КИЕВ (QHA) -

«Мы их сделаем лучше, мы их сделаем чище…»

Похоже на то, что широко разрекламированная люстрация разлетается, как осколки зеркала Снежной королевы. Еще весной революционный пыл масс, настроенных на очищение власти, охладил вывод Венецианской комиссии, а на прошлой неделе точку в процессе мог бы поставить Конституционный суд, но пока поставил лишь запятую.

Отчего у наших конституционалистов изменились знаки препинания - расскажем чуть ниже, а  для начала отметим, что причина целиком реальной перспективы бесславного завершения «оптовой люстрации», по мнению многих аналитиков, кроется как в непрофессионализме власти нынешней, так и из-за яростного сопротивления переменам представителей власти предыдущей.

Чтоб более рельефно ощутить нынешний конфликт интересов, полезно вспомнить 2014-й год. Тогда, как помним, в центре и в регионах явочным порядком осуществлялась так называемая «мусорная люстрация», когда фигуры наиболее одиозных противников перемен, не успевших улететь в Россию или вскочить в служебное авто, перемещалось в контейнеры для мусора.

Поскольку Украина - все же правовое государство, подобный энтузиазм масс (с тезисом: "Так жить нельзя!") явно нуждался в юридическом оформлении.

Уже в октябре 2014-го президентом был подписан Закон Украины «Об очищении власти (о люстрации)», разработчиками которого выступали Егор Соболев, Игорь Алексеев и Леонид Емец. 

Для справки.

Закон определяет очищение власти (люстрацию) как установленный им (законом) или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (состоять на службе), кроме выборных должностей, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Закон, в частности, применяется к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года высшую руководящую должность (должности) в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, а также в отношении тех государственных должностных лиц, которые занимали должность (должности) в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были уволены в этот период с соответствующей должности (должностей) по собственному желанию.

Эти люди не смогут работать в органах государственной власти в течение ближайших 10 лет.

Информация, опубликованная на сайте Минюста, говорит, что с момента действия закона об очищении власти было люстрированно 925 чиновников всех рангов. Но это - приблизительно половина всех госслужащих.

Как говорится, не густо. Хотя, сейчас, в связи с намеченной люстрацией представителей судебной ветви власти, есть перспектива, что эта цифра существенно возрастет.  

Венецианцы озабочены. Но не только они…

Вместе с тем, весной в интервью для украинского телевидения президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио сообщил, что комиссия изучила закон о люстрации в Украине и утверждает, что процедура люстрации возможна, несмотря на ее политический характер, но при условии, что она соответствует Конституции и европейским стандартам в сфере верховенства права и соблюдения прав человека.

- Мы также решили предложить важные поправки к закону относительно, например, факта, что вина должна быть доказана, а не предполагаться только на основе принадлежности к определенной категории государственных служащих. Все гарантии справедливого правосудия должны соблюдаться. Также люстрация судей должна проводиться на основе другого закона - о восстановлении доверия к юстиции, а не закона о люстрации,- добавил он.

Выяснилось, что «венецианцы» предложили конкретные поправки к закону. Тогда же министр юстиции Украины Павел Петренко согласился прислать новый вариант закона с поправками Венецианской комиссии, но, вероятнее всего, он пришлет их уже после того, как исправленный законопроект рассмотрят депутаты.  

Если закон не отменяется и в него не вносятся поправки, он считается действующим, даже если внешне он выглядит излишне неуклюжим, популистским и не слишком демократичным.

Избавить его от вышеназванных качеств может Конституционный Суд Украины, но только если в него обратятся с запросом по соответствию этого закона, скажем, президент, председатель Верховного Суда Украины и более 50-ти законодателей.

Этим правом две последние институции и воспользовались еще в прошлом году, но КСУ все время откладывал рассмотрение столь резонансного вопроса.

- Если Конституционный суд отменит люстрацию, это будет бомбой. Уже уволенные по закону об очищении власти через суды восстановятся на своих должностях. Вся старая гвардия Януковича возвратится - именно так эмоционально прокомментировала для журналистов возможные последствия для страны решения КСУ главный люстратор Минюста Татьяна Козаченко.

А судьи - Who?     

О том, как важна незаангажированность Конституционного суда, было ярко продемонстрировано в 2010-м году, когда КСУ одним своим вердиктом практически отменил в стране действие политреформы 2004 года и вернул только что избранному президенту Януковичу полномочия Конституции 1996-го года.

Каждый из руководителей украинского государства стремился подкорректировать Конституцию под себя. В борьбу за полномочия были вовлечены все ветви власти и заложниками этих правовых баталий политиков и госчиновников не раз становились судьи КСУ.

- Поэтому наряду с гарантиями (в том числе, и социального характера) в новый закон должны быть включены и положения о персональной ответственности судей КСУ, - предложил правовед Анатолий Колодий.

Между прочим, согласно люстрационной политике последних лет, каждое ведомство на официальном портале обязано размещать информацию об увольнении из своих рядов лиц, подпадающих под сокращение, в связи с требованиями  законодательства об очищения власти.

Не избежал этой участи и Конституционный Суд Украины, проинформировавший общественность о том, что с его недр с подобным «волчьим билетом» был изгнан один из судей КСУ - Кирилл Гашицкий.

Тем временем, общественность и демократически настроенные политики требуют поддать люстрации еще семерых судей КСУ, поддержавших в 2010-м году волюнтаристское решение об увеличении полномочий Януковичу, вопреки избранию его по мандату главы государства парламентско-президентской республики.

А о том, что у подавших запрос в КСУ на люстрацию есть шансы на успех, свидетельствуют не только рекомендации Венецианской комиссии (привести текст закона в соответствие с европейскими нормами демократии и прав человека), но и утечка информации из стен КСУ о том, что судьи были настроены признать неконституционными наши люстрационные законы.

Когда мне удалось побывать в стенах Конституционного суда (на научном семинаре конституционалистов) два знакомых судьи КСУ отказались как-либо комментировать этот конфликт, ссылаясь на требования законодательства о недопущении публичного обсуждения дел, находящихся на их рассмотрении.

Напомним, что спикер ВРУ Андрей Парубий пообещал в прошлый четверг пересмотреть редакцию закона об очищении власти, приведя ее до нужной европейцам кондиции, но также проанонсировал наличие в законе положений о необходимости люстрации самих судей КСУ.

Из-за «слива инфы» с первого ведомства власти и отсутствия кворума в "футбольный день", во втором оба решения зависли. Таким образом, стороны взяли тайм-аут, и споры из коридоров власти перешли в павильоны телевизионных ток-шоу.

Ну а о том, как все перипетии с процессом люстрации оценивают известные политики, чиновники и эксперты – мы расскажем во второй части тематического обозрения.

Александр Воронин

ФОТО: интернет

QHA