КИЕВ (QHA) -

Для Крыма туризм всегда был важен не только с экономической точки зрения, но и с социальной. Налоги с турбизнеса никогда не были значимой статьей доходов бюджета Крыма, ведь подавляющее количество туристов, около 80%, всегда составляли так называемые “дикие отдыхающие”. Они, не принося прямой прибыли государству, оставляют свои деньги простым крымчанам. Поэтому от негативных изменений в этом секторе страдают, прежде всего, простые жители Крыма. QHA проанализировало то, как изменилась туристическая сфера Крыма за 4 года российской оккупации.

Чтобы было с чем сравнивать, сперва вкратце напомним ситуацию с туризмом в Крыму накануне оккупации — в 2013 году. По данным Министерства курортов и туризма АРК Крым, в предоккупационный год в Крыму отдохнуло 5,89 млн человек. При этом, из них 65,6% — украинцы, а 34,4% — иностранцы, (РФ — 24,1%; Беларусь — 4%, остальные — 4,3%).

Большинство туристов прибывали в Крым поездом — 66% всех отдыхающих, 10% — авиатранспортом и 24% – автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу).

Данные оккупантов

По данным так называемого Министерства курортов и туризма Республики Крым, количество туристов, отдохнувших в Крыму в 2014 году, составило 3,8 млн чел. Оккупанты сами признают, что такое резкое падение произошло преимущественно за счет украинцев. Наибольшую долю в структуре организованных отдыхающих составили граждане РФ – 65,8%. Доля украинцев составила 30,6%, что почти в 2 раза меньше 2013 года, а иностранцы не из СНГ составили 3,6%.

— Украинцы почти не бронируют отдых в Крыму. Туда едут в основном к родственникам или если имеют там недвижимость. Крым перестал быть территорией массового отдыха, особенно для украинцев, — констатирует глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха.

Дальше больше. По данным российской статистики, 2015 год показал рост туристического потока на 21% — до 4 млн 598 тыс. туристов. А по результатам 2016 и 2017 годов марионетки Кремля и вовсе заявили, что вышли чуть ли не на дооккупационный уровень — 5,573 и 5,395 млн туристов соответственно.

Но можно ли верить цифрам крымских властей?

Методы проверки

Существует несколько способов проверки этой информации. Когда-то в СССР количество туристов считали по потреблению хлеба, исходя из нормы на одного человека, после упразднения плановой экономики и централизованных поставок продовольствия она стала неактуальна.

В некоторых европейских странах подсчет туристов делается на основе количества банковских платежей за туристические услуги. Применять в Крыму ее также нельзя, поскольку, во-первых, для оплаты отдыха используются преимущественно наличные, а во-вторых, из-за санкций из Крыма ушли почти все крупные российские банки, не говоря уже об иностранных.

Еще один способ — это учет туристов при помощи мобильных операторов. По плотности новых абонентов в том или ином районе можно сделать выводы относительно турпотока. Но это конфиденциальная информация, которую практически нельзя получить частному лицу. Кроме того, таким образом можно узнать количество отдыхающих в конкретный день, а проследить динамику практически невозможно.

Остается лишь один способ проверить реальное количество отдохнувших, это методика НАПКС, собственно и разработанная крымской “Национальной академией природоохранного и курортного строительства”. В ее основе — учет туристов по количеству проданных билетов на транспорт. Именно он в данном случае самый эффективный.

— Крым — это полуостров, и туристы могут туда попасть лишь несколькими путями. Это авиатранспорт, ранее железнодорожный транспорт, автотранспорт через два КПП и Керченская паромная переправа, морской транспорт. Все эти пути в Крым измеряемы, — сообщил QHA бывший министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев.

Реальные цифры

По словам эксперта, из около 6 млн туристов, которых ежегодно принимал Крым до оккупации, почти 70% попадали на полуостров поездом. Еще почти миллион отдыхающих приезжали в Крым на машинах и автобусах, и до 500 тыс.  — авиасообщением.

Сегодня железнодорожного сообщения с Крымом нет. Чтобы заменить его авиационным, обеспечив 5,5 миллионов только туристов, нужно увеличить мощности аэропорта Симферополь больше чем в 20 раз. Дополнительную нагрузку на аэропорт создают сами крымчане, которые теперь не имеют возможности взаимодействовать с материковой частью Украины и вынуждены это делать через российскую — по работе и другим вопросам. Туристический же поток через Керченскую паромную переправу минимален, особенно после начала транспортной блокады Крыма Украиной, когда все необходимые для жизни полуострова товары начали завозиться именно через нее, к тому же не забываем, что она работает сезонно.

— Исходя из этих рассуждений, мы проанализировали количество рейсов, прибывших в Крым в 2017 году, а это открытые данные. Мы брали за источник информацию около 20 российских аэропортов, из которых принимал самолеты Симферополь, - заявил Александр Лиев.

По словам эксперта, применив методику НАПКС, можно утверждать, что в 2017 году общий авиапоток в Крым составлял 3,2 млн поездок. Чтобы определить количество людей, посетивших Крым, эту цифру нужно делить на 2, поскольку подавляющее большинство покупает билеты на самолет туда и обратно. Но и из этих 1,6 млн именно туристами можно считать порядка 1 миллиона человек.

Александр Лиев считает, что Керченская паромная переправа приняла еще до 200 тыс. российских туристов. Кроме того, из 200 тыс. украинцев, побывавших на оккупированном полуострове, еще около 100 тыс. также можно считать туристами.

— Получается, что в целом туристический поток в прошлом году составил максимум 1,4 млн туристов, включая 100 тыс. из Украины, — считает Александр Лиев.

Если смотреть на динамику всех лет оккупации, то к падению Крым шел постепенно. В 2014 году на полуостров приехало 2,5 миллиона туристов. Такая цифра связана с тем, что Крым еще в начале года находился под контролем Украины. То есть, почти полгода исправно ходили поезда, летали самолеты, в том числе, и из-за границы, а также полным ходом шли поставки продовольствия и других товаров через админграницу с Херсонской областью.

Уже в 2016 и 2017 гг. железнодорожное и авиасообщение было заморожено, а в результате экономической блокады остановились и поставки товаров из Украины, что загрузило Керченскую переправу. Поэтому 2015, 2016 и 2017 годы по количеству туристов были примерно одинаковы: около 1,5 миллиона туристов, из которых в среднем от 100 до 200 тыс. — украинцы, а остальные — россияне.

Пугающие перспективы

Хуже всего то, что в обозримом будущем, в первую очередь, для крымчан, не предвидится улучшений этой печальной ситуации. Не поможет ни строительство Керченского моста, ни расширение симферопольского аэропорта, ни другие меры.

Аннексия Крыма не создала никаких дополнительных преимуществ для граждан России относительно отдыха на полуострове. В 2012, 2013, 2014 годах в Крыму и так отдыхало максимальное количество россиян, а после оккупации никаких предпосылок для наращивания российского потока не появилось.

Большинство российских туристов выбирали Крым, прежде всего, из-за того, что он был очень дешевым по сравнению с Сочи, или с другими странами, курортом, известным во всем бывшем Советском Союзе, пусть даже и с некоторыми проблемами в качестве обслуживания.

Теперь же ситуация, скорее, обратная. При существенном отставании в сервисе, цены на отдых выросли в разы.

— В Крым сегодня добраться не проблема. Проблема в том, что Крым теперь не конкурентоспособен. Цены на отдых выросли вдвое. Это теперь чисто каботажный внутренне российский курорт, в котором почти не встретишь иностранцев. В Крым сейчас не попадешь круизным лайнером, там нет иностранных брендов и не все даже российские банки, — уточняет Александр Лиев.

Существует только один способ сделать Крым привлекательным для туристов — вернуть его в состав Украины, восстановив таким образом потенциал полуострова как курорта. В этом случае, конечно не сразу, но ситуация кардинально изменится. Как минимум за счет украинцев, сотни тысяч, а то и миллионы которых соскучились за родным Крымом или из патриотических побуждений, но с нетерпением ждут возможности отдохнуть на освобожденном полуострове.

Роман Кот

QHA