КИЕВ (QHA) -

В последнее время отношения Молдовы и России приобретают все более теплые формы, однако, при этом, обе страны сохраняют разные взгляды на пути урегулирования Приднестровского конфликта. Украина в этих процессах также становится все более активным игроком.

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России Сергей Губарев недавно совершил вояж в Приднестровье. Очевидно, российского дипломата заставило посетить непризнанную республику решение Конституционного суда Молдовы, признавшего незаконным пребывание российских военнослужащих в Приднестровье, которое официальный Кишинев продолжает считать молдавской территорией. Губарев назвал решение Конституционного суда суверенного государства "оригинальным".

 «Мы исходим из того, что Молдова является таким же участником миротворческой операции, как Россия, Приднестровье и Украина. Мандат миротворческой операции будет исчерпан тогда, когда будет реализован выход на политические договоренности по приднестровскому урегулированию. Пока же мы весьма далеки от достижения каких-то политических договоренностей, поэтому пересматривать наше отношение к миротворческой операции, несмотря на оригинальное решение Конституционного суда Молдовы, руководство моей страны не видит никаких оснований », - сказал Сергей Губарев.

Это заявление стало слишком резким на фоне потепления между Молдовой и Россией, которое Кишинев и Москва демонстрируют на протяжении последних месяцев. Напомним, что новый президент Молдовы Игорь Додон был единственным из зарубежных лидеров, посетивших Москву 9 мая 2017 для участия в так называемых «торжественных мероприятиях по случаю Дня Победы».

Однако, несмотря на потепление, обе страны все еще имеют различные мнения относительно статуса миротворческой миссии в Приднестровье. Кишинев неоднократно предлагал предоставить миссии гражданский статус, но предложение было отклонено представителями Приднестровской Республики, которых поддерживает Москва.

ОБСЕ ранее заявляла о готовности взять Приднестровье под свою миротворческую миссию. К примеру, 4 февраля этого года премьер-министр Молдовы Павел Филипп по итогам встречи с главой ОБСЕ Себастианом Курцем заявил, что Кишинев планирует заменить войска России, незаконно находящиеся на территории Приднестровского региона страны, гражданской миссией под эгидой международных организаций. Но в России и Тирасполе пренебрегли этим предложением.

Понимая, что одна из сторон переговорного процесса по Приднестровью — Россия, блокировала и в дальнейшем намерена блокировать процесс возвращения Молдовой контроля над этим регионом, Кишинев продолжает работать над восстановлением полноценной таможенной границы на международном пункте пропуска «Кучурган» (украинско-молдавская участок государственной границы) . По официальным заявлениям из Кишинева и Киева, молдавские силовики начнут работать на этом пункте пропуска совместно с украинскими уже в конце мая 2017 года. Такие действия, как и ожидалось, вызвали шквал недовольства в Приднестровье. Однако, несмотря на эмоции, с 20 мая заработал запрет Украины на транзит продуктов в Приднестровье. В Кучургане уже не пропустили фуру с товаром, требуеющую ветеринарного контроля. Груз предназначался для приднестровской компании.

Таким образом, Молдова с помощью Украины пытается вернуть Приднестровье в молдавское фискальное и экономическое поле. Соответственно, вполне ожидаемо, так называемые приднестровские политики называют это «новым витком блокады Приднестровья». Самое интересное, что, как отмечалось, эти процессы происходят на фоне якобы восстановления духа стратегического партнерства между Молдовой и Россией.

И это не единственная сфера, где Украина переигрывает Россию на территории Молдовы. Стоит заметить, что последние месяцы наблюдается экономическое "потепление" между Молдовой и Украиной. В начале февраля т.г. Молдова отменила ограничения на поставку цемента и мясо-молочной продукции украинского производства. А уже в мае в тендере на поставку электрической энергии в Молдову лучшим признали предложение украинской DTEK Holding. Украинский поставщик потеснил подконтрольную российскому "Интер РАО" Молдавскую ГРЭС, расположенную в Приднестровье. Такая ситуация, кстати, создает риски убытков как для ГРЭС, так и для бюджета Приднестровья.

В то же время, Молдова демонстрирует склонность и к дальнейшему сотрудничеству с РФ. Президент Молдовы Игорь Додон преуспел в переговорах с российским коллегой по многим вопросам, в частности, тысячи молдавских граждан попали под миграционную амнистию в России, а молдавское вино вновь открыло путь к российским потребителям. Такой официальный вектор на Россию сработал, население довольно результатами. Хотя во время мартовской беседы с Додоном президент РФ Владимир Путин вспоминал: «Есть очень важный, очень чувствительный вопрос, связанный с урегулированием приднестровской проблемы. Но об этом тоже с вами отдельно поговорим».

То, что Додон выторговал у Путина определенные преференции для своей страны, вовсе не говорит о том, что движение Молдовы в направлении Европейского Союза полностью остановилось. Наоборот, воплощение Кишиневом программы восстановления полного контроля на границах с Приднестровьем как раз указывает на то, что многовекторность политики Молдовы остается в силе. Потому похоже, что «пророссийские силы» в Молдове просто ищут возможность получать ресурсы от России, но при этом продолжать двигаться политически на Запад.

Баланс соотношения избирателей к пути развития страны почти не изменился: 50% выступают за путь в ЕС, иногда объединения с Румынией, а остальные  50% - за путь к России, что говорит об относительно ровной будущей политической борьбе. Но важным объединяющим фактором в политике Молдовы есть понимание необходимости продолжения давления на Приднестровье и возвращения его в состав Молдовы без российского контингента, а с миротворцами ОБСЕ.

На этом фоне также интересно отметить, что в риторике молдавского руководства Европейскому Союзу доведен четкий и однозначный сигнал о том, что Молдова будет оставаться надежным партнером Брюсселя, но при условии начала трехстороннего переговорного процесса в формате ЕС-Молдова-Россия по урегулированию «отдельных проблемных вопросов», связанных с реализацией Кишиневом положений Соглашения об ассоциации между Молдовой и Евросоюзом, которые практически исключают развитие полноценных экономических отношений с Россией.

Владимир Денисюк,
старший аналитик Украинского совета по международным отношениям (для QHA)

 

QHA