АНКАРА (QHA) -

9-10 марта 2016 года состоялся визит Президента Украины Петра Порошенко в Турецкую Республику. В формате данного визита состоялся ряд стратегически важных встреч украинского лидера с высшим политическим руководством Турецкой Республики, в частности с Президентом страны Реджепом Тайип Эрдоганом, а также Премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу.

- Мы с турецкими коллегами обсудили весь комплекс двусторонних вопросов, причем подчеркиваю, что особое внимание было уделено вопросам безопасности, обороны, современным вызовам как национальной безопасности Украины и Турции, так и международной безопасности в целом, которые происходят, в том числе, от агрессивной политики России, - было отмечено Президентом Украины Петром Порошенко.

Сторонами было акцентировано внимание на необходимости усиления двустороннего украинско-турецкого сотрудничества, координации и развития договорной базы в сфере безопасности и обороны в условиях российской агрессии, стремлений Москвы навязать свои сценарии Украине, Сирии, «принудить к миру» на своих условиях, которые, как отметил Петр Порошенко, могут принести «что угодно, но не мир».

По итогам переговоров, президенты Украины и Турции подписали совместную Декларацию об углублении стратегического партнерства между Украиной и Турецкой Республикой.

По мнению многих экспертов, подписание политическими лидерами Украины и Турции данного стратегического документа позволит создать действенные механизмы по защите национальных суверенитетов и территориальной целостности двух стран в условиях потенциальной военной угрозы со стороны Российской Федерации.

 

Анализ основных угроз национальной безопасности Украины и Турецкой Республики, связанных с агрессивной политикой Российской Федерации

В современных геополитических реалиях, потенциальной угрозой национальной безопасности Украины и Турецкой Республики является деятельность Российской Федерации, которая грубо нарушает основополагающие принципы и нормы международного права.

Речь идёт, прежде всего, о грубейших нарушениях российской стороной концептуальных принципов и основ международного права, таких как принцип уважения к территориальной целостности и суверенитета государства и мирного (бесконфликтного) разрешения международных споров, утвёржденных 1 августа 1975 года Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 

Так, с февраля 2014 года и по настоящее время Украина подвергается агрессии со стороны Российской Федерации – страны-гаранта украинского суверенитета и территориальной целостности, одного из подписантов Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, г. Будапешт.

В результате непрекращающейся российской военной агрессии на суверенную территорию Украины, Россией незаконно аннексированы два украинских региона: Автономная Республика Крым и г. Севастополь.

Особое беспокойство у мировой общественности вызывает информация о намерениях Кремля разместить на Крымском полуострове ядерное оружие.

С апреля 2014 года и по сегодняшний день продолжается военная агрессия России на Донбассе. При активной военно-технической, финансовой, ресурсной и материально-технической поддержке российской стороной незаконных вооружённых формирований, действующих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, продолжают гибнуть мирные граждане и украинские военнослужащие, разрушаться жилища, а также инфраструктурные объекты.

По оценкам Украины, постоянное военное присутствие регулярных военных формирований России на украинской территории составляет 8-9,5 тысячи человек.

По данным Министерства иностранных дел Украины, с момента начала российской военной агрессии на Донбассе погибло более 2600 украинских военнослужащих и более 9000 получили ранения.

Ещё более страшные цифры о потерях среди гражданского населения в зоне военного конфликта на Донбассе. Так, по официальным данным ООН, число жертв военного конфликта на Донбассе среди мирных жителей составляет более 9 100 человек убитыми и почти 21 000 человек раненными. При этом количество беженцев, вынужденных покинуть свои дома в зоне военного конфликта составляет более 1,5 миллионов человек.

27 января 2015 года Верховная Рада Украины призвала всех международных партнёров Украины не допустить безнаказанности преступлений против человечности; признать РФ страной-агрессором, а так называемые Донецкую и Луганскую народные республики – террористическими организациями.

Стоит отметить, что с самого начала российской военной агрессии Турецкая Республика всегда поддерживала и поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины и никогда не признавала аннексию Крыма РФ.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе прошедших в марте 2016 года переговоров особо отметил, что «проблема на Востоке Украины должна быть решена исключительно дипломатическим путем» и акцентировал внимание на полную поддержку Турцией Минского процесса. Он отметил, что «первоочередными шагами должны быть полное прекращение огня, вывод оккупационных войск и тяжелого вооружения, восстановление Украиной контроля над границей».

На сегодняшний день и российско-турецкие межгосударственные отношения переживают острую стадию современной «гибридной войны». Так, некогда партнёрские и перспективные межгосударственные отношения между Турецкой Республикой и Российской Федерацией были резко испорчены 24 ноября 2015 года. Именно в этот день в районе турецко-сирийской границы на территории Турции был сбит российский самолёт Су-24, грубо нарушивший воздушное пространство суверенного государства.

В настоящее время российскими СМИ, а также политической элитой РФ проводится массированная, хорошо спланированная широкомасштабная кампания, имеющая основной целью дискредитировать высшее политическое руководство Турции среди международных партнёров, в том числе и партнёров по Североатлантическому Альянсу.

При этом Россия постоянно шантажирует Турцию военным вторжением, в том числе и с возможностью применения оружия массового поражения.

Таким образом, анализ основных угроз национальной безопасности Украины и Турецкой Республики, связанных с агрессивной политикой Российской Федерации свидетельствует о необходимости объединения усилий двух стран по противодействию экспансионистской политики России в регионе.

- Украина и Турция стремятся объединить свои усилия, руководствуясь не словом «против», а словом «за». Мы объединяем свои усилия за возвращение стабильности в регион. За восстановление уважения к международному праву. За предотвращение дальнейших нарушений прав человека в Крыму, на Донбассе, в Сирии. Мы как никогда чувствуем свое единство и целеустремленность, - было заявлено Президентом Украины Петром Порошенко в ходе визита в Турецкую Республику.

 

Основные направления военно-политического сотрудничества Украины и Турецкой Республики в условиях «гибридной войны» со стороны Российской Федерации

Российская агрессивная внешняя политика в отношении Украины и Турецкой Республики в настоящее время может привести к кардинальным изменениям геополитического ландшафта в Черноморском регионе.

Так, развязанная Россией «гибридная война» в отношении Турецкой Республики и Украины имеет стратегической целью подрыв внутриполитической стабильности в данных странах путём экспорта терроризма и средств террора, подрыв экономических и внешнеполитических основ Украины и Турецкой Республики, проведение массированных информационных, пропагандистских, а также военных акций в отношении двух стран.

По сути, в современных геополитических реалиях, Украина и Турция должны значительно укрепить свой военно-политический и оборонный потенциал в целях эффективного противодействия современной военной угрозе со стороны Российской Федерации.

Анализ современной военно-политической ситуации в Черноморском регионе позволяет сформулировать основные направления военно-политического сотрудничества Украины и Турецкой Республики в условиях «гибридной войны» со стороны Российской Федерации.

Первым направлением военно-политического сотрудничества Украины и Турецкой Республики является согласование концептуальных подходов Украины и Турецкой Республики в вопросах противодействия современной военной угрозе со стороны Российской Федерации в Черноморском регионе. Речь идёт, прежде всего, о необходимости оказания взаимной помощи, организации обмена опытом по противодействию современным «гибридным угрозам», а также координации усилий и расширения форматов украинско-турецкого сотрудничества по обеспечению безопасности, мира и стабильности в Черноморском регионе.

Вторым направлением украинско-турецкого военно-политического сотрудничества является создание коллективных механизмов безопасности в Черноморском регионе в целях эффективного противодействия экспансионистской политике Российской Федерации в регионе.

Ключевым стратегическим приоритетом данного процесса является согласование странами Черноморского бассейна, а именно: Украиной, Турцией, Румынией, Болгарией и Грузией «Пакта Черноморской стабильности», в основу которого будут заложены концептуальные основы безопасности стран Черноморского бассейна.

Третьим направлением украинско-турецкого военно-политического сотрудничества является обеспечение эффективной координации оборонительно-промышленных комплексов двух стран. С этой целью планируется создание совместных предприятий, а также украинско-турецкого научно-исследовательского центра по изучению и анализу применения перспективных военно-технических разработок в условиях современных военных конфликтов.

Стратегической целью данного сотрудничества является имплементация Стратегической программы в ракетно-космическую и оборонную отрасли, а также создание Турецкого национального ракетного комплекса.

Кроме того, Украина имеет весь необходимый потенциал для помощи Турции в создании национального самолётостроения, а также реализации совместных проектов в бронетанковой сфере.

В целях обеспечения эффективной координации оборонительно-промышленных комплексов Украины и Турецкой Республики уже сегодня созданы совместные рабочие группы, в состав которых вошли представители государственных оборонно-промышленных структур Украины и Турции.

Четвёртым направлением украинско-турецкого военно-политического сотрудничества является активизация и расширение форматов сотрудничества военно-морских сил двух стран.

Данное сотрудничество предусматривает организацию обмена опытом, совместные учения, работу смешанных экипажей, координацию действий корабельных группировок, ознакомление с военно-морской техникой двух стран. Стоит отметить, что в данной сфере военно-политического сотрудничества уже имеется позитивный опыт двустороннего украинско-турецкого сотрудничества.

Так, 7 марта 2016 года в Мраморном море прошли совместные учения ВМС Украины и Турции, во время которых военные отработали тактическое маневрирование и провели тренировки по противовоздушной обороне. Турция в рамках военно-технической помощи передала Украине пять мобильных госпиталей.

В соответствии с планами международного военного сотрудничества, 3 апреля 2016 года в Одессу прибыли два корабля ВМС Турецкой Республики с двухдневным ознакомительным визитом.

Пятым направлением украинско-турецкого военно-политического сотрудничества является углубление сотрудничества правоохранительных органов, в частности между Национальной гвардией Украины и жандармерией Турции.

Такое сотрудничество может быть направлено на:

- обмен информацией и опытом в вопросах противодействия терроризму, диверсионной и подрывной деятельности, попыткам дестабилизации ситуации со стороны радикальных и террористических организаций;

- совместные учения для наработки и реализации мероприятий по противодействию гибридным угрозам национальной безопасности;

- взаимное изучение вооружения и техники, применяемых и разрабатываемых для специальных подразделений Национальной гвардии Украины и жандармерии Турции с целью возможных дальнейших поставок партнерам.

 

В качестве выводов, хотелось бы акцентировать внимание на нижеследующем:

1. Украина и Турецкая Республика в современных геополитических реалиях являются объектами «гибридной войны» со стороны Российской Федерации. При этом, современные действия России имеют стратегической целью подрыв внутриполитической стабильности в данных странах, путём экспорта терроризма и средств террора, подрыва экономических и внешнеполитических основ данных стран, а также проведение массированных информационных и пропагандистских и военных акций в отношении двух стран.

2. Украина, Турция и Россия являются крупнейшими странами Черноморского бассейна, и максимальное взаимное усиление Украины и Турции может создать эффективные механизмы противодействия российской экспансионистской политике в регионе.

3. В Черноморском бассейне отсутствует внятная система региональной безопасности. Таким образом, Украина и Турция, объединив усилия, совместно могут стать центром такой системы в противовес экспансионистской политике России в регионе.

4. Расширение и углубление стратегического партнерства Украины и Турции в политической и военно-технической сферах может привести к усилению системы коллективной безопасности в Черноморском регионе, а также минимизировать и максимально нейтрализовать последствия «гибридной войны» России в регионе.

5. Украина и Турция в современных геополитических реалиях имеют потенциальные перспективы для развития и укрепления военно-политического и оборонного потенциала, который должен быть направлен на эффективное противодействие современной военной угрозе со стороны Российской Федерации.

Фото: интернет

QHA