КИЕВ (QHA) -

«Нам в целом удалось сделать то, что намечали год назад…»

Отчет правительства Владимира Гройсмана перед парламентом запланирован на Страстную пятницу. Но значительная часть наблюдателей прогнозирует перенос процедуры на май: 14 апреля «час правительства» в сессионном зале парламента, возможно, и состоится, но вряд ли в его формат удастся втиснуть полноценный отчет премьера за целый год работы.

К тому же есть опасение, что в этот предпраздничный день в зале элементарно может не набраться кворум из половины списочного состава Рады. Не случайно на прошлой пленарной неделе оставшиеся до конца рассмотрения повестки дня три десятка самых «стойких оловянных солдатиков» из разных фракций то ли в шутку, то ли всерьез предложили создать межфракционное объединение «Пятница», включающее в себя наиболее дисциплинированных законодателей. Главная цель инициативы — добиться от своих коллег кворума не только в пятницу, но и на каждом сессионном заседании.

 

А вот во время встречи премьера с прессой журналистский кворум был. По новейшей моде, прежде чем приступить к ответам на вопросы, собравшимся продемонстрировали несколько слайдов с инфографикой, комментируя которые, Владимир Гройсман констатировал:

— Несмотря на объективные трудности, правительству в целом удалось сделать, то, что оно намечало год назад. Правительство в течение года своей работы выполнило то, что обещало стабилизировало экономическую ситуацию, возобновило экономический рост и начало капитальный ремонт страны.

В качестве факультатива премьер прокомментировал несколько гипотетических графиков, которые, по идее, должны были наглядно продемонстрировать журналистам, где бы мы были сейчас, если бы начали радикальные реформы в стране десять лет тому назад, когда условия для этого были наиболее благоприятными.

Вероятно, этим приемом — «что было бы, если бы…» действующий премьер хотел напомнить о том, что после Оранжевой революции его предшественники в премьерском кресле в 2005-2008 годах  Юлия Тимошенко, Юрий Ехануров и тот же Виктор Янукович — промотали уникальный шанс: до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 года осуществить необходимые перемены.

Однако история не терпит сослагательного наклонения, к тому же мировой опыт свидетельствует, что к реформам власть приступает не тогда, когда есть траектория роста, а наоборот, когда кризис вынуждает ее к этому, когда альтернативы радикальным изменениям, часто не очень популярным в обществе, просто нет.

Премьер напомнил, при каких обстоятельствах обновилось руководство Кабмина уже после второго Майдана:

— Мы пришли на фоне политического и, как следствие, экономического кризиса. Для нас было главной задачей сделать все от нас зависящее, чтобы стабилизировать национальную экономику и перейти к росту. Нам удалось это сделать в 2016 году, подчеркнул он.

По результатам 2016 года украинская экономика выросла на 2,3%, средняя номинальная заработная плата увеличилась на 35,4%, местные бюджеты стали богаче на 50%, а в этом году ожидается их рост еще на 25%. Урожай зерновых составил 66 млн тонн, а экспорт продукции — 15,5 млрд долларов.

Благодаря электронной системе публичных закупок ProZorro сэкономлено 8 млрд грн. 150 млн грн выделено на ангиографическое оборудование для больниц, что позволит спасать жизни трем тысячам украинцев ежегодно.

В отчетных материалах Кабмина среди прочего отмечается, что правительство обещало возродить национальную экономику, и в минувшем году она выросла на 2,3% после двух лет падения. Также в актив деятельности правительства записано повышение соцстандартов на 16% и минимальной заработной платы вдвое, повышение зарплат учителей и врачей на 50% и 30% соответственно.

Среди других своих заслуг в Кабмине отметили снижение количества таможенных оформлений по принципу «единого окна», отмену устаревших нормативных актов, которые усложняли жизнь предпринимателям, выплату компенсации на оплату коммунальных услуг и энергомодернизацию жилья, проведение реформы децентрализации и поддержку регионального развития, а также нововведения при закупке лекарств.

Еще одним позитивным моментом в деятельности правительства признано выделение 380 млн грн на строительство «Охматдета», открытие нового корпуса больницы запланировано на 2018 год.

Что же предусмотрено Кабинетом министров в этом году? В бюджете-2017 аккумулировано 9 млрд грн на поддержку регионального развития, что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. На ремонт дорог выделено втрое больше средств — 30 млрд грн. Дополнительная дотация на содержание учреждений образования и здравоохранения выросла на 14,9 млрд грн.

А каковы макроэкономические перспективы текущего года? Дефицит бюджета сокращен до 3% по сравнению с 3,75% в 2016 году. Прогнозируемая инфляция — 8,1% против 12% в бюджете-2016. Благодаря системным изменениям и детенизации работы таможни в бюджет дополнительно привлечено 18 млрд грн.

Впрочем, скептики утверждают, что какого-либо существенного роста экономики нет, поскольку отчеты и планы Кабмина представлены в национальной валюте, а если бы вместо гривни проводить сравнения в долларах, то мы по-прежнему получили бы пресловутую «стабилизацию», но пока еще не прорыв.

 

Реалисты же, такие как Александр Палий, просят учитывать и военный фактор:

 Россия фактически нам откусила 20% промышленности, и вся экономика на Донбассе полетела вниз. И то, что мы в условиях разорванных связей, несмотря на разрезанные возможности для кооперации, имеем рост ВВП в 2,3% это очень хорошо, потому что каждая десятая процента роста в этих условиях это чудо. И я вижу в этом и заслугу правительства. В том, что идут дерегуляционные изменения, в том, что «подвигается» коррупционное бремя. Оно не вычищено, но облегчено.

Пять приоритетов от Кабмина — на 14 страницах

Психологи утверждают, что мозг среднестатистического человека не в состоянии воспринимать более десятка различных заданий. Отсюда, наверное, и тяга власти к «оцифровке» аналоговых задач для своих подданных.

И как следствие этого правила — как в эпоху мобилизационного диктата, так и в новые времена публичной политической конкуренции  элите в области государственного и партийного менеджмента было свойственно облекать хозяйственные планы страны и предвыборные платформы в запоминающиеся цифровые лозунги.

И хотя былые пропагандистские кампании и почины — «Пятилетку в три года!», «Десять ударов товарища Сталина»  как говорится, давно почили в бозе, оставшись лишь в исторической хронике, но им на смену пришли новые алгебраические предвыборные слоганы.

 

Достаточно вспомнить хотя бы три П от Партии промышленников и предпринимателей (профессионализм, патриотизм, порядочность) или четыре Д (декоммунизация, деолигархизация, демонополизация, дерегуляция) от президента Порошенко.

В начале года в одном из парламентских помещений состоялся круглый стол на тему «Восемь государственнических приоритетов для Украины». В мероприятии приняли участие народные депутаты, представители центральных органов исполнительной власти, эксперты, ученые, представители международных организаций.

Председатель правления Института общественно-экономических исследований Анатолий Максюта в своем вступительном слове тогда отметил, что целью круглого стола является определение приоритетных направлений государственной политики для страны и создание диалоговых платформ.

— На основе анализа тенденций реализации государственной политики за последние годы ИОЭИ выявил ряд системных проблем, требующих внедрения эффективного алгоритма решения по восьми направлениям, отметил докладчик.

Тогда же были заслушаны доклады экспертов на темы:

1. Внешняя политика как фактор национальной безопасности

2. Эффективное управление через изменения в системе принятия решений

3. Ускорение экономического развития

4. Эффективные публичные финансы и фискальная прозрачность

5. Региональная политика, ориентированная на развитие

6. Справедливая социальная политика

7. Модернизация строительства и новая жилищная политика: качество и безопасность

8. Энергетическая безопасность: независимость и эффективность

Восемь наказов власти от неравнодушного экспертного содружества были переданы в Кабмин. Неизвестно, использовали ли наработки общественности правительственные чиновники, но сейчас на выходе мы имеем пять приоритетов правительства, которые были презентованы и утверждены как руководство к действию, в качестве «Среднесрочного плана действий до 2020 года» на заседании Кабмина 3 апреля. На встрече с прессой глава правительства напомнил их.

А еще раньше пятерку задач исполнительной власти Владимир Гройсман озвучил во время II Украинского форума бизнеса:

— Пять ключевых реформ, которые правительство запланировало провести в 2017 году, пенсионная, земельная, реформы здравоохранения, образования и публичная приватизация приведут Украину на путь устойчивого экономического роста.

Отметим, что не все восприняли план Гройсмана, как говорится, на ура. Философа Сергея Дацюка не устраивает методология плана, поскольку он считает:

— Развитие Украины не там, где присутствуют цифры экономического роста или политические рейтинги, а там, где участвуют новые организационные формы.

Игоря Тышкевича, публициста и эксперта Украинского института будущего, удивила лаконичность документа.

На страницах «Хвыли» автор напоминает читателям, что среднесрочный план развития Индонезийской республики содержит 96 страниц убористого текста. Наши соседи при разработки аналогичных планов тоже проявили дотошность: у поляков такой документ включает 294 страницы, у россиян  121, у белорусов 50.

 В Украине — 14 страниц, точнее, 12 содержательных слайдов презентации, первый слайд — титульный, последний — «дякую за увагу» и рукопожатие из стандартного клипарта, недоумевает Тышкевич.

Цифры, сроки, ресурсы и исполнители указываются в планах и в либеральных обществах, и в странах с давними рыночными традициями. Подобное индикативное планирование необходимо хотя бы для того, чтобы усилить политическую ответственность власти за свои предвыборные обещания.

 

Но эффективность власти определяется не только ответственностью, но и преемственностью курса. У нас же зачастую каждый новый руководитель (президент, премьер, министр) начинает свою деятельность словно с чистого листа, перечеркивая все наработки предшественников. Мол, наша команда будет отвечать только за свою работу.

В этом плане немного отрезвляют наши обязательства по реформированию перед Советом Европы и Европейским Союзом, которые подразумевает ориентацию на государственные институты, а не на политические персоналии.

Кстати, как отметил политолог Владимир Фесенко, к достоинствам кабинета Гройсмана можно отнести и тот факт, что он не отрекается от наработок правительства Яценюка. Тем самым едва ли не впервые была публично продемонстрирована приверженность упомянутому выше принципу преемственности в проведении курса реформ.

Что кроется за деталями «ремонта страны»?

Впрочем, цифры, графики, диаграммы — это наглядность, а готовность власти их воплощать очевиднее проявляется в развернутых ответах ее представителей на вопросы журналистов, порой весьма острые.

Приведем несколько лаконичных ответов премьера на вопросы представителей СМИ:

— Единственное, что нам нужно,  это поддержка парламента.

— Социальные выплаты не повлияют на макроэкономическую стабильность.

— Нам необходимо ускорить создание нормального рынка газа.

— Мы правовое государство, и все должны придерживаться закона.

— Никогда маршрутки не заменят муниципальный транспорт.

— Бойкот ОРДЛО  это была качественная спецоперация РФ.

— Уже 501-й день, как мы не получаем ни кубометра российского газа.

— В 2008-м Тимошенко сама выступала за продажу земли, но по другим принципам.

— Приватизация — мощный антикоррупционный шаг.

Расшифруем последний тезис премьера, тем более что на днях глава Фонда госимущества Игорь Билоус заявил о своем желании покинуть пост.

 

Выяснилось, что Кабинет министров планирует проведение открытой конкурентной продажи более чем 3,5 тысячи государственных предприятий, которые, по словам Владимира Гройсмана, являются неэффективными, служат очагами коррупции и работают в интересах тех, кто ими управляет на разных уровнях. Но где гарантия, что новые хозяева будут честными?

— Раз кто-то решился на участие в процессе приватизации, значит, у него есть бизнес-идея и определенный ресурс для ее реализации. Но приватизация должна быть прозрачной и конкурентной. И тогда победитель конкурса будет не резать приобретенное на металлолом, а модернизировать производство, отметил руководитель Кабмина.

При этом он рассчитывает на быстрое принятие Верховной Радой пакета законов для начала масштабной приватизации и считает возможным эффективную продажу Одесского припортового завода, но уже с новым руководством Фонда госимущества:

— Хотел бы, чтобы пакет законов мы приняли еще на этой сессии и могли бы сразу перейти к большой масштабной продаже имущества, которое неэффективно используется государством, — сказал Владимир Гройсман.

На вопрос нашего турецкого коллеги, намерена ли Украина присоединиться к инициативе Росавиации, которая хочет отказаться от чартерных рейсов в Турцию, премьер ответил прямо:

— Не знаю, что там чудит Росавиация. Мы будем углублять сотрудничество с Турцией по самому широкому спектру вопросов. Во многом наши страны самодостаточны, но от совместной кооперации выиграют обе страны.

А еще глава правительства сообщил, что Кабмин в ближайшее время выйдет с предложениями и реальными расчетами относительно проведения справедливой пенсионной реформы, что в среднесрочной перспективе обеспечит бездефицитность пенсионной системы.

В ходе отчета Гройсман отметил, что предложил Верховной Раде отменить налогообложение пенсий с 1 октября 2017 года, подчеркнув, что это станет возможным в случае принятия парламентом пенсионной реформы:

— При поддержке парламента мы повысим пенсии девяти миллионам пенсионеров.

Гройсман заверил, что правительственный вариант пенсионной реформы не предусматривает повышения пенсионного возраста, а включает другие меры, которые позволят построить справедливую бездефицитную систему.

 

Среди других предпринятых правительством шагов уже сделано или намечено:

- в 2017 году фактически создан государственный дорожный фонд, который полностью заработает в 2018 году. На ремонт дорог выделено 30 млрд грн;

- установлена единая цена на газ;

- в 2017 году правительство планирует провести медицинскую реформу, которая обеспечит предоставление гражданам качественной медицинской помощи;

- с 1 апреля введена правительственная программа «Доступные лекарства». В бюджете предусмотрено 500 млн грн на возмещение стоимости некоторых лекарственных средств;

- отменено 460 устаревших нормативных актов, введена онлайн-регистрация бизнеса;

- реформируется налоговое и таможенное администрирование, чтобы обуздать коррупцию;

- осуществлена бюджетная децентрализация. Происходит образование объединенных территориальных общин, реформа региональных систем здравоохранения и образования. Осуществляется реформа исполнительных органов власти, внедрение е-управления на местах.

 

 

Отвечая на вопрос журналиста об «отжатой» боевиками на Донбассе украинской собственности, премьер напомнил, что кроме Донбасса есть еще и аннексированный Крым. При это он выразил уверенность:

— Все украденные на временно оккупированных территориях украинские промышленные активы будут возвращены, даже если для этого понадобится время, ряд решений и приложение значительных усилий.

Он подчеркнул, что с юридической точки зрения возврат предприятий и недр это вопрос Совета национальной безопасности и обороны Украины:

— И я понимаю, что это (возврат активов) не состоится завтра. Но я точно знаю: как Германия в свое время выплачивала компенсации, так и Россия будет выплачивать деньги тем странам, которым она наносит ущерб, подытожил Владимир Гройсман.

В конце материала отметим: большинство экспертов считает, что Владимиру Гройсману удастся удержаться в премьерском кресле. Но, возможно, в мае произойдут некоторые ротации в составе правительства, в том числе и в качестве бонус-квоты тем фракциям и депутатским группам парламента, которые присоединятся к коалиции в деле поддержки курса Кабмина.

Александр Воронин

ФОТО: интернет

QHA