КИЕВ (QHA) -

Сам статус парламентских слушаний, как организационной формы обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства, предусматривает именно трехстороннее участие: должностных лиц, экспертов и общественности.

Тем более, предусмотрено, что и на законодательном уровне проверка выполнения намеченных пунктов датируется началом 2018-го года.

Среди прочего, намеченные к исполнению в зале Верховной Рады мероприятия должны настроить органы власти, как минимум, хотя бы на попытку доказать «городу и миру» о серьезности намерений вернуть Крым в состав Украины.

Впрочем, главнее, конечно, вернуть беженцам родину, а поруганному полуострову - легитимный международный статус, который возможен лишь в составе украинского государства.

Напомним, что 17 февраля этого же года в стенах Верховной Рады также проходили парламентские слушания со схожей  повесткой: «Состояние соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Украины и на территории, неконтролируемой украинской властью в зоне проведения антитеррористической операции».

Учитывая, что донбасская статистика по переселенцам явно выше крымской, большинство вопросов касались зоны проведения АТО, и людей, эвакуированных оттуда, но все же значительная часть рассмотренных вопросов имела универсальный характер.

Но если тогда больше говорили о тактике – как людям выживать на материковой Украине, то сейчас - о стратегии возвращения аннексированного полуострова.

Напомним, что и те, и эти слушания проходили под председательством вице-спикера ВРУ Ирины Сыроед, которая отметила:

- Вопрос оккупированных территорий Донбасса и Крыма ни в коем случае нельзя разделять, так как Украина не должна забывать, что помимо тех территорий, на которых сейчас ведутся боевые действия, она также должна беспокоиться о деоккупации Крыма.

Желающие ознакомиться с утвержденными Постановлением парламента рекомендациями по тем февральским слушаниям- могут ознакомиться с ними тут или тут.

Как своеобразную организационную репетицию к нынешней тематической дискуссии, можно рассматривать и предыдущие комитетские слушания.

Напомним, что прошли они в мае 2015-го года на базе профильного комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления.

В этой связи можно провести параллель с парламентскими слушаниями в Конгрессе США, где в такой форме общественного обсуждения и общественного участия в законодательном процессе практикуется сбор сведений парламентом именно на ранних стадиях разработки законопроекта.

Секретарь комитета Алексей Гончаренко выложил рекомендации тех слушаний в Сети и теперь можно сравнить: что из намеченного тогда актуально до сих пор?

Кое-что удалось сделать, но спустя год большинство мероприятий благополучно перекочевало в текст рекомендаций последних слушаний.

Во-первых, открытым остался вопрос о предоставлении крымским татарам статуса коренного народа Украины. Не ликвидирован специальный статус Севастополя и не отменен печально известный закон «О создании свободной экономической зоны «Крым», усложняющий жизнь простых крымчан.

Вопрос о рассмотрении нашими законодателями новой редакции Конституции АРК, скорее всего, будет рассматриваться в общей канве работы комиссии по конституционной реформе.

Впрочем, по примеру недавних изменений Основного закона при рассмотрении вопроса судоустройства, тут тоже может стоило бы поторопиться? Хотя бы для того, чтобы (по предложению некоторых экспертов) избрать на материковой территории Украины новый состав крымского парламента (вместо распущенного) уже по намеченному Конституцией Украины ориентиру их полномочий.

Рекомендации нынешних слушаний сейчас, перед утверждением их парламентским Постановлением, проходят окончательную доработку. Их немало, но с теми из них, которые предлагают проявить законодательную инициативу от центральных органов украинской власти по крымскому вопросу, мы знакомим уже сегодня.

Отметим, что в рекомендациях слушаний и в аналитических материалах, подготовленных профильным комитетом, содержится немало дельных предложений для многих органов центральной власти и местного самоуправления. QHA намерено постоянно мониторить ход их реализации и приглашает экспертов к совместному анализу возникших на этом пути проблем.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, интернет.

QHA