионе - Украина и Литва (по 40% пунктов), а также Эстония (38) и Польша (37). Наиболее антизападными и пророссийскими являются Беларусь (20), Сербия (19) и Армения (17). Интересно, что только граждане трех стран региона не считают демократию лучшей формой правления, среди них Россия, Молдова и Сербия.

Показательным также является опрос по отношению к распаду СССР. Как известно, президент РФ Владимир Путин считает данное событие «наибольшей геополитической катастрофой ХХ века» и всячески пытается ее исправить. Наибольшими антогонистами союза, из числа его бывших членов, являются страны Балтии. Примечательно, что к данным странам примкнула и Украина. Теперь наша страна также находится в символическом клубе, где противников коммунистической империи больше, чем ее сторонников (47% против 34%). Больше всего за "государством с колбасой по 2,20" ностальгируют в Армении (79 против 15), России (69 против 17) и Молдове (70 против 18). Также любители СССР показывают положительное отношение к Сталину в сравнении с Горбачевым, при котором советы окончательно пали. Сталина поддерживают больше в России, Армении, Молдове, Сербии и Грузии. Остальные страны региона склонны более позитивно относиться к президенту СССР. 

Выводы

Анализируя религиозную ситуацию в регионе, а также данные социологических опросов, мы можем описать несколько знаковых тенденций. В данном регионе есть два лагеря стран: пророссийские и прозападные. Примечательно, что не всегда религиозная ситуация совпадает с политической. Ярчайшим примером тут выступает Украина. Наша страна является лидером в кругу православных стран по невосприятию ведущей роли России. К сожалению, в указанном нами исследовании опрос не проводился в Черногории. Можно предположить, что на фоне конфликта между Подгорицей и Москвой, жители данной страны не охотно будут поддерживать Кремль. Весьма предсказуемым выглядит и поддержка РФ Сербией, поскольку Москва была единственным адвокатом Сербии в балканских конфликтах. Вызывает беспокойство весьма пророссийские настроения жителей соседней Молдовы, особенно в контексте публичных заявлений президента Игоря Додона. В основном, лидирующая роль России обеспечивается за счет консерватизма и православия.

Если решить проблему разделения православия в Украине, можно будет освободить украинских православных из-под влияния Москвы (а это около 35-40% всех ее православных церквей). Таким образом, мы сможем изменить баланс сил на межправославной арене и сместить Россию с позиции лидера. В новых условиях появится возможность ограничить влияние Кремля в регионе, что ускорит движение стран региона на пути в семью развитых европейских государств.  

 Остап Сидоренко

QHA