КИЕВ (QHA) -

Катастрофическая ситуация с соблюдением прав человека в России, похоже, начала всерьез беспокоить европейское сообщество. Усиление репрессий против реальной внутренней оппозиции, наступление на свободу слова, заключения журналистов, пытки и истязания в местах лишения свободы, притеснения несогласных с «генеральной линией партии и правительства» - это реалии российского общества. И в дополнение к этому - системные репрессии, вплоть до заключения по надуманным обвинениям в отношении граждан тех стран, чьи территории Россия оккупировала последнее время. В первую очередь, Грузии и Украины.

Уровень нарушений прав человека в РФ настолько вырос, что из европейских стран все активнее звучат призывы к российской власти вспомнить об общечеловеческих ценностях и необходимости соблюдения базовых прав. Впрочем, это же европейское сообщество осознает, что к таким призывам вряд ли прислушается «последняя империя в Европе». Страна, где постоянно совершенствуется авторитарно-репрессивная система в отношении собственного населения, и где терроризм (хотя и по умолчанию) выведен чуть ли не в ранг государственной внешней политики (свидетельством такого «государственного терроризма» на экспорт являются российско-террористические войска на украинском Донбассе и захваченный террористическими методами Крым).

Массовость нарушений прав человека в России, их разноплановость, сложность сбора и систематизации информации - как из-за противодействия властей, так и по объективным причинам, в частности, огромных территорий, запутанной бюрократии - все эти факторы побуждают к поиску более эффективных механизмов мониторинга. Тем более, что в ближайшее время нет надежды на то, что в России правящая верхушка изменит к лучшему свою политику в области прав человека.

Опыт мониторинга капиталистической ФРГ социалистической ГДР

Недавно очень интересное предложение высказал бывший посол Германии в России Эрнст-Йорг фон Штудниц. Он предложил создать в рамках Совета Европы новую структуру по надзору за соблюдением прав человека в РФ, которая бы не просто «просматривала», но и собирала доказательства этих нарушений. Фон Штудниц считает, что в России достаточно фактов нарушений прав человека, то есть, организации будет чем заняться.

Прообразом организации Штудман называет «Центральное бюро по сбору данных» - структуру, которая существовала в Западной Германии во времена ГДР с 1961 года по 1990-й, то есть, до объединения Германии. За это время сотрудники бюро задокументировали более 42 000 эпизодов, которые трактовались как нарушение прав лиц - сюда относились и стрельба по перебежчикам, и политическое преследование, и жестокое обращение с заключенными. После объединения ФРГ и ГДР эти документы послужили доказательствами в судебных процессах.

Предложенная Штудницем организация должна выполнять подобную мониторинговую функцию, а накопленные «доказательства» в будущем (!) планируется передать России. Кстати, российские СМИ видят в этом то, что речь о сотрудничестве с российскими властями на данном этапе не идет.

Бывший немецкий посол в РФ считает, что создать подобное «бюро» следует не в Германии, а на общеевропейском уровне, например, при Совете Европы. Вместе с тем, он признает, что Россия сделает «все возможное в Страсбурге, чтобы помешать этому».

В любом случае, стоит прислушаться к предложению человека, который был послом в России достаточно длительное время (с 1995 по 2002 год), которая захватила практически все правление Бориса Ельцина и пару лет правления Владимира Путина.

Идея такого мониторинга интересна тем, что позволяет создать единую структуру, которая бы объединила в единую базу факты нарушения прав человека в России в различных сферах и проявлениях.

Украинский интерес: с миру - по доказательству

Украине такой системный международный мониторинг нарушений прав человека, и в частности, прав украинцев в РФ интересен еще и с учетом международных исков, которые наша страна подала в международные суды по российской агрессии.

Напомним, сейчас в Европейском суде находится 5 дел о нарушении прав человека во время российской оккупации в Крыму и на Донбассе. Кроме того, Украина подала иск в Международный суд ООН за нарушение Конвенции о предупреждении всех форм расовой дискриминации нацменьшинств в Крыму.

И хотя эти иски, в первую очередь, касаются нарушения прав украинцев на оккупированных Россией украинских территориях, но многие события настолько переплетены, что нарушение прав украинцев, которое могло начаться в оккупированном Крыму, может получить свое продолжение уже на территории РФ, в российских колониях Сибири.

С каждым годом в том же оккупированном Россией Крыму усиливаются репрессии как в отношении крымских татар, так и в отношении украинцев. В частности, эти репрессии выливаются в судебные разборки, вынесения приговоров по надуманным обвинениям и заключением на длительные сроки. Многие из украинских граждан, заключенных в Крыму, после вынесения приговоров этапируются в колонии РФ, где отслеживать соблюдение их прав очень трудно. Кроме известных крымчан Олега Сенцова и Александра Кольченко, которых отправили отбывать наказание в Якутии и Челябинске, уже на десятки идет счет менее известных и вообще неизвестных граждан Украины, которые попали в жернова российской судебно-репрессивной машины в Крыму. Так, 4 августа суд в Крыму вынес приговор украинскому активисту Владимиру Балуху - 3 года и 7 месяцев колонии общего режима, а также штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. Настоящая его «вина» - проукраинская позиция, неприятие аннексии Крыма, украинский флаг над собственным домом.

После вынесения приговора, правозащитники больше всего беспокоятся, что украинцев этапируют в российские колонии для отбывания наказания. Правозащитница, председатель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник отмечает:

- Я думаю, серьезной опасностью сейчас является то, что Владимир Балух может быть переведен из Крыма в какую-то российскую колонию. Мы точно понимаем, что он не будет скрывать свои политические взгляды и что с ним может произойти из-за этого там. Это не только тяжелые условия и пытки в российских колониях. Это и то, что российские власти через сотрудников колонии могут организовать, по сути, расправу над этим человеком чисто из-за его убеждений. Во-вторых, он, возможно, будет сидеть с людьми, которые поддерживают оккупацию Крыма...

Через несколько дней, 10 августа, был приговорен к 1 году и 8 месяцам лишения свободы и к штрафу почти в 4 млн руб. фигурант дела так называемых «крымских диверсантов», крымский татарин Редван Сулейманов. Над ним тоже висит опасность этапирования в РФ. Ведь другого «укро-диверсанта», гражданина Украины Евгения Панова, захваченного в прошлом году на территории Крыма российскими силовиками и обвиняемого в подготовке диверсий в Крыму, на время рассмотрения дела этапировали в Москву.

Всего в РФ сейчас содержится около трех десятков украинских «узников совести», и можно прогнозировать, что чем дальше будет продолжаться оккупация, тем больше будет эта цифра.

Стоит также упомянуть, что уже более года функционирует преступная схема, по которой украинцев нанимают будто бы на работу курьерами в Россию, но на самом деле потом заставляют перевозить наркотики. В случае отказа или попытки убежать им подбрасывают наркотики, сообщают в российские правоохранительные органы, и заключают по сфабрикованному обвинению в хранении наркотиков. По оценкам правозащитников, в российских СИЗО находится около 2 тысяч украинцев, попавших в сети наркокурьерской схемы.

В России также находятся украинцы, отбывающие наказание по уголовным статьям, и на них «напряженные отношения двух стран» также отражаются очень нехорошо. Вспоминается резонансный случай, когда в декабре 2015 года сотрудники российской Белореченской колонии до смерти избили подростка - гражданина Украины.

Украинские правозащитники уже называют этих людей «заложники Кремля», намекая на то, что Россия «коллекционирует» граждан Украины в своих пенитенциарных учреждениях с прицелом на будущее - когда возникнет необходимость поторговаться их жизнями за какие-то свои интересы.

Соблюдение прав этнических украинцев в России - вообще отдельная тема. В России, по разным оценкам, проживают 3-5 миллионов этнических украинцев, однако в местах их компактного проживания нет ни украинских школ, ни украинских газет. А после того, как Россия осуществили вооруженную агрессию против Украины, все граждане РФ с украинскими корнями фактически стали объектами для давления - их склоняют к сотрудничеству российские спецслужбы, на них косо смотрят.

Есть еще одна группа «риска» - украинцы, работающие в России. Хотя с началом войны их количество и сократилось, люди продолжают ездить на заработки. Кроме того, есть еще граждане Украины, которые бежали в РФ от войны с оккупированных районов Донбасса и которые для международного права, и для Украины, лишаются нашими гражданами.

То есть, даже такой беглый обзор показывает, что для международных мониторщиков прав человека в России только по «украинскому вопросу» работы очень много. Тем более, что в Украине возможности мониторинга российского пространства на предмет этого, мягко говоря, очень ограничены, если не сказать нулевые. Поэтому идея Штудница о создании на европейском уровне организации, которая будет собирать доказательства нарушения прав человека в России, очень интересна для Украины. Особенно если структура будет создана по аналогу немецкого Бюро, то есть, впитает в себя всю немецкую педантичность

Будет ли Украина поддерживать создание такого бюро, агентство QHA поинтересовалось у Министерства иностранных дел Украины. В МИД ответили, что используют, и в дальнейшем будут использовать любую возможность для отслеживания ситуации с соблюдением прав украинцев в РФ. Поэтому поддержат и создание, и функционирование подобной структуры.

- Украина поддержит и будет способствовать образованию структуры, с мандатом которой, в частности, следовало бы осуществление системного мониторинга за соблюдением прав украинских заключенных в РФ и этнических украинцев, проживающих на территории России, а также документирования противоправных действий РФ.

Сейчас стоит отметить, что в сфере поощрения и защиты прав человека Украина сотрудничает с правоохранительными органами системы ООН, прежде всего, Советом ООН по правам человека и Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Советом Европы и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Предложение Штудница создать надзорный орган за соблюдением прав человека в России именно на уровне Совета Европы имеет под собой серьезную почву, поскольку именно эта организация имеет право осуществлять надзор в странах-членах СЕ.

С самого начала деятельности Совета Европы (а она была создана в 1949 г.) принцип уважения прав человека стал одним из главных направлений деятельности этой организации. Согласно Уставу Совета Европы свобода личности, политическая свобода и верховенство права, которым привержены государства Европы, лежат в основе «любой настоящей демократии».

Права человека и основные свободы в рамках Совета Европы закрепляются в международных договорах (конвенциях и хартиях) и дополнительных протоколах к ним. Главными из этих документов является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (вступила в силу в 1953-м, в дополнение к Конвенции принято 11 протоколов по различным направлениям сотрудничества) и Европейская социальная хартия 1961 (вступила в силу в 1965-м). В данных договорах дается перечень прав, соблюдение которых должно гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов. Они также устанавливают европейские процедуры надзора и гарантий за соблюдением положений данных договоров. В 1997 году Украина присоединилась к Конвенции 1950 года. Совет Европы в 1987 году принял Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания, которая вступила в силу в 1989 году.

Россия: нам не страшно, но мы будем защищаться

В российских СМИ реакция на предложение Штудница создать мониторинговый орган при СЕ была подобна их реакции на введение и ужесточение санкций - вроде «напугали ежика ...», «ты кто такой?!» и «мы вам покажем симметричный ответ». То есть, реакция была довольно нервной - вероятно, не ожидали, что из Германии поступит такой «нежданчик». Идею даже расценили как вмешательство во внутренние дела России.

Реакция вполне прогнозируемая: российские СМИ откровенно признают, что «... различные западные официальные ведомства и неправительственные организации публикуют доклады о правах человека, в которых за все время их существования о нашей стране не было сказано ни одного доброго слова». Но обычно винят не собственную власть за тоталитарные проявления, а собственных и иностранных правозащитников - за то, что лезут не в свои дела.

На государственном уровне в России также хорошо осознают, что с соблюдением прав человека у них дела плохи, поэтому прогнозируют дальнейшее давление со стороны мирового сообщества и понимают, что в дальнейшем справляться и от последствий санкций, и от надоедливых правозащитников-мониторникив им будет все труднее. Поэтому пытаются делать шаги на опережение, чтобы не допустить никаких «смотрящих», которые могут увидеть что-то «лишнее» на 1/5 части суши.

Так, в июне Российская Федерация приняла решение  уменьшить на треть свой взнос в бюджет Совета Европы. Как сообщил спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин:

- Финансирование в течение года идет по этапам, и оставшаяся треть на конец года, не пересчитывается и все - это почти 11 млн евро.

Россия мотивирует это тем, что «заблокированная» сумма должна направляться на финансирование Парламентской ассамблеи Совета Европы, из которой Россию исключили за агрессию против Украины.

Также в июне Совет Федерации РФ создал специальную комиссию по борьбе со вмешательством во внутренние дела России. Комиссия будет мониторить «враждебную активность иностранных государств и международных организаций», а также займется анализом российского и международного законодательства с целью предотвращения вмешательства в российские дела. Собеседники российского «Коммерсанта» отмечали, что создание комиссии связано также с приближением президентских выборов. На фоне этого происходит «резкое усиление внешней активности» посредством использования неправительственных организаций, а также «лояльных Западу» СМИ. Они, как считают в Совете Федерации, нагнетают протестные настроения в стране.

Сейчас эта комиссия определяется, что именно следует понимать под «иностранным вмешательством» в российские дела. Можно предположить, что под это определение попадут и любые внешние попытки усилить мониторинг соблюдения прав человека в РФ.

Первый шаг к созданию «трибунала по России»?

Суммировать все написанное выше хочется одной аналогией. Недавно кто-то из экспертов отметил, что жесткостью и объектами удара последние американские санкции направлены конкретно на свержение тоталитарного путинского режима в России. Да-да, именно те, которые бьют по российско-европейским газонефтяной проектам, и те, что непосредственно нанесут удар по финансам лично Путина. Если рассуждать об идее Штудница в этом же направлении, то создание при Совете Европы «смотрящего за Россией» может быть первым шагом к созданию международного трибунала для суда над представителями того же режима. В любом случае, сбор системной доказательной базы - важный элемент давления на Россию. Плюс, это облегчит Украине задачи по предоставлению доказательств в международных судах против РФ. Как говорят русские: «Мелочь, а приятно».

Европа наконец поняла, что современный российский имперский тоталитаризм несет угрозу не только ее собственным гражданам, ее странам-соседям, но и всей Европе. Агрессия России против Украины подорвала всю систему европейской безопасности - это признают лидеры европейских стран, это начинают понимать и рядовые европейцы. Они вынуждены констатировать, что постепенно происходит переход от осознания опасности в конкретные шаги по ее нейтрализации и устранению. И несмотря на все попытки России, петля европейских санкций не только не ослабевает, а продолжает затягиваться. Хочется надеяться, что неповоротливая бюрократическая европейская машина будет «крутиться» немного быстрее, и Россия уже не сможет вставлять палки в ее колеса. Определенные положительные примеры быстрой реакции Европы на выходки России уже есть: молниеносно введены дополнительные санкции за сделку России с турбинами Siemens, которые она, вопреки имеющимся санкциям, доставила в аннексированный Крым.

Татьяна Иваневич

QHA