КИЕВ (QHA) -

Большая зарплата, возможность посмотреть мир, отсутствие перспектив на местном рынке труда и просто любовь к морю толкает украинцев на то, чтобы устроиться работать моряком на иностранное судно.

Практически все «морские волки» знают, какие опасности их подстерегают - СМИ довольно часто сообщают о пропажах, похищениях, захватах в плен моряков, отправившихся в чужие территориальные воды. Тем не менее это их не останавливает.

Случаи откровенного криминала при этом не редкость, и зачастую человек сознательно выбирает участие в преступной схеме. Однако бывает, что вина отдельного моряка не очевидна, к примеру, он устроился работать на судно, но от него скрывали, что именно оно перевозит.

Многие украинские моряки стали заложниками обстоятельств и вынуждены пребывать вдали от дома годами. Их удерживают в Греции, Испании, Италии, Франции, Ливии, Омана, Индии, Шри-Ланки.

По данным Министерства иностранных дел Украины, сейчас более двухсот моряков не имеют возможности вернуться домой.

Украинец, освобождение которого зависит от дела «иранского шпиона»

Андрей Новичков вынужден был уйти в рейс для того, чтоб помочь своей больной матери, которая находилась в коме. В день отъезда ее не стало, а сам моряк потом несколько месяцев провел в иранской тюрьме за преступление, которого, по его словам, не совершал.

Одессит Новичков, за плечами которого 15-летний опыт мореплавания, работал на судне AREZOO, принадлежавшем иранской компании, в должности старшего помощника капитана. В тот раз судно шло из Германии в Китай. В пути произошла трагедия: моряк-иранец, не надевший спасательный жилет, упал за борт. Члены экипажа тогда решили, что это случайность.

Но по прибытии в Иран 11 февраля 2017 года произошло неожиданное – Новичкова арестовали, ему предъявили обвинение, что именно по его вине произошла трагедия.

По словам Елены Вирановской, бабушки Новичкова, которая борется за освобождение внука, на украинца «спихнули вину» из-за того, что иранец перед смертью написал письмо своим родственникам, в котором рассказал о якобы «выдвижении излишних требований» к нему старшим помощником капитана Новичковым.

— Он написал своей семье, что у них на судне один украинец, который предъявляет к нему повышенные требования. Но потом случилось так, что иранец упал с палубы. Мой внук дал команду «стоп-машина» и отправил на помощь спасателей. Его искали, но не нашли.  Дали заключение, что человек не найден. Все это тянулось долго, допрашивали всю команду, никто не подтвердил факта повышенных требований со стороны старшего помощника. Родственники же заявили, что он своим отношением подтолкнул иранца к суициду, - рассказала журналисту QHA Вирановская.

Также она уверена, что дело политически мотивировано, что в нем замешаны и высокопоставленные иранские чиновники.

— 31 августа 2016 года задержали сына высокопоставленного чиновника из Ирана, который обвиняется в шпионаже. Я общалась в Киеве с послом Ирана в Украине, он мне объяснил, что этот иранец живет уже 6 лет в Украине, он остался жить у нас после окончания факультета ракетостроения политехнического университета и поступил тут в аспирантуру. Для диссертации взял у научного руководителя книгу и пришел с ней домой. На пороге дома его встретила СБУ и обвинила в том, что он эту книгу якобы получил с целью шпионажа, - отмечает бабушка Новичкова.

По ее словам, именно в результате того, что иранец задержан и Украина ничего не делает для его освобождения, президент Ирана дал указание следственным органам и прокуратуре «не заканчивать» с Новичковым, а обменять его.

После восьми месяцев следственного изолятора и вмешательства украинского посольства Новичкова несколько недель назад отпустили за неимением доказательств вины, но следствие продолжается. Сейчас моряк находится в Иране под подпиской о невыезде, живет в одноместном гостиничном номере.

Тем не менее, по словам бабушки Новичкова, сейчас в деле Новичкова произошел явно позитивный сдвиг.

— Скоро якобы Луценко летит в Иран по своим государственным вопросам и везет туда документы по обмену, - поделилась новостью Вирановская.

Mekong Spirit: Полгода без возможности сойти на берег

В Греции на судне Mekong Spirit почти полгода по обвинению в контрабанде товаров военного назначения остаются заложниками 16 граждан Украины, 17-й – их капитан – находится в тюрьме.

Контейнеровоз, направлявшийся из Турции в Австралию, был задержан со всем экипажем береговой охраной Греции 23 мая. Руководитель пресс-службы благотворительного фонда «Ассоль» Андрей Шевченко отмечает, что родственники моряков рассказали ему, что причиной задержания послужил анонимный звонок в Грецию о перевозке нелегального груза, включающего взрывчатку для горнодобывающих работ, охотничьи и спортивные патроны.

Капитана обвинили в том, что он не проинформировал власти Греции о наличии «опасного груза» на борту и поместили в тюрьму, а члены экипажа ожидают суда.

Оператор судна в свою очередь предоставил документы, сертификаты конечного использования и лицензии – все было законно, но это никак не повлияло на решение властей.

Родственники моряков склоняются к мысли, что кому-то просто было выгодно подставить судовладельца.

Члены экипажа ожидают греческого суда, а до его решения вернуться домой им не позволяют. При этом сойти на берег они не могут, поскольку судно стоит на военной базе.

Украинец считает, что его удерживают в Шри-Ланке для продвижения по службе местных чиновников

Практически два года Геннадий Гаврилов, капитан буксира AHTS Avant Garde, не может вернуться в Украину, возможно, по причине того, что в его задержании чиновники просто усмотрели возможность своего продвижения по службе.

9 месяцев Гаврилов с ланкийским экипажем находился в Аденском заливе неподалеку от Сомали. Само судно принадлежало местной фирме и было приписано к порту Коломбо. Фланг работ – доставка работников легальной службы вооруженной охраны на торговые суда, следующие опасными водами. Деятельность была легальной, у судна была вся необходимая государственная документация и лицензии.

Тем временем, пока экипаж судна был на задании, на Шри-Ланке сменилась власть, в связи с чем многие документы сразу объявили нелегитимными. По возвращении, 15 октября 2015 года, само судно и весь экипаж задержали в международных водах неподалеку от Шри-Ланки.

По словам брата моряка Дмитрия Гаврилова, Геннадия сразу же обвинили в том, что судно зашло якобы без разрешения в территориальные воды Шри-Ланки. Гаврилов отмечает, что разговаривал по этому поводу с послом Украины в Индии, и он сообщил, что в деле заинтересованы определенные лица.

— Как я понял с его слов, человек, который брата арестовал, имел звание, ему выгодно было просто арестовать его, чтоб получить карьерное продвижение. Чем больше дел открывают, тем выгоднее, - отметил в недавнем интервью брат моряка, и при этом добавил, что во время вынесения приговора Геннадий просто не знал, что ему вменяют – не было ни адвоката, ни переводчика.

Геннадий Гаврилов провел в тюрьме Галле 10 месяцев, питаясь только рисом и водой с большим содержанием хлорки.

Так и не предъявив никаких обвинений, 23 июня 2016 года Высокий суд Галле выпустил Геннадия из-под ареста на условиях подписки о невыезде. Вернуться в Украину ему не разрешают, мотивируя продолжением расследования.

QHA связалось с Геннадием Гавриловым, который сейчас находится в Шри-Ланке. Он отметил, что последнее заседание состоялось 7 ноября, и на нем, как всегда, не присутствовали представители Украины. Слушание перенесли на 4 декабря.

— Причина переноса определена как необходимость большего количества времени для проведения расследования, - отметил Гаврилов.

Сам Гаврилов считает это дело полностью политически мотивированным.

— Меня здесь держат как политического заложника, - подчеркнул он и отметил, что так как его обвиняют в незаконном трафике оружия, то также должны обвинить и тех, кто это оружие предоставлял. 

Авторитетная британская газета Daily Mirror в своем отчете по этой ситуации констатировала, что никакого юридического основания эта проблема не имеет, все корни - исключительно в политической плоскости.

Харьковчанка «кинула» более 300 моряков на миллионы гривен

Для тех моряков, которые определяются с рейсом и судном, существуют сайты, где можно получить объективную информацию и узнать о проблемах, которые могут возникнуть в будущем. Но в Украине немногие к ним обращаются и предпочитают доверять слухам. Порой из-за этого экипажи страдают от недобросовестности судовладельцев по выплате заработной платы. В то же время есть немало аферистов, которые умудряются «кинуть» моряка еще до момента его вступления на борт.

В 2013 – 2015 годах преступный одесский синдикат обобрал сотни моряков – они жаловались на то, что группа мошенников, обещая трудоустроить, просто присвоила их средства.  При этом многие из моряков продавали имущество, брали кредиты, чтоб оплатить трудоустройство. Некоторые даже пытались совершить самоубийство, поняв, что рейса, который должен был решить их финансовые проблемы, не будет.

Только спустя месяцы удалось выявить группу преступников, возглавляемую харьковчанкой Ириной Ролик. Обвиняемой инкриминируют организацию преступной схемы, в результате которой обманом присвоили денежные средства в размере нескольких миллионов гривен, полученных от почти 300 моряков под обещание трудоустройства. При этом следствие выяснило, что преступная деятельность велась от имени нескольких десятков юридических лиц в Одессе.

Руководитель пресс-службы благотворительной ассоциации «Ассоль», которая занимается помощью морякам, Андрей Шевченко уверен, что дело Ролик намеренно затягивается. 

— В настоящий момент создается впечатление, что дело затягивается - то бесконечные ходатайства адвоката и обвиняемой об изменении меры пресечения или оказания медицинской помощи, то нет кого-то из судейской коллегии. Несколько раз из/в СИЗО ее доставляла машина "Скорой помощи". На одном из заседаний Ролик лежала на специальных медицинских носилках. На стадии предварительного следствия максимальным наказанием могло стать до 12 лет лишения свободы, - рассказал Шевченко корреспонденту QHA.

Заоблачная зарплата в море не гарантирует безоблачной жизни на берегу

Даже несмотря на то, что «черный список судовладельцев» пополняется очень быстро, количество соискателей не уменьшается. В первую очередь их привлекает то, что работодатель обещает платить в среднем 800 – 1400 долларов в месяц, а это сумма для обычного украинца – просто заоблачная. На практике же часто оказывается, что моряк получает в два раза меньше, а даже если всю обещанную сумму, то тратит ее легкомысленно, и тогда ему снова нужно идти в море.

— За время пребывания в море социальные навыки атрофируются, и ты просто начинаешь забывать, как тратить деньги. Я, например, через несколько недель купил машину, а другие – отдыхали в ресторанах, которые себе позволить не могли, или покупали дорогущие новые телефоны, - отметил в комментарии корреспонденту QHA бывший моряк Андрей.

Также отмечают и то, что, работая моряком на судне, есть постоянное ощущение себя «человеком второго сорта».

— Все, кто работал со мной, - из стран третьего мира. Иностранные компании нанимают экипаж в таких странах, ведь никакой американец или европеец не согласится работать в этих ужасных условиях и за такие деньги, - высказался моряк, работавший на филлипинском судне.

Андрей Шевченко считает, что за относительное финансовое благополучие моряк расплачивается многомесячными разлуками с родными и близкими, работая продолжительное время в ограниченном многонациональном коллективе.

— Сегодня сложилась печальная ситуация, когда моряк доволен одним фактом наличия рейса. Особенно это касается рядового состава и начинающих офицеров. Вот тут и кроются корни всех неприятностей. Моряки соглашаются на недостаточно проверенные предложения, устав от многомесячного ожидания работы. Да и сама работа, несмотря на внешне кажущийся романтизм, трудна и опасна, - рассказал он.

Издание «Порты Украины», проанализировавшее данные отчета Manpower Report за прошлый год, пришло к выводу, что Украина занимает шестое место среди стран-поставщиков рабочей силы на корабли – в рейс за прошлый год легально ушло около 69 тыс. моряков.

По данным МИД Украины 214 моряков с украинским гражданством находятся под стражей в иностранных тюрьмах или с подпиской о невыезде, и департамент консульской службы держит эти дела под контролем.

В то же время некоторые задержанные моряки пытаются сами решить возникающие проблемы, не обращаясь в МИД, консульства и профильные организации.

— Изредка и в нашей практике бывают случаи, когда, попав в подобную ситуацию, моряк не сообщает ни родным, ни консулу. И становится об этом известно уже после возвращения украинца домой. Однако консульские службы МИД Украины держат на контроле все известные им инциденты с нашими соотечественниками, поэтому данная цифра – актуальна, - сообщил руководитель пресс-службы «Ассоль».

Шевченко уверен, что на самом деле около 60% из тысяч случаев в семилетней истории «Ассоль» можно было бы предотвратить, если бы моряки внимательнее относились к вопросам найма.

— Нашим соотечественникам важно полностью ознакомиться со своими правами и методами их защиты, действиями своевременного реагирования и оповещения обо всех инцидентах. Хорошо также, когда украинский моряк уходит в рейс, зная, что и он в море, и его семья на берегу, надежно защищены профсоюзом. Ну а государству хотелось бы посоветовать не забывать о всех наших соотечественниках - трудовых мигрантах.

На данный момент сотрудничество с крюинговыми агентствами является практически единственным способом трудоустройства для большинства украинских моряков. Такое агентство выступает в качестве посредника при заключении контракта между моряком и судовладельцем. Но на этом его деятельность не заканчивается – оно контролирует и сопровождает оформление всех необходимых документов до начала рейса.

Тем не менее к крюингу следует относиться с осторожностью – существует большое количество различных мошеннических схем, к примеру, фирма предлагает моряку пройти специальные дорогостоящие курсы или приобрести лицензию якобы для того, чтобы получить возможность устроиться на более престижное судно, а в итоге просто присваивает себе деньги. В первую очередь моряку, выбирая крюинговое агентство, следует проверить его репутацию и опыт работы на рынке. Еще один важный фактор - отзывы об агентстве судовладельцев. Если компания работает некачественно, то впоследствии она не сможет предоставить моряку достаточного количества рейсов, а значит не сможет получить комиссионные и продолжать оказывать услуги.

Нюта Акимова 

QHA