КИЕВ (QHA) -

Несмотря на увеличение роли гражданского общества в политике и повышение прозрачности власти, одной из главных проблем Украины остается слишком большое влияние олигархов на украинские органы госвласти, особенно на Верховную Раду. Тогда как одной из основ эффективного демократического общества является отсутствие или минимальный уровень политической коррупции и четкое разграничение интересов бизнеса и власти, по идее выражающей интересы всего общества. При этом полное отсутствие каналов коммуникации между ними тоже не есть хорошо, ведь взаимовыгодное сотрудничество никто не отменял.

В мире давно придуманы способы ограничить влияние олигархов на политику. Во-первых это внедрение института лоббирования, который позволяет бизнесу открыто доносить власти информацию о своих потребностях и интересах. С этим в Украине всё плохо. Идея пребывает только на этапе обсуждения.

Второй же инструмент – финансирование политических партий из государственного бюджета, и одновременно жесткий контроль над их расходами и доходами.

Соответвующий закон был принят в октябре прошлого года. Он предусматривает право политических партий на бюджетное финансирование, если в последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов они набрали не менее 2% голосов избирателей. Решение о предоставлении партии госфинансирования принимается Национальным агентством по противодействию коррупции. При этом предусмотрено право партий подать заявление об отказе от бюджетного финансирования, которым на сегодня воспользовался только Оппозиционный блок.

Естественно, такими мерами не удастся добиться результатов, ведь политические проекты никуда не денутся, но в среднесрочной перспективе создаются условия для роста партий со своей собственной идеологией, для которых следование ей важнее поддержки олигархов.

24 ноября в парламент был внесен законопроект, который направлен на изменение некоторых положений закона о политических партиях в Украине и угрожает уничтожить саму идею создания независимых и неподконтрольных политических партий.

Целью законопроекта декларируется усовершенствование процедуры финансирования политических партий. Однако в комментарии для QHA руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко выразила сомнение в благих намерениях его инициатора - народного депутата Руслана Князевича:

- В пояснительной записке указано, что это делается с целью усовершенствования порядка финансирования политических партий, но на наш взгляд это совсем не так и закон совершенствует только, скажем так, единое положение.  

Он не уточняет, а наоборот набрасывает тень на то, куда партии могут тратить деньги, полученные из государственного финансирования. На сегодня это парламентские политические партии, кроме Оппозиционного блока, который отказался от финансирования, имея, тем не менее, на это право. Раньше было четко указано, что они не могут использоваться во время предвыборной агитации, так как это - не цель государственного финансирования. Напомню, что финансирование политических партий внедрялось с целью их институциональной поддержки и ни в коем случае не может быть использовано на агитацию, которая очень дорого стоит. Налогоплательщики не должны это финансировать.

Как отметила эксперт, новый законопроект может стать одним из «пряников» для Оппозиционного блока в случае, если коалиции не будет хватать голосов для прохождения того или иного решения в Раде.

- В законопроекте заложены основы для политического подкупа Оппозиционного блока, вероятно, чтобы получить голоса оппозиционеров в случае их нехватки у коалиции. Если его примут, то Оппозиционный блок не будет проходить внешний независимый финансовый аудит отчетности о своем имуществе и доходах.

Почему? Если до этого в законе было написано, что такую отчетность проходят партии, которые получили государственное финансирование или были субъектами избирательного процесса, то изменения предлагают изменить это положение на и, то есть: «были субъектами избирательного процесса и получили государственное финансирование». Мы знаем, что Оппоблок отказался от государственной поддержки, что и будет соответственным образом толковаться, так что он не будет обязан проходить аудит. А именно на аудит возлагаются самые большие надежды как на инструмент контроля за деятельностью партий.

Кроме того, законопроект практически сводит на нет преимущества тех партий, которые соблюдают гендерные квоты в своих списках.

- Эти изменения уменьшают значение гендерной политики. Сегодня за соблюдение гендерной квоты дополнительные деньги получила Самопомич. Каким образом? Если у них в списке во время выборов было более одной трети людей одного пола, то есть женщин, они получают 10% суммы, выделенной госбюджетом на партии. Таким образом, изначально, из всего бюджета на партии выделялось 10%, а уже то, что осталось распределялось между всеми партиями, пропорционально к количеству голосов, которые они получили на выборах, 

Теперь же предлагается, чтобы эти 10% определялись от доли, которая уже выделена политической партии. Это совсем другие деньги. Кроме того, там есть привязка не к результатам выборов, а к моменту, когда НАПК принимает решение о выделении этих средств. Это означает, что, например, если из Самопомочи вышли женщины и их, скажем, переманила другая фракция, то уже она имеет право на эти деньги, что тоже не является правильным направлением движения, так как именно на момент выборов партия формирует список и отвечает за его состав, - сказала Юлия Кириченко.

Несмотря на то, что народные депутаты в лучшем случае рассмотрят законопроект на следующей сессии, есть все основания считать, что через комитет он пройдет достаточно быстро, ведь инициировал его сам глава комитета по правовой политике и правосудию Руслан Князевич. Таким образом создается реальная угроза того, что политические партии в Украине и дальше будут оставаться марионеточными проектами в руках олигархов, заботящихся только о собственной выгоде и попирающих интересы народа.

QHA